Опережающему развитию требуется опережающий рынок труда

Может ли сегодня кто-то ответственно утверждать, что нынешнее состояние рынка труда в Приморском крае соответствуют тем инвестиционным задачам, которые сформулированы на самом высоком уровне? Сможем ли обеспечить потребности в качественной рабочей силе, которые потребуют территории опережающего развития, смогут ли найти ее резиденты свободного порта и т.д.? Общие параметры нынешнего состояния рынка труда известны, а кроме общего прогноза на будущее кто-нибудь готов описать количественные, и главное – качественные характеристики спроса на рабочую силу через год, пять лет? За счет каких ресурсов живого труда можно будет обеспечить потребность инвесторов, которые захотят воспользоваться льготными режимами нашей территории, можно ли рассчитывать на уровень квалификации нынешних и будущих выпускников федерального университета, либо же будем ориентироваться на сокращающийся поток мигрантов из стран Средней Азии? Не закрывает ли перспективу экономики края сохраняющаяся тенденция сокращения населения?
И таких вопросов с каждым днем возникает все больше по мере того, как от форума к форуму наши спикеры расширяют новые инвестиционные масштабы. Тревога возрастает от впечатления, что и в Министерстве Дальнего Востока, и в Администрации Приморского края полагают, проблема «рассосется» как-то сама собой. Но расчет на это лишь усиливает и без того высокие риски потенциальных инвесторов, которых мы сюда привлекаем льготами по налогообложению, минимальными тарифами. Полагать, что это забота инвестора, что он завезет сюда «своих» работников, какими же должны быть льготы, чтобы компенсировать издержки по обустройству работников? Хорошо, если инвестор в курсе наших демографических трендов, и просчитав ситуацию заранее, откажется от такого сомнительного проекта. А вдруг он будет исходить из понимания, что здесь есть «свободные» люди, есть биржа труда, есть очередь из желающих получить работу, и он сможет набрать требуемых ему работников. Столкнувшись с реальной ситуацией, где число вакансий в несколько раз больше числа незанятых, то никакие льготы его здесь не удержат.
Но нас беспокоит не столько судьба будущего инвестора (о себе он позаботится сам), сколько и главным образом перспектива развития территории, объявленной приоритетом на столетие, для которой уже немало сделано и в институциональном и законодательном планах, но которая буквально на первых шагах реализации находится под угрозой срыва из-за того, что главный компонент любого вида деятельности – рабочая сила – оказывается вне поля зрения тех, кто принимает решения. 
Первой и принципиально важной задачей, решению которой пока уделяется недостаточно внимания, – это тенденция сокращения населения, как на всем Дальнем Востоке, так и, в частности, на территории Приморского края. Эту устойчивую тенденцию последней четверти века не смогли преломить огромные инвестиции при подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Нет пока никаких поводов ожидать положительных изменений в демографических показателях края вплоть до 2050 года, а судя по нынешней возрастно-половой структуре населения, ситуация будет только усугубляться. При убывающем населении рассчитывать на ускоренное, опережающее или свободное экономическое развитие территории невозможно. История подобных примеров не знает. Поэтому в этом направлении необходимо прежде всего вести поиск решения. 
Изменение параметров демографических показателей, обеспечивающих рост численности населения за счет различных источников дает шанс позитивно повлиять на состояние рынка труда, сначала количественно, а затем и качественно. Важно, чтобы эта задача имела количественные показатели и временные рубежи. Например, на ближайшие пятнадцать лет перед краем ставится задача обеспечить прирост численности населения не менее 20-ти тысяч в год. И по этому показателю оценивается эффективность деятельности субъекта федерации. По существу – это и есть важнейший вклад региона в реализации государственной задачи. Принципиальное значение имеет то, что между ростом демографического потенциала территории и количеством новых рабочих мест не может быть сколько-нибудь пропорциональной зависимости. – Для края приращение населения становится самоцелью, рост численности жителей края должно опережать инвестиционные планы, реализуемые на этой территории. Тогда как прирост новых рабочих мест, жилья, детских садов, школ, медицинских учреждений, продовольствия и т.д. должны быть в поле зрения исполнительных органов власти. Сегодня в органах управления и службах Приморского края так задача не ставится, и это является принципиальной стратегической ошибкой. Строго говоря, состояние демографического потенциала территории является зоной ответственности субъекта федерации, и там, где наблюдается убыль населения, обозначает лишь то, что губернатор не обеспечил социальную конкурентоспособность вверенной ему территории.  
