Горизонты угольных карьеров

– Я вовсе не житель Приморья - в Артеме с недавних пор. Вырос в Кемеровской области - в знаменитом Кузбассе. Сибиряк я по крови. Все мое детство и взрослая жизнь были связаны с горными предприятиями и непосредственно с карьерной техникой. После окончания школы мы получали навыки вождения горных машин и самосвалов и уже, как правило, оставались на производстве. Я, например, работал водителем на крупнейшем в стране (тогда еще существовал Советский Союз) Бачатском угольном разрезе, который и на сегодняшний день остается самым мощным в России. Лишь потом началось обучение в Томском государственном архитектурно-строительном университете по специальности “Автомобильное хозяйство”. После учебы вернулся на свое родное предприятие.

Здесь прошел все профессиональные “горизонты” - вплоть до главного механика, но все было связано с эксплуатацией карьерной техники, в том числе машин и Белорусского автомобильного завода. Потом, с развитием рыночных отношений, стали появляться сервисные фирмы, предлагающие свои услуги по обслуживанию и эксплуатации этой уникальной техники. В Кузбассе, например, организовался первый в стране сервисный центр ЗАО “Кузбасстранс”, где я по-настоящему почувствовал живительную рыночную атмосферу и где мне было предложено возглавить подобный сервисный центр, создающийся на Дальнем Востоке.

Предложение, разумеется, было с энтузиазмом принято, и вот я уже в течение года руковожу им: строю непосредственно производственные мощности и параллельно оказываю со своим профессиональным коллективом услуги горным предприятиям всего Дальневосточного региона –Хабаровского края, Сахалинской, Магаданской областей - собственно, работаем на весь федеральный округ.

– Быстро, однако же, развернулись…

 

– За 2007 год мы сумели посетить все крупные предприятия, и со всеми у нас наладились договорные отношения. В адрес предприятий региона оперативно было поставлено порядка 70 единиц карьерной техники при средней стоимости одного самосвала в 10 млн. рублей. Теперь наша основная задача – оказать помощь предприятиям, взявшим ее, ввести в эксплуатацию: осуществить полное гарантийное обслуживание, обеспечить четкой информацией, технической документацией, запчастями. Более того, наши специалисты, обученные непосредственно в Беларуси - на заводе производителя и получившие там заводские доверенности на право своей деятельности, включающей в себя весь спектр по эксплуатации и ремонту машин, оказывают содействие и помощь в налаживании горного производства.

А горная промышленность, как вы знаете, на Дальнем Востоке представлена разнообразными предприятиями – это и угольщики ОАО “Приморскуголь”, и металлурги ООО “Русская горно-рудная компания” п. Ярославского, энергетики ОАО “ДЭК” филиала “ЛуТЭК”, на Сахалине – известная в области компания ООО “Сахалинуголь”, в Магадане - добывающая драгметаллы “Серебро Магадана”. Такие вот славные наши клиенты!

Вообще, решение о создании в Артеме сервисного центра возникло после того, как в Приморье пришло ОАО “СУЭК”. “Сибирская угольная энергетическая компания” является партнером нашей управляющей компании - ЗАО “Автодизельмаш”. Два года назад в Москве они подписали документ о стратегическом партнерстве, в том числе в регионах, где эксплуатируется техника ПО РУПП “Белаз”, поставляемая ЗАО “Автодизельмаш”.

Сам же “Автодизельмаш” обеспечивает свое представительство в виде сервисных центров и оказывает помощь горнякам в эксплуатации данной техники. И сегодня могу гордиться, что у нас сложились очень хорошие отношения, скажем, с “Приморскуглем”: часто встречаемся с генеральным директором А.П. Заньковым, его заместителями, всем руководством, нынче особенно заинтересованным в поднятии эффективного угольного производства у Тихого океана. В этом деле мы взялись оказать всяческую техническую помощь: на угольные разрезы стала поступать совершенная техника, которая с каждым годом усложняется. И мы, как постовые, стоим на чеку – следим за малейшими изменениями и первыми приходим на помощь, поскольку все регламенты и техническая документация по эксплуатации поступают непосредственно к нам, а мы ее “в чистом виде” доводим до клиентов.

