20 (296) 2010


Домострой от Путина
Очередной неожиданный поворот событий повлек августовский автопробег Путина по федеральной автодороге «Амур». Жители старого, полуразвалившегося поселка с символичным названием Перевалочная База, что в Бурейском районе, получили шанс отметить долгожданное новоселье. Десятки семей ждали этого события почти 30 лет.
Губернатор Олег Кожемяко о значимых событиях уходящего года для Амурской области
«Подходит к завершению 2010 год, скоро мы будем встречать новый, 2011-й! В это время принято подводить итоги и намечать планы на будущее.  Думаю, уходящий год был по-настоящему ярким, богатым на события, встречи, визиты, насыщенным новыми достижениями в экономике, изменениями к лучшему в социальной сфере».
Блюстители небесных трасс
Основные задачи, выполняемые филиалом «Аэронавигация Северо-Востока», – это планирование и координирование использования воздушного пространства; непосредственное управление движением воздушных судов на внутренних и международных воздушных трассах, местных воздушных линиях, в районах авиационных работ; контроль над соблюдением порядка использования воздушного пространства и режимов полетов, а также обеспечение безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения в пределах установленного района ответственности.
В воздушном пространстве, контролируемом филиалом «Аэронавигация Северо-Востока», находится 37 участков международных воздушных трасс протяженностью более 38 000 км, 27 участков внутренних воздушных трасс (федерального значения) протяженностью около 13 000 км. Ежедневно специалисты филиала обслуживают в среднем 130 - 150 воздушных судов, из которых около 60 - 70 % принадлежат иностранным авиакомпаниям.
Более подробно о работе филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и о том, как обеспечивается безопасность воздушных судов, нам сегодня рассказывает его директор Александр ДЗЮБЕНКО.
Пока реки спешат к морям
Сахарно светятся в далеких горах ледники, дающие жизнь маленьким ручейкам. Хрустально перезваниваясь, они торопливо сбегают по склонам и соединяются в бурные горные речки, которые продолжают бег вниз и навстречу друг другу, и вот уже большие полноводные реки без суеты несут на широких спинах волны – дар морским просторам, с тем, чтобы в скором времени они, вчерашние речные струи, вновь снежинками легли на ледники.
Таков непреложный закон на земле со времен мироздания. И до тех пор, пока реки спешат к морям, человечество будет использовать их мощь себе на благо, гидростроители и гидроэнергетики не останутся без работы, а все мы – без электроэнергии.
В следующем году исполнится 30 лет с того момента, как закрутились лопасти первого агрегата Колымской ГЭС – станции во многом уникальной: в мире найдется немного подземных гидроэлектростанций, да еще построенных на вечной мерзлоте, да в рекордно короткие сроки.
Как все начиналось? Чем сегодня дышит Колымская ГЭС и ответственное за нее предприятие? Что в планах колымских гидростроителей на завтра? Накануне профессионального праздника энергетиков мы обо всем этом побеседовали с генеральным директором ОАО «Колымаэнерго», депутатом Магаданской областной Думы пятого созыва Леонидом МУРИНЫМ.

 «Нам удастся закрепить наши успехи и решить новые задачи»
Губернатор Магаданской области Николай ДУДОВ подводит итоги года
Спасти редкого хищника
Вот и заканчивается 2010-й, по восточному календарю год металлического Тигра. Гороскопы сулили в течение этого года успех всем знакам зодиака, стал он успешным и для самих краснокнижных хищников. Прогнозы астрологов о том, что в этот год люди будут чаще, чем всегда, совершать искренние и благородные поступки, что у них проснется жажда деятельности и желание сделать мир намного лучше, чем он есть, оправдались. На программу по сохранению популяции тигра на Земле, общая численность которых в мире не превышает 3200 особей, в ближайшие годы будет направлено в общей сложности более 380 миллионов долларов.
О том, как тигр стал персоной государственной важности, почему российский премьер начал защищать уссурийских тигров и сколько хищников проживает на Дальнем Востоке, рассказывает наш корреспондент Юлия Доспехова.
По первой заповеди
Удивительно, как ей удается оставаться такой искренней – когда суть ее профессии в бесконечной игре, смене лиц и характеров. Удивительно, как ей удается оставаться такой естественной – ведь положение, что называется, обязывает блистать. Удивительно, как умеет она вдруг стать «одной из всех» – и это притом, что постоянно находится под пристальным вниманием. Удивительно… А впрочем, ничего удивительного. У Ларисы Белобровой, заслуженной артистки России, супруги губернатора Приморского края Сергея Дарькина, просто такой характер. Которому она всегда остается верна.
