16 (259) 2008


ЫСЫАХ – ПРАЗДНИК СОТВОРЕНИЯ НОВОГО МИРА
Со времени первоначального срока избрания Вячеслава Штырова президентом республики Саха(Якутия) усилилось внимание к северным народам. В частности, были построены Дом Севера в столице республики, многие социальные объекты и жилье в местах компактного проживания народов, выпускаются издания(учебники, словари) на родных языках, состоялись съезды Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, проходят научно-практические конференции по языкам коренных народов –эвенкийскому, эвенскому, юкагирскому и чукотскому, которые преподаются в 37 школах, где родным языкам обучается около семи тысяч детей.
Победа дорожников
Лето у дорожников – самая напряженная пора, на которую приходится пик всех работ. Зима – подготовка к строительному сезону. Осень – время подведения итогов. 16 октября отмечался профессиональный праздник дорожников. Нынче он получился двойным: труженики дороги «Колыма» решили самую насущную задачу на сегодняшний день – в кратчайшие сроки ликвидировали грунтовые разрывы протяженностью 68 км, именуемого «пролазом». Этот участок можно было преодолеть только в самое сухое время и то лишь автомобилями повышенной проходимости. Так что вне зимника путь на Усть-Неру и дальше был практически закрыт. Бесспорно, магаданская трасса имеет важное значение, поскольку обеспечивает транспортную связь Томпонского, Оймяконского районов, впрочем, как и всей республики с Магаданской областью и морским портом Нагаево.
Дорогу осилит тот, кто ее строит... и ремонтирует
В своей предвыборной программе будущий президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров назвал транспортную доступность одним из главных условий роста экономического потенциала региона. Вступив в должность, он поставил перед дорожниками три главные задачи: ликвидировать грунтовый разрыв на дороге «Вилюй», превратив ее в круглогодичную; достроить и сделать круглогодичной трассу «Колыма»; с помощью дороги «Амга» выйти по бывшему Аяно-Охотскому тракту на Тихоокеанское побережье.
Дороги Олекмы
Визитная карточка
ООО «Дороги Олекмы» организовано в 2005 году. Генеральный директор - Юрий Львович Маковеев, «Почетный дорожник России», депутат районного совета от Хоринского округа.
Заместитель – Дмитрий Юрьевич Маковеев. Оба - выпускники Томской инженерно-строительной академии.
Основной вид деятельности - ремонт дорог, строительство зданий. В коллективе трудятся более ста человек. Восемьдесят процентов инженерно-технических работников – с высшим образованием.
Жизнь в экстремальных условиях
ООО «Мехдорстрой» - одно из самых старых предприятий дорожников Рекспублики Саха (Якутия). Оно было хорошо известно еще в советские времена. В период безвременья существовало на грани развала. Но довести его до краха не дал сам коллектив. Надо отдать должное его нынешнему руководителю Сергею Ивановичу Ефимову, который многое сделал для того, чтобы в ту пору сохранить костяк коллектива и материальную базу. И не напрасно, потому что вскоре оно, слегка изменив название, стало и востребованным, и передовым.
Хороших результатов можно добиться, только применяя комплексный подход
Александр Викторович Шестопалов, 40 лет. Два высших технических  образования – окончил Читинский политехнический институт и  Хабаровский технический университет. Работал трактористом, водителем грузовиков, механиком. Преподавал в профтехучилище. Прошел все ступени роста от инженера отдела строительства Дирекции до руководителя ГУ «Дирекция по строительству автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)».
Успех приходит к тем, кто работает
Визитная карточка:
Александр Владимирович Рабинович, генеральный директор ОАО «Сахаавтотранс».
В системе «Сахаавтотранс» работает 28-й год. Прошел путь от мастера авторемонтных мастерских автоколонны № 1366 до руководителя крупнейшего в Республике Саха (Якутия) предприятия автомобильного транспорта.
В 2006 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта РС(Я)», в 2008-м – «Почетный работник транспорта России».
Сергей Ларионов: «Кризис многих заставит работать эффективнее»
В 80-х годах в России эксплуатировалось около 1500 аэродромов. Сегодня – менее трехсот.
В Якутии из 45 аэродромов к 2004 году «на плаву» осталось 32, 23 из них сохранены благодаря созданию ГУП «Дирекция аэропортов РС(Я)», впоследствии преобразованному в Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера». Первоочередная цель – сохранение сети аэропортов республики - достигнута.
Только самолетом можно долететь...
Государственное унитарное предприятие «Авиакомпания «Полярные авиалинии» создано в 1997 году. Выполняет полеты в 20 районов республики (это более 100 населенных пунктов), занимается  пассажирскими перевозками, доставляет продукты и почту в северные районы, обеспечивает срочную медицинскую помощь, помогает в ликвидации последствий стихийных бедствий, обслуживает полярные станции и научные экспедиции.
Вертолеты «Полярных авиалиний» обслуживают Талаканское нефтегазовое, Кючусское и Нежданинское золотоносные месторождения. Авиакомпания намерена работать и на строительстве  нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», который имеет жизненно важное экономическое значение для развития республики.
Иван ПРОСТИТ:  «Региональные авиакомпании должны быть!»
Авиакомпания «Якутия» по итогам конкурса «Крылья России» – в первой группе компаний, куда входят авиаперевозчики, превысившие показатель миллиард пассажиро-километров.
Дата 25 ноября 2008 года вошла в историю «Якутии». В этот день авиакомпания перевезла своего пятисоттысячного пассажира.
Вера Кузакова приобрела билет на рейс № 410 по маршруту Якутск - Черский.
Обладательнице счастливого билета в торжественной обстановке вручили фирменный подарок от авиакомпании, цветы и сертификат на бесплатный перелет в бизнес-классе в любом направлении на рейсе «Якутии» до конца 2009 года.
