«Социалка» останется главной

 

Бюджет 2008 и далее

- Реформа местного самоуправления, разграничение полномочий между государственными органами федеральной власти и власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом № 258-ФЗ до конца года в основном должна быть завершена, - говорит Александр Павлович. - А это значит, что областной бюджет 2008 года нам предстоит принять в условиях новых межбюджетных отношений.

К бюджетным новациям периода работы над ним относится, в частности, изменение понятия субвенции, которое теперь определяется исключительно как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на исполнение расходных обязательств, возникших в связи с реализацией определенных переданных полномочий. Введены единые для всех бюджетов требования к составу показателей, утверждаемых законом о бюджете, а также к перечню документов, представляемых одновременно с проектом бюджета. При этом законодательным (представительным) органам власти предоставлено право детализировать эти требования применительно к соответствующим бюджетам.

Введена единая методология бюджетной отчетности, одна из существенных новаций – создание в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового аудита.

Исключено понятие целевых бюджетных фондов, а это предполагает отказ от создания каких- либо фондов в составе бюджета, к которым относится, например, территориальный дорожный фонд.

Кроме того, уточнены формы межбюджетных трансфертов. Введены дополнительные условия предоставления трансфертов для дотационных и высокодотационных субъектов Российской Федерации. Это ограничения по оплате труда государственных и муниципальных служащих, по проведению ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой и некоторые другие.

Все эти изменения предстоит тщательно изучить, осмыслить, и до начала 2008 года внести изменения в областное законодательство. Речь идет, в частности, об областных законах о бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, бюджетных и внебюджетных фондах, в т. ч. бюджетном территориальном дорожном фонде.

– Мы пока говорили об областном бюджете только 2008 года, между тем как федеральный рассчитывается уже на трехлетку.

– Предоставление права выбора между утверждением бюджета на 3 года либо на очередной финансовый год с составлением среднесрочного финансового плана – это одна из основных новаций Бюджетного кодекса РФ. И с моей точки зрения, этим правом нужно воспользоваться. Ведь что такое бюджет? Несмотря на все неизбежные корректировки, бюджет – это роспись всех доходов и расходов до копейки. В наших условиях высокой дотационности территории целесообразно, считаю, разрабатывать долгосрочные целевые программы, а бюджет рассчитывать на год, предусматривая проектировки второго и третьего года, которые потом лягут в основу этих последующих бюджетов. И, конечно, продолжать постоянно анализировать свои доходы и расходы, эффективность освоения средств, на этом основании делать долгосрочные прогнозы будущих потребностей территории с  учетом возможности привлечения инвестиций и, самое главное, необходимости развития социальных программ, повышения качества жизни людей.

Для прозрачности денежных потоков

– Сейчас много говорят о новой системе финансового обеспечения долгосрочных целевых программ. В чем заключаются эти новшества?

– Их основная цель – обеспечение прозрачности расходования запланированных средств. Объем финансирования должен быть просчитан на весь период действия программы и на каждый из этапов ее реализации. Естественно, должна отслеживаться их эффективность, достижение промежуточных результатов и соответствие конечной цели. Например, для сохранения здоровья северян, увеличения продолжительности жизни необходимо качественное медицинское обслуживание и принятие мер по профилактике заболеваний, лекарственное обеспечение и так далее, и так далее – целый комплекс подпрограмм. Значит, применительно к нашим условиям, должны быть отремонтированы или построены родильные дома, оснащенные самым современным оборудованием, обеспечено безопасное пребывание в детских учреждениях и отвечающее всем требованиям школьное питание, в частности, и так далее - список требований и соответственно затрат можно продолжать долго. Для профилактики заболеваний и сохранения здоровья взрослых вводятся, например, профосмотры и диспансеризация, а это в свою очередь требует помещений, хорошего диагностического оборудования, подготовленного персонала, множество других условий. И так по всем направлениям – четкие сроки исполнения каждого этапа реализации конечной цели и расчет соответствующий затрат. Каждая программа должна быть утверждена органом исполнительной власти и после этого рассматривается в качестве рамочного обязательства для включения ее в проект бюджета.

