Владимир Миклушевский: «От деклараций о намерениях мы перешли к историям успеха» -

На втором Восточном экономическом форуме Приморский край представит 37 инвестиционных проектов в наибольшей степени готовности, покажет, что сделано за минувший год работы по соглашениям ВЭФ-2015, какие успехи достигнуты в реализации законов о территориях опережающего развития и свободном порте Владивосток и каковы первые итоги действия закона о «дальневосточном гектаре». Подробнее об этом журналу «Окно в АТР» рассказал губернатор Владимир Миклушевский.

Владимир Владимирович, территории опережающего развития и свободный порт Владивосток призваны стать ориентирами успешности, примером эффективности государственно-частного партнерства. Как вы оцениваете влияние созданных точек роста на улучшение инвестиционного климата в регионе, на повышение качества жизни и трудовой занятости населения?
— За год с небольшим в Приморье создано три территории опережающего развития, резидентами свободного порта Владивосток стали 52 компании. Первые резиденты ТОР уже заключили соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока на сумму почти на 200 миллиардов рублей. Резиденты свободного порта Владивосток — более чем на 100 миллиардов.
Несколько резидентов уже начали производство, другие или начинают строительство своих объектов, или занимаются проектированием. Считаю это неплохим результатом за минувший год. И хочу подчеркнуть: здесь речь идет не о намерениях, а уже о конкретных проектах, довольно масштабных. Некоторые из них будут реализовываться поэтапно в течение пяти-десяти-пятнадцати лет.
Так, холдинг «Грин Агро» создает в крае несколько высокотехнологичных сельхозпредприятий молочного направления, уже работает первая очередь мегафермы на 1800 голов, идет строительство второй такой же мощности, а всего таких мегаферм будет три. И они обеспечат поступление на рынок 36 тысяч тонн молока в год (для сравнения: сегодня в Приморье на переработку идет всего около 40 тысяч тонн сырого молока в год).
«Мерси Трейд» построит в ТОР «Михайловский» несколько свинокомплексов общей производительностью 540 тысяч голов в год. Два из них уже работают, ежемесячно поставляя на рынок 300 тонн свинины, скоро сдадут в эксплуатацию еще один — на 80 тысяч голов в год, и производство мяса удвоится. Эти и другие сельхозпроизводители через несколько лет полностью обеспечат внутренние потребности Приморья и начнут работать на экспорт.
Не могу не отметить ТОР «Большой Камень», которая будет специализироваться на судостроении. В дни форума состоится старт первой очереди верфи.
В прошлом году мы подписали соглашение с АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом» о создании совместно с биржей Санкт-Петербурга комплекса для аукционной и биржевой торговли рыбной продукцией и другими водными биоресурсами. Площадка работает, через нее уже реализовано продукции почти на 84 миллиона рублей.
— В стране действует программа импортозамещения. Как она сказалась на развитии сельхозпроизводства в Приморье? Насколько интересует эта сфера экономики иностранных предпринимателей?
— Обеспечение продовольственной безопасности — важнейшая задача, которую мы сегодня решаем. И уже есть неплохие результаты: за последние пять лет валовое производство сельхозпродукции увеличилось на 14%, на 34% выросли объемы пахотных земель. Производство сои и кукурузы, стратегических для сельского хозяйства Приморья культур, выросло почти в два раза: кукурузы — с 100 тысяч тонн до 180 тысяч, сои — с 130 тысяч до 262 тысяч!
Однако еще не все ресурсы задействованы: доля использования пашни у нас составляет чуть более 65%. Мы планируем ежегодно увеличивать посевы на 30 тысяч гектаров и одновременно повышать урожайность культур.
Есть неплохие результаты у Приморья и в сфере животноводства. За последние пять лет производство молока у нас выросло почти на 16 %, яиц — на 15%, свинины — почти на 14%. Во многом это удалось благодаря приходу крупных инвесторов (я упоминал о компании «Мерси Трейд»). Свой вклад в увеличение производства мяса внесет холдинг «Русагро-Приморье», который построит десять комплексов мощностью 79 тысяч тонн свинины в год.
Большой интерес к агробизнесу в Приморье проявляют иностранные инвесторы, особенно партнеры из Китая — в этой сфере и создается все больше совместных предприятий. Один из примеров: дуннинская торгово-промышленная корпорация «Хуасинь», которая занимается производством свинины. Сегодня она расширяет свое производство, строит новые комплексы, объем инвестиций составляет более 200 миллионов рублей.
