На страже ворот в АТР

Что представляет собой сегодня предприятие? Это территориальное структурное подразделение ФГУП “Росморпорт”, в хозяйственном ведении которого в порту Владивосток находятся 16 грузовых причалов, причалы для местных грузопассажирских судов и паромов, общей длиной порядка 4 тысяч метров, с глубинами до 14,5 метра, позволяющие принимать крупнотоннажные суда. В состав филиала входят Посьетское и Ольгинское отделения, на которые замыкаются порты Посьет, Ольга с портпунктами Славянка, Рудная Пристань, Пластун, Светлая.

Объем грузооборота портов, подведомственных филиалу, в 2007 году составил около 12 млн. тонн. Основная его доля легла на ОАО “ВМПТ”. Номенклатура преобладающих грузов в экспорте - металлы и лес, в импорте - навалочные грузы, контейнеры, в каботаже - грузы в контейнерах.

Порт Владивосток в 2007 году посетило 4150 судов, главным образом с импортными автомобилями. В порты Посьетского и Ольгинского отделений произведено соответственно 1250 и 1650 судозаходов.

В сложившихся сегодня условиях мощности причалов обеспечивают переработку всей номенклатуры грузов в существующих ныне объемах, имеют реальный запас производственных мощностей на случай увеличения объемов перевалки экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов.

Филиал тесно работает со всеми участниками транспортного процесса, и прежде всего – с ОАО “Владивостокский морской торговый порт”, и такое партнерство дает хорошие результаты.

ФГУП “Росморпорт” делает все для того, чтобы это сотрудничество и взаимодействие было более плодотворным и результативным как для акционерного общества, так и для государства, интересы которого во Владивостоке представляет филиал.

Важнейшими направлениями деятельности ФГУП “Росморпорт” являются капитальное строительство, реконструкция и модернизация гидротехнических сооружений. В порту Владивосток продолжается строительство 3-го и 4-го причалов, освоено более 250 млн. рублей. Это глубоководные причалы с глубиной 15 м, позволяющие принимать балкеры дедвейтом до 100 тыс.т, контейнеровозы типа “Панамакс” вместимостью до 5 тыс. 20-футовых контейнеров. За ними будущее: в планах – рассматривается создание на их базе специализированного комплекса. В реализации этого направления деятельности важнейшую роль играют технические подразделения, возглавляемые главным инженером А.К. Буркаленко. Много сил и энергии отдают решению проблем завершения реконструкции причалов заместитель главного инженера А. Велиев., начальник отдела капитального строительства и ремонта В.Е. Павловский.

Филиалом начат капитальный ремонт причалов № 1 и 2. Здесь освоено более 40 млн. рублей. Пока выполнен только первый этап ремонта, введено 220 м причала №1, и эта работа ведется при активном участии Владивостокского морского торгового порта.

В соответствии с положениями нормативных документов, регламентирующих деятельность Владивостокского филиала ФГУП “Росморпорт”, предприятием наряду с осуществлением операций по хозяйственному ведению государственного имущества проводится работа по обслуживанию судов, оказанию услуг по хранению грузов, буксирных и лоцманских операций, по реализации транспортных услуг судами и автотранспортом. Некоторые из этих видов деятельности начаты в филиале впервые. И то, что они реализованы – во многом заслуга заместителя директора филиала по эксплуатации А.И. Новичкова и специалистов замыкающихся на него отделов портовых услуг и эксплуатации флота. Уместно отметить: деятельность по эксплуатации находящегося в хозяйственном ведении ФГУП “Росморпорт” служебно-вспомогательного флота с каждым днем становится все более эффективной. Анализ показывает увеличивающийся спрос на услуги по перевозке пассажиров и использование рейдовых и разъездных катеров для обслуживания транспортного флота.