– Расскажите подробнее о вашем предприятии.

 

– Здание, которое мы приобрели, было в аварийном состоянии – ни коммуникаций, ни инженерных сетей. Вложили уже 15 млн. рублей - подвели водопровод, канализацию, электроэнергию. Создаем, что называется, на пустом месте рабочие места - около 70 специалистов к нам придут. В Артеме будет специальный цех по ремонту узлов и агрегатов карьерной техники. Для такого города, как Артем, это довольно-таки неплохо. Поскольку у нас предлагается приличная зарплата – к нам идут технически образованные люди. Но, формируя штат, уже теперь думаем о его переобучении в Кузбассе. Да, специалисты в Артеме некогда были отменные. Но, к сожалению, за последние 10 лет отрасль потеряла “золотые кадры”. И приходится набирать новых – молодых, в первую очередь выпускников вузов, и готовить из них не только инженеров, но и средний технический персонал.

– Вот вы, Дмитрий Вячеславович, все ссылаетесь на белорусскую кадровую школу – какие у центра связи с этой страной?

 

– Вернемся немного в прошлое. Во времена Советского Союза ПО “БелАЗ” являлся единственным заводом, производящим карьерные самосвалы. Он и сейчас таковым остается на постсоветском пространстве. Правда, с открытием границ в Россию хотят войти такие конкуренты, как фирма “Катерпиллар”, но все равно дальневосточники отдают предпочтение белорусским самосвалам.

На постсоветском пространстве завод сохраняет свое техническое влияние – у его руководства еще ранее возникала мысль о создании сервиса во многих регионах России, где белорусская техника эксплуатируется. Он даже планировал создать собственные представительства. Идея неплохая. Правда, в трудное “перестроечное” пятнадцатилетие, когда ураганом прошел спад производства, хорошая идея была похоронена. С развалом СССР завод ПО “Белаз” оказался “за рубежом”, и осуществить задуманное оказалось проблематичным. Непосредственной торговлей техникой “напрямую” предприятие также перестало заниматься. Вот в результате и была создана дилерская сеть ПО РУПП “БелАЗ”, через которую теперь распространяется его техника по России.

Одним из условий, когда велись переговоры между ПО РУПП “БелАЗ” и компаниями, реализующими его продукцию, было также создание сети сервисных центров, поскольку завод кроме выпуска техники и ее продажи должен заниматься исполнением своих гарантийных обязательств перед потребителями. Кто-то же должен всем этим заниматься? Одно из условий, которые завод поставил перед своими российскими дилерами, – это как раз создание сервисной сети на подведомственных территориях.

У ПО РУПП “БелАЗ” имеется несколько крупных дилеров, распространяющих технику: Северо-Запад - Кольский полуостров, Уральский горнопромышленный регион, Сибирь и Дальний Восток. Компания ЗАО “Автодизельмаш” осуществляет поставку карьерной техники производства ПО РУПП “БелАЗ” на предприятия Сибири и Дальнего Востока. И эта же компания “Автодизельмаш” создала сервисную сеть из нескольких сервисных центров, одним из которых и является наше предприятие.

Все руководящие документы технического характера нам определяются на заводе-изготовителе: мы и работаем в тех рамках, которые очертил завод: это вся техническая документация, заводские стандарты, “Положение о сервисном центре”, которое согласовано с заводом ПО РУПП “БелАЗ”. Кроме всего прочего все специалисты проходят регулярное обучение в Беларуси - ежегодно они получают сертификаты на право обслуживания этой техники. Мы ежегодно принимаем участие в конференциях потребителей “Родина”. Это традиционное мероприятие, проводимое в феврале, когда вместе собираются все потребители выпускаемой на заводе техники. На последнем заседании присутствовали и российские потребители, и из стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Сегодня завод поставляет технику в 57 стран мира.

Вот таким образом с заводом мы постоянно держим связь, а с его специалистами контактируем, по сути, ежедневно. Не секрет - техника имеет свойство выходить из строя, а центры должны обо всех возникающих проблемах держать производителя в курсе и оперативно эти проблемы решать.

