Остров грез и надежд

Еще лет 15 назад, когда весь остров Русский находился во власти Тихоокеанского флота, витал фантастический проект – сделать его мини-Сингапуром, застроив высотными домами и офисами. Пресса на сей счет тогда пошумела, островитяне подивились, прочитав корреспонденции, и успокоились: как можно мечтать о дворцах, если власти города Владивостока не могут справиться с элементарной транспортной проблемой – наладить регулярное движение парома к островному поселку, до которого рукой подать. Успокоились даже бережливые экологи уникального острова и вездесущие браконьеры, опустошавшие многочисленные мелководные заливы и песчаные бухточки, где на дне соленые течения перекатывали пупырчатые “огурцы” трепангов и орошали несеяные плантации морского гребешка. Их деятельности даже не мешали грандиозные береговые артиллерийские установки “Ворошиловских батарей”, которые некогда защищали подступы к Владивостоку, а потом превратились в музейные экспонаты под открытым небом.

И, тем не менее, фантастика стала вполне реальной в рыночных условиях, когда в рамках программы развития Дальнего Востока президент Владимир Путин озвучил новую идею превращения острова в заливе Петра Великого в российский Манхэттен, а потом предложил партнерам Межправительственного форума АТЭС именно здесь, во Владивостоке, провести в 2012 году его российское заседание. В настоящее время в состав форума входит 21 страна: Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, КНР, Сянган (Гонконг), Тайвань, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Вьетнам, Перу и Россия.

Сделать остров по современным меркам обитаемым – чрезвычайно серьезное и экономически затратное решение. В российском правительстве подсчитали: на осуществление этой затеи потребуются такие огромные деньги, которые Дальнему Востоку с момента его освоения не снились.

Названная цифра в 150 млрд. рублей просто не укладывалась в сознании даже экономистов и ученых. И потому, очевидно, все это на первых порах воспринялось простым народом как очередная рекламно-политическая акция - ведь сколько до того составлялось серьезных программ, называемых даже президентскими, но все они лопались как мыльные пузыри, и ни одна до логического конца так и не завершилась. В реальность задуманного более-менее поверили лишь в дни проведения первого Тихоокеанского экономического конгресса во Владивостоке в 2007 году, когда с его высокой трибуны не кто-нибудь, а сам министр финансов России Алексей Кудрин заявил:

– Я сюда приехал с деньгами, большими деньгами, которые, уверен, дадут старт для развития региона и вложения сюда средств частных инвесторов.

Свою полную готовность к грандиозным переменам подтвердил тогда губернатор Приморья Сергей Дарькин:

– Мы получили не просто посыл правительства, а наказ – конкретно развивать нашу экономику!

Что же как манна с небес должно упасть на остров Русский и Владивосток ко времени проведения саммита АТЭС? Теперь можно оперировать не просто голыми фактами и обещаниями властьпредержащих, а рассматривать конкретный документ – Федеральную целевую программу “Развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года”, утвержденную после долгих дискуссий и обсуждений в конце ноября правительством России. Ее полная “стоимость” - 567 млрд. рублей, из которых, действительно, 100 млрд. выделяются из федерального бюджета на осуществление подпрограммы “Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе”.

Средства пойдут на решение базовых для города вопросов: это модернизация аэропорта Владивосток и придание ему статуса международного хаба, строительство транспортных развязок между аэропортом и Владивостоком, включая два мостовых перехода через бухту Золотой Рог, пролив Босфор-Восточный, а также эстакады от полуострова Де-Фриз до Седанки.

Помимо этого из федерального бюджета будет финансироваться строительство современных гостиниц, рассчитанных на 7500 номеров, а также театра оперы и балета, конгресс-центра, где должны проходить все международные мероприятия, центра высоких медицинских технологий, университета, океанариума. Для Владивостока – создание морского фасада города.

Значительные средства предусмотрены на развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры. В эту группу объектов входят реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации во Владивостоке, водоснабжение морского города и других населенных пунктов Приморья из подземных источников Пушкинского месторождения, строительство нового полигона твердых бытовых отходов и рекультивация существующего, строительство третьей линии водовода. Ряд проектов касается повышения надежности энергоснабжения.

Всего в программу вошли 96 объектов, из них 42 получат финансирование из федерального бюджета. Остальные объекты - коммерческие, для их реализации будут привлекаться частные инвестиции, средства краевых и местных бюджетов.