Открытый порт Владивосток ждет саммита АТЭС
Визитная карточка
Александр Иванович КУВШИНОВ, капитан морского порта Владивосток.
Родился и вырос в г. Находка Приморского края. Окончил Дальневосточное мореходное училище вопреки воле родителей. Заочно окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище. Трудовой стаж начал с практиканта на рыболовецких судах. В конце 1990-х - начале 2000-х годов ходил сначала на рыболовецких, затем на торговых судах в должности капитана. Общий стаж работы в море – около 20 лет. Береговую работу начал в одной из судоходных компаний в должности заместителя директора по безопасности мореплавания, затем был приглашен на работу в Администрацию морского порта Восточный, где проработал в должности капитана порта с 2004 по 2010 год. В июне 2010-го назначен капитаном морского порта Владивосток. Женат.  
Снова слышен рокот лопастей

С чем мы провожаем 2010 год? Какие события происходили в авиакомпании «Прогресс», каких успехов добился коллектив предприятия? На вопросы нашего корреспондента отвечает управляющий директор ОАО ААК «Прогресс», депутат Законодательного Собрания Приморского края Юрий ДЕНИСЕНКО.
Инесса ПЕСТЕРЕВА: «Бизнес должен быть социально ответственным»
В уходящем году в канун профессионального праздника строителей в Москве в Министерстве регионального развития РФ прошло награждение лучших предприятий отрасли. Диплом высшей степени «За достижение высокой эффективности и конкурентоспособности в строительстве и промышленности строительных материалов» был вручен генеральному директору ОАО «Комплекс» из Находки. Инесса Александровна ПЕСТЕРЕВА была единственной женщиной среди награжденных руководителей. По итогам 14-го всероссийского конкурса «Комплекс» вошел в двадцатку лучших строительных организаций России. А через два месяца – 29 октября – она вместе с коллективом принимала поздравления по не менее весомому поводу: предприятие отмечало юбилейную дату – 65-летие со дня основания.
Геннадий СМЕРКОВИЧ: «Электроэнергетика – основа созидания»
С тезисом, вынесенным в заголовок статьи, вряд ли кто-то рискнет поспорить. Развитие современной индустрии, сельхозпроизводства, всей экономики в целом и комфортности жизни отдельного человека в частности в основе своей зависит от надежности, бесперебойности и качества поставляемой электроэнергии. В последние годы процесс созидания в России получил сильное ускорение и стал необратимым. Утверждаю это не голословно, а опираясь на опыт работы ОАО «Дальэнергосетьпроект» с 2000 года.
Объем выполненных институтом «ДЭСП» проектно-изыскательских работ (ПИР) на стыке тысячелетий за год суммарно составил около 20 миллионов рублей. Уходящий год, программу которого коллектив успешно выполнил еще в ноябре, ознаменовался тем, что выход товарной продукции (готовые и принятые проекты) приблизился к одному миллиарду. Даже с учетом инфляции и некоторого удорожания работ рост объемов ПИР увеличился кратно.
По методике, которую нередко и безошибочно применяют аналитики разведслужб, это означает, что Россия, ее Дальний Восток выходят из кризиса, получают новую качественную основу для созидательной работы. Столь бурное развитие электрических сетей вызвано необходимостью повсеместно сделать потребление электроэнергии более эффективным, несущим блага не только в крупные города и населенные пункты, но и в самые отдаленные уголки огромной Родины.
Виктор ГРЕБНЕВ:  «Стройка улучшает характер»
Поступившая информация напоминала победный рапорт: генеральный подрядчик строительства моста через бухту Золотой Рог и автомобильной дороги поселок Новый - Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) успешно и даже раньше намеченного срока освоила все средства, выделенные ей на программу работ 2010 года. Сегодня, чтобы не снижать набранный темп, компании дополнительно требуется 1,5 миллиарда рублей. Учитывая, что каждый рубль здесь строго контролируется и используется только по прямому назначению, я сделала такой вывод: стройки идут со значительным опережением графика и ввод в эксплуатацию этих объектов произойдет раньше самых смелых ожиданий. Вот этим радостным умозаключением в начале нашей встречи я и поделилась с генеральным директором ЗАО «ТМК» Виктором ГРЕБНЕВЫМ.