Кроме завода РУПП “БелАЗ” нашим компаньоном является ОАО “Белшина” - завод, производящий “обувь” для техники. В плотном взаимодействии находимся с целым рядом других предприятий, потому что не вся номенклатура, которая применяется, выпускается непосредственно на заводе, часть запчастей поставляется другими белорусскими предприятиями. Мы и с ними плотно работаем, чтобы на Дальнем Востоке у РУПП “БелАЗ” не возникало проблем.

– В Хабаровске есть представительство посольства Беларуси - оно ведь тоже заинтересовано в том, чтобы этих проблем было как можно меньше?

 

– В ноябре в Артеме намечено официальное открытие сервисного центра. Несмотря на то, что своей деятельностью мы занимаемся около года, официально и торжественно хотим провести такое мероприятие и тогда пригласим к себе в гости хабаровских представителей посольства, чтобы, с одной стороны, завязать плотные связи, а с другой - наглядно показать, чем и как артемовский центр занимается, какие у нас созрели планы. Хотим и прессу пригласить. Событие для нас важнейшее.

– Кто еще этим на Дальнем Востоке занимается?

 

– Ближайший сервисный центр находится в городе Нерюнгри – Республика Саха (Якутия). Там сильная горная промышленность, потому и создан специализированный сервисный центр. Далее есть сервисный центр в городе Улан-Удэ. Вот два “крыла”, на которые мы устойчиво опираемся в своей деятельности на Дальнем Востоке. Однако в России эта практика не только на Дальнем Востоке – есть сервисные центры в Хакасии, Кемерово, в европейской части России. Такая обширная сервисная сеть четко взаимодействует между собой, опираясь на связи с заводом.

– Мне повезло в том плане, что у вас, Дмитрий Вячеславович, на предприятии присутствует представитель компании, являющейся инициатором создания вашего специализированного сервисного центра. Хочу представить своим читателям вашего гостя Валерия Михайловича Ходасевича и спросить: почему такая компания создана именно в Артеме? 

– Я работаю менеджером в компании ЗАО “Автодизельмаш”, которая расположена в Москве и является официальным дистрибьютором ПО РУПП “БелАЗ”. Этому заводу я отдал 25 лет жизни – в свое время работал инженером-испытателем сразу же после окончания института. Последние семь лет я занимался сервисным обслуживанием техники “БелАЗ” во многих странах Африки, Азии, Южной Америки и Европы. В 2007 году в связи со строительством в Артеме – в самой энергичной и удобной точке Приморья - сервисного центра мне поручена кураторская работа для более оперативного решения вопросов с головной компанией и Белорусским автозаводом. Поэтому постоянно нахожусь здесь в командировке для подбора и обучения персонала, как человек, имеющий большой практический опыт.

Я просто обязан несколько похвальных слов сказать в адрес Дмитрия Вячеславовича: он молодой, но энергичный и экономически образованный специалист. Головная компания не ошиблась в выборе руководителя столь ответственного центра Дальнего Востока. Работая в контакте с местной мэрией, с администрацией Приморского края, Дмитрий Батаев проделал грандиозную организаторскую работу, видит перспективы своего предприятия и мыслит масштабно. Центр за короткое время приобрел готовность к пуску.

Значимость всей работы этого комплекса неоспорима. Продукция завода ПО РУПП “БелАЗ” на Дальнем Востоке идет теперь вне всякой конкуренции. По крайней мере, благодаря стараниям властей российских и местных совершается подъем в горной отрасли, и горняки воспряли духом - развивают и увеличивают производство, и, соответственно, все больше и больше растет потребность в надежной технике. Взять тот же Сахалин. Если пять лет назад не было и речи о возрождении здесь угольной промышленности, сегодня перспективная компания, приобретая технику, стала поставлять довольно угля как на собственные нужды, так и на экспорт. То же самое происходит и в Приморье – встают на ноги старые, обанкроченные в рыночный период горнорудные предприятия цветной металлургии, угольные разрезы, определяют перспективу новые предприятия. Это и перспективные горизонты видения для белорусской техники, которую призвано обслуживать ЗАО “Спецавтоцентр - Приморье”.

Валентина АЛЕКСАНДРОВА.Приморский край  

 

 



← Назад в раздел