Помимо подготовки к саммиту АТЭС-2012 года в программе предусмотрено 16 млрд. рублей на строительство дорог: Уссурийск – Пограничный - государственная граница, Раздольное – Хасан, Владивосток –Находка - порт Восточный, Терней – Малая Кема, Рудная Пристань – Терней. Еще 20 млрд. из федерального бюджета пойдут на строительство генерирующих мощностей.

Для реализации коммерческих проектов будут инвестироваться средства компаний и частного капитала. Переговоры по этим направлениям уже ведутся с ОАО “РАО ЕЭС” ОАО “РЖД”, АК “Транснефть” и другими предприятиями российского бизнеса. В данную группу проектов входят строительство нефтеналивного порта в Козьмино, развитие портов Хасанского района, строительство нефтеперерабатывающего завода, развитие в Приморье нефтехимического и газохимического производства, нефтепровод “Восточная Сибирь – Тихий океан”, газификация Приморья, а также создание высокоскоростных железнодорожных линий.

Декабрь 2007 года уже внес конкретные организационные действия. президент РФ Владимир Путин подписал Указ “Об Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в форуме “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году”, утвердил положение об Организационном комитете и его составе из 15 высших чиновников федерального уровня, а также губернатора Приморья.

Председателем оргкомитета, в составе которого действует объединенный штаб силовых структур, назначен помощник президента РФ Сергей Приходько, его заместителями - глава Минрегиона Дмитрий Козак и Сергей Вязалов, зам. начальника управления президента РФ по внешней политике. Руководителем объединенного штаба силовых структур в составе оргкомитета стал советник президента Сергей Ушаков. В оргкомитет также вошли управляющий делами президента Владимир Кожин, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр обороны Анатолий Сердюков, глава Минэкономэнерго Виктор Христенко, глава Ростехнадзора Константин Пуликовский, полпред президента в ДФО Олег Сафонов, руководители Минтранса и Минэкономразвития Игорь Левитин и Эльвира Набиуллина и ряд других столичных чиновников.

В задачи оргкомитета, среди прочего, входят подготовка и представление президенту согласованного плана, концепции председательства РФ в форуме АТЭС, координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации этого плана, включая реализацию размещения заказов на поставку соответствующих товаров, выполнение работ и оказания услуг. Дмитрий Козак уже доложил президенту о подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Для российского Дальнего Востока Дмитрий Козак не чужой человек. Он готовил большинство визитов президента во многие регионы Востока России, вникая в их проблемы. Работая в президентской команде по созданию действующей федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья, выезжал в рабочие командировки в Приморье, на Сахалин.

Надо отдать должное - Дмитрий Козак в президентском докладе положительно оценил сделанное. Уже создан межведомственный штаб, который провел несколько заседаний. Утвержден план по строительству на 2008 год, и определен объем стройматериалов. К середине декабря Минтранс и РАО “ЕЭС России” подготовили свои предложения по обеспечению транспортной логистики и энергоснабжения. К концу декабря будут предложены архитектурные решения. Творческий коллектив проектировщиков во главе с НИИП градостроительства (г. Санкт-Петербург) подготовит для рассмотрения на заседании Межведомственного оперативного штаба архитектурно-градостроительную концепцию размещения объектов и освоения острова Русского.

На основе многих вариантов, разработанных НИИПградостроительства, Гипрогором, Приморгражданпроектом и рядом ведущих зарубежных архитектурных фирм, “выкристаллизовалась” основная идея размещения делового центра саммита в районе бухты Аякс у мыса Балка.

Следует ожидать некоторого удорожания строительства объектов. Важной и дорогостоящей проблемой является доставка значительного объема строительных материалов и других необходимых грузов для обеспечения строительства объектов саммита. Минтрансу России совместно с заинтересованными организациями и администрацией края предложено проработать транспортную схему доставки этих материалов и грузов и представить ее на рассмотрение Межведомственного оперативного штаба

Сделаны только первые шаги Их трудно переоценить, ибо предстоит напряженный пятилетний период обустройства Владивостока, который, по решению последнего саммита АТЭС, состоявшегося в Сиднее, примет гостей многих стран в 2012 году. Назад отступлений быть уже не может.

Николай Братчиков.г. Владивосток



← Назад в раздел