Это показатель!
Река Лена
«Дорога жизни»
Будущее у Ленского пароходства есть!
Ленское объединенное речное пароходство (ЛОРП) - одно из крупнейших предприятий речного транспорта Российской Федерации, имеющее стратегически важное значение как для Республики Саха (Якутия), так и России в целом.
Достаточно посмотреть на карту, чтобы увидеть, в каких масштабах трудится флот Ленского пароходства — территория республики занимает три миллиона квадратных километров, плюс практически половина протяженности Северного морского пути - от Хатанги до Певека, где работают суда пароходства, обеспечивая перевозки народно-хозяйственных грузов соседей Якутии - Красноярского края и Чукотского автономного округа.
В случае различных непредвиденных ситуаций флот ЛОРПа способен взять на борт грузы с морских судов и доставить их до Якутска и выше по реке Лене, а также ее притокам и в обратном направлении.
У руля флагмана речного флота Ленского бассейна вот уже четырнадцать лет стоит Евгений Леонидович Чистяков, профессионал высочайшего класса, грамотный руководитель, уверенно ведущий свой огромный корабль по имени «Ленское пароходство» по намеченному курсу.
Семьдесят навигаций ленских путейцев
Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ЛГБУ) – одно из крупнейших межрегиональных подразделений управления речным транспортом Министерства транспорта Российской Федерации. В зоне его ответственности семь самостоятельных бассейнов рек Лены, Колымы, Индигирки, Яны, Оленька, Анабара, Нижней Тунгуски.
Суммарная протяженность эксплуатируемых водных путей составляет около 22 тысяч километров, из которых 16,6 тысячи находятся в Республике Саха (Якутия), остальные - в Иркутской, Магаданской и Амурской областях, Хабаровском, Красноярском краях и на Чукотке.
Распоряжением Росморречфлота протяженность водных путей с гарантированными габаритами составляет 9189 км.
Путейцы первыми выходят на реку, чтобы дать зеленый свет для работы транспортного флота, и уходят с нее последними, закрывая судоходную обстановку.
О том, как потрудились путейцы в навигацию 2008 года, наша беседа с руководителем Ленского ГБУ Юрием Анатольевичем Долженко.
А. Дудников: "Сомнений в развитии транспортной инфраструктуры Якутии не должно быть ни у кого"
В последнее время вокруг строительства железных дорог на территории Якутии возникает множество кривотолков. Вплоть до того, что, мол, со стройки уходят целые подразделения подрядчиков из-за невыплат зарплаты и отсутствия финансирования. Прояснить ситуацию журналисты попросили руководителя Якутского филиала корпорации «Трансстрой», главного исполнителя работ на строительстве железных дорог Томмот – Кердем - Нижний Бестях и Улак - Эльга Александра Дудникова.
Владимир ЧЛЕНОВ - министр МТСИ РС(Я): «Подведем итоги»
Республикой прожит еще один трудный год в новом тысячелетии. Особенно он был важен в транспортном комплексе, ибо в отраслях этого сектора экономики закладывались основы будущего уже скорого подъема экономики Якутии в первой половине XXI века.
Это, по сути, касалось всех видов транспорта, всех без исключения предприятий и акционерных компаний-перевозчиков. Пришло время подвести наиболее значимые итоги уходящего года, чтобы точнее сформулировать задачи на будущее.
Сразу обозначим главные достижения.
Первое - выполнены все задачи и планы, которые были намечены на старте. Второе - всеми видами транспорта внутри республики перевезено, по данным за 10 месяцев, около 30 млн тонн народно-хозяйственных грузов. Возрос на несколько процентов уровень пассажирских перевозок. Наибольшую долю в общем показателе занимают воздушный и автомобильный транспорт. Это радует – значит, возросли деловая активность и подвижность населения республики.
Дороги, которые мы выбираем
Дальний Восток является форпостом восточной политики России. Ресурсный потенциал региона огромен. Он может быть реализован в экономических проектах, хотя это непросто: и с точки зрения привлечения необходимых инвестиций, и в смысле создания благоприятного инвестиционного и общего экономического климата страны.
Север и Дальний Восток должны стать привлекательными
Республика Саха (Якутия) среди регионов Дальнего Востока России занимает особое место по своему уникальному минерально-сырьевому потенциалу, который, по данным последней переоценки, составляет 78,4 трлн рублей (2,5 трлн евро). На сегодняшний день это единственный субъект Дальневосточного федерального округа, чья долгосрочная стратегия «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» была одобрена и поддержана президентом и правительством Российской Федерации. И это показатель не только качества проработанности наших планов, сколько глубины решаемых задач, имеющих важнейшее значение для всего Дальнего Востока России. О том, какие первоочередные задачи стоят перед республикой и как реализация мегапроектов отразится на жизни якутян, наша беседа с президентом РС(Я) Вячеславом ШТЫРОВЫМ.
Дороги для мегапроектов
Вячеслав ШТЫРОВ - президент Республики Саха (Якутия):
– Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года была одобрена и поддержана президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым. И это показатель не столько качества проработанности наших планов, сколько глубины решаемых задач, имеющих важное значение для всего Дальнего Востока.
II Транспортный форум Республики Саха (Якутия)
9-10 декабря 2008 года в городе Якутске состоится 2-й съезд работников транспортного комплекса Республики Саха (Якутия). Он был задуман в соответствии с планом работы правительства Республики Саха (Якутия). Своей целью съезд ставит рассмотрение проблем, связанных с развитием транспортного комплекса и реализацией долгосрочной стратегии «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», «Стратегии развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 года и методов обеспечения его всеми видами ресурсов», ФКЦ «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», ТКЦ «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на период 2005- 2010 годы и основные направления до 2015 года» .