Кроме того, совместно с партнерами из Израиля мы создаем современный оптово-распределительный центр, который будет аккумулировать местную сельхозпродукцию, упаковывать ее и отправлять в торговые сети. Это поможет нам исключить из цепочки поставок лишнее звено — посредников. Мы также планируем создавать с помощью этих же партнеров селекционно-семеноводческие и селекционно-генетические центры по трансплантации эмбрионов. Сегодня нам приходится покупать семена и племенной скот за границей, а это, безусловно, повышает конечную стоимость продукции.
— Не менее актуально импортозамещение в промышленности, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Там создаются и применяются прогрессивные технологии, уникальные конструкторские разработки, но они часто сопровождаются грифом «Секретно». Есть ли путь, по которому они могут прийти в гражданское производство? Как это происходит на практике?
— Технологии в этой сфере по понятным причинам засекречены, но миссия предприятий ВПК — не только обеспечивать обороноспособность страны, но и приносить пользу гражданскому производству. И такие примеры в Приморье есть. На заводе «Прогресс» готовится к промышленному выпуску гражданский вертолет Ка-62, построенный с применением новейших технологий.
Завод «Аскольд» выпускает довольно большие объемы арматуры в рамках программы импортозамещения, а также печатное оборудование для полиграфической отрасли.
Конечно, объемы такого сотрудничества необходимо наращивать. Нам нужно помнить примеры из нашей истории, когда технологии из военной сферы совершали потом прорыв в гражданских сферах. Когда-то вся страна, включая лучшие умы ученых и промышленность, работала над атомным проектом. И он потом изменил экономику страны. Появилась атомная энергетика, множество новых материалов и технологий, предметов потребления. У нас в крае 20 специализированных оборонных предприятий и шесть соисполнителей госзаказа — в сфере судоремонта, машиностроения, авиастроения. Уверен: их вклад в гражданскую экономику будет увеличиваться.
— Не только резиденты свободного порта и ТОР, но и все предприятия в Приморье с нетерпением ждут обещанного правительством снижения энерготарифа на Дальнем Востоке. Но и высокая цена автомобильного топлива тоже влияет на себестоимость производимой в крае продукции. Решит ли проблему строительство нефтехимического комбината и когда этот проект стартует?
— Президент РФ дал конкретные поручения по снижению энерготарифа, и это будет сделано. В августе на совещании в правительстве глава Минвостокразвития Александр Галушка сообщил, что «законопроект по снижению тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня полностью готов к рассмотрению в осеннюю сессию работы Государственной Думы». Как только закон примут, начнется снижение энерготарифов в регионе, ориентировочно — с 1 января 2017 года.
А мы в Приморье, кстати, первыми в стране с 2013 года снизили для предприятий малого бизнеса действующий энерготариф на 10%.
Что касается стоимости бензина, безусловно, когда в крае начнут его производить, цена его будет ниже, так как уменьшится транспортная составляющая. «Роснефть» не отказывается от проекта ВНХК, но по понятным экономическим причинам срок реализации проекта сдвинут. Ориентировочно первая очередь будет построена к 2020 году, мощность нефтепереработки — 12 миллионов тонн нефти в год.
— Приморье давно пытается использовать по максимуму свое выгодное географическое положение и запустить международные транспортные коридоры. Интерес к МТК проявляет международный, особенно китайский, бизнес. Как продвигается реализация этого проекта?
— Хочу сразу сказать, что МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» у нас действующие. Сейчас идет их поэтапная модернизация, рассчитанная на период до 2030 года. У этого проекта большой макроэкономический эффект для экономики не только Приморья, но и всего Дальнего Востока, ведь он решает вопросы транспортной доступности.
Проект очень масштабный, так как он представляет собой комплекс автомобильных дорог, железнодорожных путей, морских портов, погранпереходов и сервисных услуг.
Работа идет: с 1 октября пункты пропуска начнут работать круглосуточно, создается свободная таможенная зона и при пересечении границы вместо множества контролеров вводится единый контрольный орган.
За счет средств федерального и краевого бюджетов идет строительство автодорог МТК «Приморье-1». Скоро сдадим участок трассы Владивосток — Находка — порт Восточный в обход Артема и начнем делать участок до Большого Камня. Остальные будем строить с привлечением частных инвестиций, прежде всего китайских, так как северо-восточные провинции КНР заинтересованы в получении доступа к приморским портам.