– Как и обязались, – охладил мой пыл Виктор Григорьевич, – мы завершим сооружение моста через Золотой Рог в ноябре - декабре будущего года. К сожалению, многие приморские СМИ ошибались, заявляя, что дорожно-мостовой комплекс тут же будет принят в эксплуатацию. Придется потерпеть еще несколько месяцев…
На службе у отечества
Беседа с председателем Законодательного Собрания Приморского края, профессором, доктором технических наук, лауреатом премии правительства РФ, генерал-майором Таможенной службы России Виктором Горчаковым состоялась в канун Нового, 2011 года. Сразу после того, как в Совете Федерации прошли Дни Приморского края, которые как бы подводили итоги развития ведущего региона Дальнего Востока, ставшего для всей России своеобразной стартовой площадкой по внедрению в рынки стран АТР.
Руководитель Законодательного Собрания последние четыре года, безусловно, к этому «красному рубежу» имеет самое непосредственное отношение, тем более  что вся предыдущая жизнь и творческая работа его была посвящена только этому солнечному краю у Тихого океана. Он родился в Артеме – городе шахтеров, с серебряной медалью окончил среднюю школу и поступил на физмат в ДВГУ, где прошел, как говорится, все «жизненные университеты», чтобы уже в 1976 году возглавить ДВГУ.
Его светлая голова, глубокие и обширнейшие знания, твердость характера были востребованы в должности секретаря Приморского крайкома партии в непростое для коммунистической идеологии время – в 90-е годы. Потом, когда на Дальнем Востоке организовалось самостоятельное региональное таможенное управление, Виктору Горчакову правительство поручило ответственный пост организатора и руководителя филиала Таможенной академии, которая ковала  тогда кадры для всего Тихоокеанского региона. Затем, как опытный политик, Виктор Васильевич возглавил Департамент международного сотрудничества администрации Приморского края, а впоследствии курировал это направление в качестве вице-губернатора. В октябре 2006 года он становится председателем Законодательного Собрания. Виктор Горчаков, учитывая исторический опыт местного парламентаризма, стал позиционировать парламент как активного разработчика стратегических ориентиров в развитии Приморского края.
Работа четвертого созыва народных избранников показала, что депутатский корпус и его спикер способны серьезно влиять на выбор приоритетов в экономической, политической и социально-культурной жизни Приморья. В этом выборе учтены региональная специфика и те задачи, которые поставлены сегодня перед страной: замена экономической модели с сырьевой на инновационную и резкое повышение качественного уровня жизни россиян.
Об этом и состоялся разговор с Виктором ГОРЧАКОВЫМ в предновогоднем интервью.
Торжество лесной стратегии
  Лесной комплекс Хабаровского края, несмотря на влияние финансового кризиса, вышел на траекторию, обозначенную в стратегии развития. В 2010 году реализация пяти приоритетных инвестиционных проектов продолжалась. Губернатор удовлетворен ходом ввода в строй новых производственных мощностей по глубокой переработке древесины, отмечая в первую очередь успехи ООО СП «Аркаим», ОАО «Дальлеспром» и ООО «Бизнес-Маркетинг». Заказчики съезжаются в край, чтобы убедиться в качестве пиломатериалов и перспективах сотрудничества. О проектах трех китов деревопереработки в лесном комплексе рассказал министр природных ресурсов Хабаровского края Василий ШИХАЛЕВ.
Транспортники вызывают «скорую помощь»
Регионы Дальневосточного федерального округа обозначили транспортные проблемы, без решения которых движение вперед невозможно
Транспортные ворота регионов
Событием века в 2010 году назвали сдачу в эксплуатацию участка федеральной трассы «Амур» дорожные строители Дальнего Востока
Коэффициент сцепления
Пока в Москве обсуждали глобальные проблемы развития транспортного комплекса России в рамках «Недели транспорта - 2010», в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте) темой международной научно-практической конференции стали проблемы подготовки специалистов для гражданской авиации и повышения эффективности работы воздушного транспорта.
На защите интересов республики и каждого ее жителя
Город Нерюнгри по праву называют столицей и промышленным сердцем Южной Якутии. На протяжении последних десятилетий здесь идет активное освоение природных богатств и создание Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса. Вместе с тем в промышленном Нерюнгри есть сельскохозяйственная отрасль, которая в последнее время сохраняет устойчивую тенденцию к увеличению объемов производства и становится еще одним предметом гордости местных жителей. Торговая марка «Якутский бройлер» за полтора года стала известным брендом не только в Якутии, но и за ее пределами. Это результат целенаправленной работы ОАО «Нерюнгринская птицефабрика».