Принятые в последнее время федеральные законы о территориях опережающего социально-экономического развития и о свободном порте Владивосток подразумевают повышение привлекательности территории, но готовы ли органы и государственной власти, и муниципалитетов воспользоваться в полной мере этими условиями? Представим себе, что завтра сюда поедут десятки тысяч переселенцев, в надежде на получение хорошей работы, как это случилось, скажем, с беженцами восточных районов Украины. Готова ли территория к такому повороту событий, сможем ли мы здесь не только дать достойную работу, но и обеспечить нормальным жильем, и какие усилия предпринимаются чиновниками для того, чтобы это сделать? Теперь еще и депутаты Государственной Думы озаботились судьбой украинцев, у которых истек срок пребывания в России, и над ними висит угроза выдворения. Им не приходила в голову эта мысль, когда на протяжении 25 лет Дальний Восток терял свое население, им не приходила она и когда в 2014 году сюда поехали люди из Донбасса, и даже когда Президент объявил Дальний Восток приоритетом на столетие. – Она к ним пришла в аккурат к началу выборной кампании. И ладно, если бы решение проблемы им виделось как государственная задача освоения трети территории России, так нет же: чтобы не выдворять – отправить на восток (будто речь идет о багаже, получите и распишитесь). Кто-нибудь сегодня может сказать, где и как трудоустроились те, кто приехал два года назад, в каких условиях они живут, с какими проблемами они сегодня сталкиваются?      
Не менее важной задачей, которая требует пристального внимания, – подготовка специалистов. Да, создан Федеральный университет, построен кампус, студенты могут гордиться тем, что они станут его выпускниками, но много ли сегодня примеров успешной карьеры молодых специалистов, получивших дипломы ВУЗов Владивостока и реализовавших себя здесь, например, на стройках саммита АТЭС, в ведущих компаниях, или даже на чиновничьем поприще? А каково соотношение выпускников с высшим образованием и среднего специального, а сколько специалистов среднего звена подготовлено, а рабочие специальности, где и как ведется подготовка, кто определяет и поддерживает эти пропорции? – Все это и есть составляющие рынка труда на конкретной территории, которые регулируются совершенно по другим основаниям, нежели того требует региональная экономическая площадка. Так, количество учащихся в среднеобразовательных школах за 15 лет сократилось на 110 тыс. человек, студентов в вузах почти вдвое больше, чем студентов в средних специальных учебных заведениях. Откуда тогда удивление, что выпускники работают не по специальности. Или не менее важный вопрос о том, специалистов какого профиля востребует рынок через пять-десять лет, кто будет готовить инженеров для обслуживания будущего космического регионального кластера, готовим ли мы здесь тех, кто сможет профессионально выходить на самые различные площадки азиатских рынков, имея в виду, что восток – дело тонкое.
Ну и еще одна позиция, которая оказывает влияние на состояние рынка труда – это мигранты, трудовые мигранты. В общем потоке мигрантов, который преимущественно состоит из российских граждан, приезжающих или выезжающих из Приморского края, международная миграция составляет незначительную долю. Так, поток российских мигрантов, прибывших в край в 2014 г. насчитывал 65,5 тыс. чел., а выбывших – 71,6 тыс., то есть край потерял за год более 6 тыс. человек, а международная миграция составила в числе прибывших 10 тыс. чел., а выбывших – 7,8 тыс., что не компенсировало потерю выбывшего российского населения, и абсолютная убыль составила почти 4 тыс. за счет миграции. Необходимо заметить, что миграционный поток извне потихоньку иссякает, сюда уже не едут не только китайцы, но и среднеазиатам здесь работать стало невыгодно. 
Причем нужно сказать, что в решении этой проблемы роль региональной власти весьма скромна. Правила задаются, главным образом, федеральным центром, где есть множество противоречивых решений и распоряжений. Кто-то пожаловался президенту на мигрантов, отбирающих у местных рабочие места, последовала команда – ограничить, и стали методично резать квоту начиная с 2008-2009 гг. На стройках саммита АТЭС нужны были тысячи рабочих рук, а квоту (в 2010 г.) сократили на две трети от потребности. Может быть в этом причина, почему многие объекты оказались не завершены в срок. И сегодня бизнес испытывает нужду в рабочей силе, а Минтруда издает распоряжение о сокращении квоты на иностранную рабочую силу на треть. Между тем в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» Минэкономразвития черным по белому записано: «возрастает роль миграции населения в формировании трудового потенциала и его размещения по территории страны». Вот и попробуйте сформировать рынок труда, который будет отвечать потребностям региона.    
Эти и многие другие вопросы, связанные с формированием рынка труда, нуждаются в том, чтобы об этом не только говорили, но и принимали действенные меры, направленные на его удержание, а лучше на коренное изменение ситуации. Приморскому краю необходима долгосрочная программа формирования рынка труда под те задачи, которые намечены на будущее. Но эта программа не может и не должна быть результатом кабинетных размышлений, а сформирована путем коллективного обсуждения всех заинтересованных сторон, с привлечением и специалистов, и практиков. Только в этом случае можно рассчитывать на реализацию тех планов, которые позволят российскому Дальнему Востоку, Приморскому краю, Владивостоку интегрироваться в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона.             

Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН, к.э.н.


← Назад в раздел