На филиал возложено участие в работе по обеспечению безопасности мореплавания. В 1999 году береговая составляющая систем безопасности мореплавания была создана в заливе Петра Великого, что позволило обеспечить надежный прием сигналов по району А1 в радиусе до 50 миль, а в районе А2 - в радиусе до 160 миль. Однако это не обеспечило перекрытия всего побережья Приморского края. В год в этом районе проходит около 1200 судов. По распоряжению Минтранса РФ о создании морского района А2 ГМССБ в пределах портпункта Пластун Владивостокским филиалом разработано технико-экономическое обоснование и в настоящий момент разрабатывается проектно-сметная документация морского района А2 с планируемым вводом в эксплуатацию в 2008 году. Введенные в эксплуатацию после строительства систем ГМССБ и АИС в порту Пластун позволят обеспечить безопасность мореплавания вдоль всего побережья Приморского края. Воплощение этих планов в жизнь является важнейшей заботой службы связи и ГМССБ, возглавляемой И.С. Бахтиным.

В соответствии с задачами, возложенными на Владивостокский филиал ФГУП “Росморпорт”, большое внимание уделяется проведению природоохранных мероприятий на акватории порта Владивосток. Их реализация приобретает особую значимость в преддверии проведения во Владивостоке саммита АТЭС в 2012 году. Небольшая по численности, но очень точная и требовательная экологическая служба, которой руководит И.С. Хаботкин, постоянно отслеживает малейшие изменения экологической ситуации на акватории порта Владивосток и сама принимает меры к уменьшению вредного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду. В составе флота филиала имеются технические средства, работающие на акватории порта в зоне ответственности администрации морского порта Владивосток и филиала.

За период работы состояние акватории порта значительно улучшилось. В бухте Золотой Рог собрано около 300 тонн твердых бытовых отходов. В планах филиала предусматривается создание и развитие участка по предотвращению загрязнения моря нефтью, строительство новых сборщиков льяльных вод и химзачистной станции.

Коллектив ФГУП “Росморпорт” и его Владивостокского филиала, реализуя одно из направлений национальной морской политики страны, делает все, чтобы портовая инфрастуктура сохранялась и приумножалась. Реализовать это возможно только при достаточном финансировании. Сегодня многое делается за счет привлечения средств из портовых сборов, остающихся в распоряжении ФГУП “Росморпорт”. И здесь поставленных задач не решить без грамотного использования средств. Делают это важное дело специалисты высочайшей квалификации – работники финансовой и планово-экономической служб, руководят которыми Р.Г. Стрикун и Н.Н. Осипова.

Приоритетным направлением деятельности ФГУП “Росморпорт” и его территориальных подразделений является совершенствование системы государственного управления и эффективного использования федерального имущества в морских торговых портах и обеспечение экономических интересов государства в области торгового мореплавания. В связи с этим для нас крайне актуальной остается проблема, связанная с взаимоотношениями между предприятием и арендаторами. Неурегулированность здесь в значительной мере сдерживает процесс развития портовой инфраструктуры из-за отсутствия нормативной базы, четко определяющей регламент передачи в аренду причальных сооружений, методику расчета арендных платежей, принципы реализации капитальных вложений в существующие причалы и в новые инвестиционные программы в морской портовой зоне. Эти задачи решают специалисты юридического отдела, руководит которым Е.В. Войченко. Предложения по совершенствованию правовой базы, сформированные в филиале, позволили подойти к завершающей стадии в определении ясной и понятной системы взаимоотношений собственника гидротехнических сооружений (государства в лице ФГУП “Росморпорт”) и их арендаторов.

Очень важным для “Росморпорта” и стивидорных компаний остается вопрос о сроках арендных отношений при реализации проектов государственно-частного партнерства. Так как эта форма взаимодействия предусматривает равный интерес сторон при осуществлении производственной деятельности. Иными словами, обе стороны должны быть заинтересованы в сотрудничестве. Арендатор причала заинтересован в длительном и интенсивном его использовании с точки зрения перевалки грузов и их хранения, а арендодатель – обеспечении сохранности, правильной технической эксплуатации в целях минимизации расходов на ремонт.

Геннадий ТОКУЛЕНКО,

директор Владивостокского филиала

ФГУП “Росморпорт”.



← Назад в раздел