Возглавляет предприятие генеральный директор Иван Иванович СЛЕПЦОВ – известный в Южной Якутии политик и хозяйственник, успешный руководитель, выпускник Якутского сельскохозяйственного института и Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук, заслуженный работник и отличник сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
На протяжении ряда лет в составе республиканского парламента он является заместителем председателя комитета по аграрной политике и селу, а также членом комитета по экономической промышленной, инвестиционной политике, предпринимательству и туризму. Кроме того, в Республике Саха (Якутия) И.И. Слепцов известен как сторонник активного и здорового образа жизни, он избран президентом молодежной общественной спортивной организации «Федерация экстремальных видов спорта». В канун праздника мы попросили его рассказать об итогах уходящего года и планах на будущее.
«Жить, а не доживать!»
…Помимо алмазов и золота Якутия издавна славилась и своими долгожителями. Несмотря на суровый климат, число тех, кто перешагнул столетний рубеж, здесь всегда было не меньше, чем на Кавказе. Однако, как показывает жизнь, в последние годы в республике больше становится и просто пожилых людей, что подтверждает аналогичную общероссийскую тенденцию.
«Жить, а не доживать!» – так определил Дмитрий Медведев приоритеты социальной политики по отношению к старикам. А заодно определил перечень задач, которые должно решить государство в ближайшие годы для того, чтобы в 60, 70, 80 лет люди могли бы вести полноценную жизнь. И если учесть, что, по оценке президента РФ, это касается каждого пятого из нас – сегодня в России уже более 30 млн пожилых, то понятно, что обеспечить им нормальную жизнь – действительно стратегическая задача.
О том, как эта политика реализуется в Республике Саха (Якутия), мы попросили рассказать министра труда и социального развития РС (Я) Николая Николаевича ДЕГТЯРЕВА.
Знак качества «Мехдорстроя»
Визитная карточка
Директор ООО «Мехдорстрой» Сергей Ефимов. Окончил Красноярский политехнический институт. Трудовую деятельность начал в 1976 году механиком. Сегодня руководит крупным предприятием Республики Саха (Якутия), занимающимся строительством и капитальным ремонтом автомобильных дорог.
Сергей Иванович неоднократно отмечался правительственными и ведомственными наградами. Ему присвоены звания «Почетный дорожник России» и «Заслуженный строитель Республики Саха (Якутия)», награжден Почетной грамотой Министерства строительства, транспорта и связи РФ.
Матвей ЕВСЕЕВ: «Верить, помнить, любить…»
енеральный директор ОАО «Алмазы Анабара» оказался человеком молодым, крепким, энергично-пластичным в движениях и… неожиданным. Например, когда я поинтересовалась, волновался ли он перед первыми для себя выборами в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Матвей Николаевич ответил без колебаний:
– Волновался, конечно, но не очень сильно. Потому что знал результаты голосования заранее.
– Как так?
– Накануне дня выборов мама по телефону сказала, что видела во сне  меня в образе белого коня. Я верю в силу предвидения любящего сердца…
Сергей ЛАРИОНОВ: «ЛОРП следует заданным курсом»
Визитная карточка:
Сергей ЛАРИОНОВ – генеральный директор ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».
Родился в поселке Витим, окончил Омское летное училище гражданской авиации, Московский университет гражданской авиации, Дальневосточную академию государственной службы.
Развитие воздушных сообщений
Иван Алексеевич ПРОСТИТ
«Ветеран труда авиации Якутии», «Отличник эрофлота», «Почетный работник транспорта России», «Заслуженный работник транспорта РС (Я)».
«Трансстрой - Восток» - это серьезный опыт железнодорожного и гражданского строительства
Уже давно морозы в Якутии стоят на отметке ниже сорока градусов. А на сооружении железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск работа продолжается. На одном из участков, километрах в сорока от столицы республики, строители вновь наткнулись на подземную воду. Экскаватор своим внушительным ковшом в темпе вычерпывал ее из образовавшегося котлована. Он едва просматривался в мареве тумана. Машина быстро покрылась ледяной коркой. Она постоянно маневрировала, потому что, встань она на месте хотя бы минут на пятнадцать, вода превратится в лед и заклинит гусеницы. Тогда замерзнет все: и котлован с водой, и машина.