– А что еще предполагается сделать, чтобы бюджетные деньги, как это часто бывает, не растворялись по дороге до конкретного получателя?

– Введены два новых принципа бюджетной системы. Первый - это принцип «единства кассы». Все бюджетные операции должны осуществляться в рамках единого, а не нескольких, как раньше, счета. Это, предполагается, обеспечит полную прозрачность движения бюджетных средств. Второй - «принцип подведомственности». Он означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя средств, в ведении которого они находятся. Это должно усилить ответственность получателя за исполнение бюджетных обязательств и, что немаловажно, устранить дублирования отдельных полномочий.

В отношении расходов основными нововведениями являются, в частности, увязка бюджетных ассигнований с объемом и качеством государственных (муниципальных) услуг, введение новых форм бюджетных ассигнований на их оказание, уточнение порядка планирования и отражения в бюджете средств на реализацию долгосрочных целевых программ. Создана правовая основа и для формирования в качестве базовой единицы бюджетного процесса связки «расходное обязательство – бюджетное ассигнование – государственное (муниципальное) задание».

Дебет с кредитом

– Александр Павлович, на каком этапе сейчас работа над областным бюджетом будущего года?

– Проект внесен губернатором области в областную Думу 23 апреля 2007 года, это значительно раньше срока, определенного областным законодательством - не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году. Первое чтение бюджета в областной Думе прошло в июне, в соответствии с процедурой тогда рассматривалась только его доходная часть. Расшифровка и детализация расходной части, включая межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, - это предмет для рассмотрения бюджета во втором чтении, к нему автор, которым по закону является исполнительная власть области, т. е. губернатор, сейчас и готовит проект. Во время второго чтения будут учтены и все особенности, обусловленные изменениями бюджетного законодательства, вступающими в силу с 1 января будущего года.

– Но второе чтение не за горами, структура расходов наверняка уже есть. Какие статьи останутся, что и как будет меняться по сравнению с прошлыми периодами?

– Пока с уверенностью можно сказать одно - бюджетная политика и в 2008 году, и в среднесрочной перспективе будет направлена на сохранение социальной направленности бюджета, поддержку социально незащищенных граждан, продолжение структурных реформ в основных отраслях бюджетной сферы, оптимизацию затрат на их функционирование при обеспечении выполнения гарантированных обязательств органов власти.

Продолжится реализация областных целевых программ, направленных на повышение уровня образования, здоровья, социальной адаптации и развития личности, обеспечение правопорядка, лекарственное обеспечение и др.

В области межбюджетных отношений приоритетным останется обеспечение финансовой стабильности местных бюджетов, создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты при оказании финансовой помощи из областного бюджета.

– Общеизвестно, что залог экономического развития и стабильности - развитие малого предпринимательства. Что делается для этого у нас?

– В областную программу поддержки и развития малого предпринимательства в последнее время включены мероприятия по созданию областного гарантийного фонда (резерва) для развития системы кредитования его субъектов и поддержки экспортно-ориентированного бизнеса.

– И как именно предполагается использовать средства вновь созданного фонда муниципального развития?

– Для регламентирования формирования, предоставления и расходования средств фонда разработан областной закон о порядке отбора инвестиционных программ (проектов) для предоставления субсидий и их распределения между муниципальными образованиями. В текущем году средства предполагается использовать на осуществление областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области», рассчитанной на период на 2010 г., конкретно - на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой для последующего жилищного строительства. В соответствии с условиями реализации программы средства фонда будут предоставляться на оплату процентной ставки за пользование кредитными средствами, привлекаемыми муниципальными образованиями для обустройства коммунальной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.

– Александр Павлович, а как вы в целом оцениваете состояние правового обеспечения жизни региона?

– Жизнь показывает, что областные законы определяют развитие важнейших сфер жизнедеятельности территории и активно влияют на них. Самое главное - на сегодняшний день у нас создана правовая база экономики, есть основа и все необходимые ресурсы для ее дальнейшего развития.

Елена Водолажская-Колесникова.

г. Магадан



← Назад в раздел