Базовый элемент международного сотрудничества

Уровень развития торговых отношений России и Беларуси остается индикатором успешного строительства союзного государства. Товарооборот между нашими странами пока не полностью отражает огромный потенциал сотрудничества. Перспективным же направлением дальнейшего укрепления дружеских связей является торговля изделиями легкой промышленности, которую на Дальнем Востоке возглавляет официальный представитель министерства легкой промышленности Беларуси в Дальневосточном федеральном округе Юрий Пурчельянов.  

Торговые отношения между Беларусью и регионами Дальнего Востока имеют глубокие корни. Одна из приоритетных задач, которую ставит республика в столице ДФО городе Хабаровске, – строительство торгового дома “Беларусь”, однако разговор с читателями “Парламентской газеты на Дальнем Востоке” Юрий Пурчельянов предложил начать с базового элемента белорусской промышленности - льняного полотна.

Юрий Владимирович, почему лен? На Дальнем Востоке реклама льняных изделиях почти не заметна.– Лен - гордость белорусского народа. Не случайно на гербе республики изображены цветы льна. Конечно, промышленность Беларуси выпускает изделия из хлопка и других видов сырья, но льняные простыни, полотенца, скатерти – это базовые элементы народных промыслов, которые имеют глубокий национальный смысл. Оршанский льнокомбинат остается самым крупным в мире предприятием, осуществляющим полную переработку льна. В былые времена углубленной переработкой занимались только европейские текстильщики. Оршанский льнокомбинат раньше поставлял продукцию в необработанном виде, а сегодня, наращивая объемы, он стремится реализовывать конечный продукт. Лен - это и элемент здорового образа жизни. Мнется ткань, значит, натуральная, отвечает требованиям потребителей. В Беларуси лен - экспонат музеев, источник вдохновения, предмет изучения в школах, потому мы воспринимаем его как предмет национальной культуры.

Говоря о союзном государстве, мы подразумеваем единое экономическое пространство. Существуют ли в торговле между нами барьеры?– Во взаимоотношениях между предпринимателями барьеров нет. Понимают друг друга и дилеры, и иностранные партнеры. Барьеры административные существуют и порой негативно отражаются на торговых связях. Как гражданину России и уроженцу Беларуси мне больно признавать, что препятствия в основном с российской стороны. Государственной границы не существует, и никто ее не собирается возводить. Но имея на руках официальные документы, я пересекаю белорусскую границу беспрепятственно, если не везу груз третьих стран. Въезжая в Россию обратно с белорусскими товарами, стою в общей очереди для таможенного досмотра вместе с немцами и поляками в течение многих часов.

Как воспринимают дальневосточники белорусские товары? Как приняли представителя союзного государства?– Между Дальним Востоком и Беларусью огромное пространство. Для торговли имеют значение не число жителей и расстояние между производителем и покупателем, а культура потребления. Мы и не рассчитывали торговать изделиями легкой промышленности в недоступных регионах. Задача сегодняшнего дня - изменить сознание конечного потребителя. Мы не рекламируем товар, а воспитываем своего покупателя. Ведь очевидно, что китайский фактор здесь преобладает, и конкурировать с ним тяжело. Посредством ярмарок и выставок мы общаемся с конечным потребителем нашей продукции и радуемся, когда даже китайцы покупают наши изделия. Многие из них поняли, чем мы торгуем. Смело заявляем, что у белорусских товаров из льна есть серьезный недостаток - они слишком хороши для того, чтобы их покупали часто. Для нас ценен потребитель, который умеет считать деньги. Ведь дальневосточники еще не пережили период, когда цена товара имеет большее значение, чем его качество.

Каково ваше отношение к китайскому рынку? Говорят, что альтернативы ширпотребу из КНР в ДФО не существует. – Альтернатива всегда есть, потому на мне все из Беларуси, включая костюм, рубашку, обувь. Когда говорят, что японским “Тойотам” в условиях дальневосточных дорог замены не найти, я говорю, что езжу на немецком автомобиле и не обделен комфортностью и надежностью. Вот и белорусская обувь удобна и долговечна. Просто людей приучили одеваться на рынке. Конкуренцию со стороны Китая мы не ощущаем. У нас свой покупатель, мы его сами для себя воспитываем. Бизнес на нашем белорусском товаре осилит далеко не каждый - прибыль невелика. У меня же к льняным изделиям профессиональный интерес. Как конкурировать, если получить товар из Китая можно завтра, а из Беларуси заказ поступит только через 40 дней? Вообще, сроки поставок на Дальний Восток непредсказуемы. Важно одно условие - белорусские товары ни в коем случае не должны лежать рядом с некачественными китайскими изделиями, и не потому, что боимся конкуренции, а потому что имидж Беларуси важнее прибыли.

Рынок любит свободу передвижения товаров. В России закреплены законодательно тендеры и аукционы. Вы участвуете в тендерах на поставку белорусских товаров государственным учреждениям?– Меня часто упрекают за открытость, но логика проведения тендеров слишком простая - купить дешевле и сэкономить бюджетные деньги. Причем организатора тендера никто не упрекнет за низкое качество или недолговечность продукции. В Беларуси тоже проводятся тендеры, но по иной схеме. Основное условие - приобретение товара, производимого только на территории республики. Если организатор тендера купил иностранный товар со ссылкой на его низкую стоимость, это будет его последний рабочий день. Защита местного производителя возведена в ранг государственной политики. Какая же уважающая себя компания будет накрывать на стол, используя дешевую синтетическую китайскую скатерть? Мы не говорим, что наш товар лучше, а утверждаем - он другой, и чтобы убедиться в этом, надо его приобрести. Многие бизнесмены на Дальнем Востоке отказываются продавать наш товар, но с удовольствием пользуются им сами.

Каковы перспективы развития торговли между Беларусью и Дальним Востоком?– Задумок много, и все трудно реализуемые. Не всегда удается преодолеть административные барьеры. Чтобы реализовать идею, нужны большие площади, на которых планируем развернуть торговлю только белорусскими товарами. Построить торговый дом “Беларусь”, где люди со средним достатком могли бы приобрести качественные телевизоры, холодильники, изделия легкой промышленности и продовольствие, причем сертифицированные не по техническим условиям, а по государственному стандарту, как в советское время. Без поддержки идеи администрацией города Хабаровска или правительством Хабаровского края здесь обойтись трудно. Но стоит государственная задача - развивать торговые отношения с Россией, и Республика Беларусь сделает все возможное, что союзное государство крепло.

Андрей СМИРНОВ. г. Хабаровск



← Назад в раздел