Хорошо, что было еще светло, а темнеет здесь уже в три часа дня. В таком тумане искусственное освещение только мешает – туман становится экраном, сквозь который вообще ничего не видно.
Такие случаи здесь, на подходе строительства к конечной на этой стройке станции Бестях, не редки – это самый сложный участок на всей трассе. Доводилось слышать, как советовались мостовики: «Забурились до проектной отметки, а там жижа пошла, что делать?» – спросил один. «Бури дальше, и еще два метра – в твердый грунт», – был ответ.
Здесь и грунт, как слоеный пирог, и насыпь возводится такая же. Только все коржи в ней разных сортов: песок, скала, щебень, отсев, изоляционные материалы, утеплители, которые здесь играют обратную роль – охладителей. Это не только доставляет лишние хлопоты рабочим, но и влияет на удорожание строительства. Только это «наверху» редко принимается во внимание при составлении финансирования.
Механизаторы ко всем неожиданностям привыкли. Так что и на этот раз выход воды усмирили довольно быстро. Для них это проходной эпизод, хотя, к сожалению, не столь и редкий. Так теряются и время, и средства.
В связи с этим во время беседы с руководителем стройки, генеральным директором Корпорации «Трансстрой - Восток» Александром ДУДНИКОВЫМ, вопрос соблюдения сроков строительства возник сам собой.
Юрий НИКОЛАЕВ - директор каскада Вилюйской ГЭС ОАО «Якутскэнерго»: «Горячее сердце вечной мерзлоты»
Юрий Михайлович Николаев – директор Каскада Вилюйских ГЭС им. Е.Н. Батенчука ОАО АК «Якутскэнерго», народный депутат Республики Саха (Якутия), аспирант Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Б.Е. Веденеева.
Юрий Михайлович 19 ноября 2010 г. защитил в Москве кандидатскую диссертацию, получил ученую степень кандидата технических наук по специальности «Гидротехническое строительство». Тема работы «Температурно-влажностное состояние и деформационное поведение каменно-земляных плотин с экраном в условиях севера».
Виктор САМОЙЛОВ: «Мы даем людям тепло и свет»
Визитная карточка
Виктор Иванович САМОЙЛОВ окончил Тольяттинский политехнический институт. В Якутии начал работать в 1985 году заместителем начальника Мурбайской геофизической экспедиции. Долгое время возглавлял администрацию Ленского района. В системе газовой промышленности Республики Саха (Якутия) – с 2003 года. С февраля 2009 года возглавляет ОАО «Сахатранснефтегаз». За личный вклад в развитие газовой отрасли отмечен званием «Заслуженный работник народного хозяйства РС (Я)», Благодарностью Министерства энергетики и промышленности Российской Федерации, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Виталий БАСЫГЫСОВ: «Ил Тумэн – через призму реформ»
Басыгысов Виталий Николаевич, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха, член Президиума Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе ФС РФ. Член Президиума Совета законодателей Совета Федерации ФС РФ.
Егор БОРИСОВ: «Дальнему Востоку дали карт-бланш»
У президента Республики Саха (Якутия) Егора Борисова идеальная биография: рабочий, начальник предприятия, руководитель района, министр, заместитель и почти восемь лет председатель правительства. В июне 2010 года он был наделен полномочиями главы республики. Так что ликвидацией последствий паводка, северным завозом, подготовкой к зиме и новому учебному году, работой над  бюджетом занимался уже в новом статусе, а это еще больше ответственности и еще меньше времени. Сегодня все эти сезонные трудности уже позади. Навигация закончилась, построены новые дома взамен разрушенных наводнением, получили квартиры ветераны Великой Отечественной войны, а на прошедшем в середине декабря пленарном заседании Госсобрания принят главный финансовый документ следующего года. Самое время поговорить об итогах года уходящего и планах на будущее.
Новая орбита Вячеслава Штырова
ШТЫРОВ Вячеслав Анатольевич
Дата рождения: 23.05.1953 г.
Заместитель председателя Совета Федерации, член Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления.
Представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Краткие биографические данные
Образование: 1975 г. – Дальневосточный политехнический институт им. В.В. Куйбышева.
Ученые степени: кандидат экономических наук.
Государственные награды: 2000 г. – орден Почета; 2001 г. – почетное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации»; 2007 г. – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени; 2010 г. – орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Должность перед избранием (назначением): президент Республики Саха (Якутия).