Справка
МТК «Приморье-1»: Харбин — Суйфэньхэ — Гродеково (РФ) — порты Владивосток, Находка, Восточный — порты АТР.
МТК «Приморье-2»: Чанчунь — Цзилинь — Хуньчунь — Махалино — Посьет — Зарубино — порты АТР.

По мнению экспертов, к 2030 году грузооборот МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» может достигнуть 45 миллионов тонн. Это даст нашему краю ежегодный прирост ВРП на 4–5 %, а также более 4 тысяч новых рабочих мест.
Подробнее финансово-экономическая модель МТК будет представлена на втором Восточном экономическом форуме. Верхнеуровневая оценка инвестиций (на период до 2030 года) — около 145 миллиардов рублей для МТК «Приморье-1» и около 170 миллиардов — для МТК «Приморье-2».
— Для привлечения квалифицированных кадров в Приморье недостаточно бесплатного гектара и налоговых льгот. Надо расширять жилищное строительство, создавать комфортные условия для жизни. Есть ли у Приморья успехи в этой сфере?
— Такие вещи не происходят в одночасье, это ежедневная кропотливая работа. Хочу подчеркнуть, что истории успеха — это не нечто законченное, совершенствование идет постоянно.
Результаты есть. Серьезно улучшилась ситуация в сфере здравоохранения. Приморье — край большой по площади, а плотность населения на севере края низкая, многие поселения находятся среди тайги. Для них в первую очередь мы построили более 140 фельдшерско-акушерских пунктов, где оказывают первую помощь, а высокотехнологичную можно получить в Медцентре ДВФУ и в перинатальном центре. А раньше сложных пациентов мы отправляли за пределы края. Начала работу санитарная авиация для транспортировки экстренных больных. Второй год работает проект «Автопоезд «Забота»: узкие специалисты, которых не хватает в приморской глубинке, приезжают в отдаленные районы и принимают там местное население. В этом году к медикам для взрослых добавились узкие специалисты по детским болезням.
Успешно развивается региональная авиация: сейчас действует 11 маршрутов, но карта полетов будет расширена. Для этого предстоит создать аэродромную инфраструктуру в ряде отдаленных населенных пунктов края.
Приоритетной остается задача сделать доступным для большинства приморских семей стоимость жилья. Когда я пришел на пост губернатора, то обозначил планку в 45 тысяч рублей за квадратный метр. Так вот, в 2015 году Приморье первым в стране вступило в госпрограмму «Жилье для российской семьи», где стоимость квадрата составляет 35 тысяч рублей. Восемь домов по этой программе недавно сданы в поселке Радужный под Уссурийском, идет строительство во Владивостоке и планируется в Находке. Безусловно, этого пока недостаточно. Необходимо увеличивать объемы малоэтажного строительства, над чем мы сегодня и работаем.
— Как вы оцениваете развитие туризма в крае?
— Сегодня это одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей в Приморье. Только за прошлый год мы наблюдаем 30-процентный рост в этой сфере. Несколько лет подряд фиксируется увеличение показателей по въездному туризму на 9%, по внутреннему — на 11–17%. В 2015 году в крае побывало в два раза больше туристов, приехавших в рамках соглашения между Россией и КНР о безвизовых групповых поездках.
Приморье в силу своего географического положения и тех уникальных преференций, которые дает статус свободного порта, просто обязано стать крупнейшим азиатским туристским хабом России, где формируются пакетные туры как для российских, так и для иностранных туристов. Причем как в страны АТР, так и в регионы России.
Нам есть что показать гостям. С 1 января наш Театр оперы и балета изменил статус и стал Приморской сценой знаменитого Мариинского театра. В скором времени во Владивостоке появятся филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи. Есть и свои музеи, обладающие уникальными коллекциями, — Приморская картинная галерея и Музей имени В. К. Арсеньева. Поверьте, не каждый региональный музей может этим похвастаться.
В начале сентября состоится открытие океанариума — самого большого в России и одного из крупнейших в мире. У нас работает профессиональная трасса «Приморское кольцо», есть возможность посмотреть игру команд Континентальной хоккейной лиги. Первый комплекс интегрированного развлекательного курорта Tigre de Cristal пользуется большой популярностью у туристов: до 1000 человек ежедневно его посещает в выходные дни, а по будням количество посещений составляет около 600.
Огромное преимущество Приморья — уникальная природа, сочетающая в себе элементы севера и юга. У нас довольно большой пляжный сезон. Развивается экологический туризм: со всего мира к нам приезжают туристы, чтобы побывать в уссурийской тайге, посетить единственную в мире тисовую рощу. Сегодня мы участвуем в решении важной задачи — формировании межрегиональных маршрутов по Дальнему Востоку и Сибири. В мае, на Втором Тихоокеанском туристском форуме, презентация совместного проекта дальневосточников — «Восточное кольцо» — вызвала огромный интерес. Суть его в том, что туристы за несколько дней могут увидеть самые яркие достопримечательности регионов. Например, посмотреть во Владивостоке постановку Приморской сцены Маринки и побывать в нашем Лазовском заповеднике, затем отправиться в Хабаровский край и своими глазами увидеть знаменитые петроглифы Сикачи-Аляна, а оттуда — в Якутию, в музей вечной мерзлоты. Мы активно занимаемся продвижением этого проекта. Уверен: за такими маршрутами будущее.

Беседовала Ирина ДРОБЫШЕВА


← Назад в раздел