Юрий Трутнев, вице-премьер – полномочный представитель президента РФ на Дальнем Востоке: "Свобода опережать"

В течение нескольких дней в конце марта в Приморье работал вице-премьер – полномочный представитель президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Этот визит в край, по сути, был посвящен анализу первых месяцев работы новой модели экономического роста ДФО – территорий опережающего развития. Еще одной главной темой проведенных во Владивостоке совещаний стали перспективы, которые открываются перед регионом после принятия закона о Свободном порте и ряда других решений, призванных повысить конкурентоспособность дальневосточной экономики. Юрий Трутнев призвал максимально широко открыть ворота в Свободный порт Владивосток для инвесторов, вне зависимости от страны и масштаба заявленного проекта.

Пожалуй, главный из высказанных полпредом тезисов состоит в том, что все новые проекты, которые стартуют в ТОРах или в границах Свободного порта, одинаково важны для страны: будь то малое предприятие или крупнейший в России судостроительный кластер. Характерно, что вице-премьер не стал выделять какие-либо из проектов новых предприятий в СПВ и ТОРах в качестве примера для остальных.  В этой связи абсолютно логичным выглядело требование Юрия Трутнева не вводить каких-либо дополнительных критериев отбора резидентов ТОР и СПВ, помимо оговоренных в профильных законах. 
- Некоторые обязательства, которые сегодня возлагаются на инвесторов со стороны Корпорации развития Дальнего Востока, избыточны. Проекты должны соответствовать требованиям закона, и ничего более. Люди берут на себя ответственность за создание в России нового предприятия. Это уже достойно всяческой похвалы. Поэтому нужно убрать все лишние регулирующие воздействия, - отметил Юрий Трутнев по итогам одного из совещаний. 
Слова полпреда не расходились с делом. В ходе очередного, третьего по счету, заседания наблюдательного совета Свободного порта Владивосток первые семь резидентов Свободного порта Владивосток получили свидетельства об осуществлении деятельности на территории СПВ. Еще 29 заявок от потенциальных резидентов Свободного порта (из 29 рассмотренных) были одобрены набсоветом. Благодаря этому общий объем заявленных резидентами инвестиций перешагнул отметку в 100 миллиардов рублей, а общее количество новых рабочих мест в Приморском крае должно составить не менее 3 тысяч.
В ходе своего визита в Приморье Юрий Трутнев не раз повторял мысль о том, что иностранные инвестиции в СПВ и ТОРы нельзя считать более важными, чем отечественные. Скорее наоборот: правительство РФ заинтересовано прежде всего в развитии российской экономики. А когда иностранцы увидят, что участие в ТОРах комфортно и выгодно для российских компаний, их уже не нужно будет специально убеждать вкладывать деньги в «опережающие» территории, убежден полпред.     
Говоря о перспективах территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, Юрий Трутнев сообщил, что к концу текущего года в ТОРах должны открыться 18 предприятий. А основная волна запуска новых предприятий на Дальнем Востоке придется на 2017 год, что придаст новый импульс как экономике ДФО, так и экономике всей страны. Полпред выразил удовлетворение тем, что большинство компаний, желающих работать на территориях опережающего развития, являются российскими. Что касается иностранных инвестиций, то они пойдут в агропромышленную отрасль, добывающую промышленность, логистику, переработку природных ресурсов.  
С темой развития ТОРов тесно увязан и вопрос выравнивания энерготарифа для Дальнего Востока, который в середине марта вновь поставил перед правительством президент России Владимир Путин. Во Владивостоке Юрий Трутнев сообщил, что на первом этапе тариф в регионах ДФО снизят до 4,5 рублей за 1 кВт-ч. В течение двух последующих лет киловатт-час для предприятий на Дальнем Востоке подешевеет до среднероссийского тарифа в 3,19 рубля. Вместе с тем, окончательный график выравнивания тарифа и его точная величина будут определены после совещания у президента и внесения необходимых поправок в законодательство. 
Что касается энергоснабжения территорий опережающего развития, то достигнуть баланса между потребностями резидентов и возможностями генераций планируется уже в 2017 году.
- К этому сроку инвесторы построят предприятия, а мы – необходимую энергетическую, и не только, инфраструктуру. Для обеспечения ТОРов энергией, инфраструктурой потребуется достаточно большая работа, которая уже ведется, - сообщил полпред. 
Комментируя ситуацию с особыми режимами для острова Русский, дальневосточный полпред призвал не создавать ТОРы «на бумаге», не имея реального представления о том, кто и чем будет заниматься в создаваемом ТОРе. Юрий Трутнев не исключил, что ликвидируемая особая экономическая зона на острове может быть перепрофилирована в территорию опережающего развития с научно-исследовательским уклоном, однако для этого потребуются существенные государственные инвестиции. Как только эти вложения дадут результат, и к проектам появится интерес у частных инвесторов, создать ТОР на Русском можно будет за месяц-полтора, уточнил полпред.  
Другой ресурс для роста экономики Дальнего Востока и Приморья в частности – выгодное географическое расположение региона – пока используется далеко не в полной мере. Это стало очевидным в ходе совещания под руководством Юрия Трутнева, которое было посвящено развитию международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Кстати, несмотря на общий не совсем радужный фон, на совещании озвучили конкретные сроки завершения реконструкции ключевых элементов МТК – транспортных переходов «Краскино» и «Пограничный». Минтранс РФ обещает завершить их реконструкцию к лету 2017 года. А вот изменения в работе таможни на территории Свободного порта Владивосток, призванные снизить время оформления грузов, должны произойти раньше – к 1 октября 2016 года. 
Конечно, востребованность транспортных коридоров в Приморье иностранными компаниями (прежде всего – китайскими) будет зависеть и от состояния основных трасс региона, признал Юрий Трутнев, комментируя итоги совещания. Здесь также не получится обойтись без государственных инвестиций, однако оценка необходимого объема вложений у Минтранса и Минвостокразвития отличается. Сам полпред обозначил цифру в 180 миллиардов рублей, добавив, что возможности бюджета пока не позволяют изыскать такую сумму. 
- От теоретических обсуждений, которых очень много, надо переходить к реальным проектам, которых пока нет. Международные транспортные коридоры – это пока лишь хорошая идея. А проектом она станет тогда, когда начнется конкуренция между инвесторами, желающими вложить деньги в развитие транспортных коридоров. Задача государства – убрать все административные издержки, чтобы срок окупаемости был приемлемым для инвесторов, - отметил Юрий Трутнев. Полпред не исключил, что риски проектов можно разделить в рамках межправительственных соглашений между РФ и КНР, однако этот путь нельзя считать простым.  
***
Дальнейшие итоги реализации новой экономической стратегии для ДФО, вероятнее всего, подведут уже в ходе второго Восточного экономического форума во Владивостоке, который состоится в начале сентября. По мнению Юрия Трутнева, ВЭФ-2016 станет хорошей площадкой для презентации тех изменений, которых уже удалось достичь благодаря работе законов о ТОРах и Свободном порте. Участниками второго форума станут не менее 2400 человек.
- Мы должны доказать людям, что здесь работать выгодно, что мы научились администрировать, не мешать а помогать инвесторам, что ы действительно вкладываемся в инфраструктуру. Мы все это покажем. Основная повестка второго форума будет направлена на уже произошедшие изменения, - пообещал Юрий Трутнев.  
Александр Салков



← Назад в раздел