«Вектор, определяющий наше будущее»

Без преувеличения можно сказать, что год для Приморья был очень насыщен событиями, во многом определяющими его дальнейшее развитие. И одно из главнейших - Восточный экономический форум. Как вы оцениваете его итоги сейчас?

- Главный результат - это, безусловно, объем соглашений, заключенных с инвесторами. На форуме мы подписали 22 документа на сумму 100 миллиардов рублей. В первую очередь это итоги той огромной работы, которая ведется в Приморье в последние годы. Крупнейшие инвестпроекты будут реализованы в промышленном комплексе, транспортно-логистической, сельскохозяйственной, туристической и других отраслях. Это позволит на порядок увеличить темпы развития приморской экономики и, главное, повысить уровень жизни в крае.

Остановлюсь подробнее на наиболее крупных проектах. Большой объем инвестиций приходит в сельское хозяйство края. Так, на территории опережающего развития «Михайловский», специализирующейся на производстве и переработке сельхозпродукции, появится большой свиноводческий комплекс. Компания «Мерси Трейд», уже выпускающая порядка 300 тонн свинины в месяц, намерена инвестировать в проект не менее 20 миллиардов рублей. Предприятие планирует строительство группы свинокомплексов производительностью до 540 тысяч голов в год. Около полумиллиарда рублей планирует вложить в строительство комплекса по выращиванию и переработке зерновых культур «Черниговский агрохолдинг». Один из крупнейших отечественных производителей «Юг Руси» построит в Приморье комплекс по глубокой переработке сои и семян масличных культур мощностью до трех тысяч тонн в сутки. Объем капитальных вложений составит почти 12 миллиардов рублей.

Одна из важнейших задач для Приморья сегодня - обеспечить внутренние потребности региона в молочной продукции. В этом направлении мы работаем давно, уже есть неплохие результаты. Так, компания «Грин Агро», например, строит комплекс на 5400 голов крупного рогатого скота. Уже реализована первая очередь на 1800 голов. Она также планирует построить в крае еще одно предприятие по производству и переработке молочной продукции полного цикла. Соответствующее соглашение было подписано на Восточном экономическом форуме, сумма проекта превышает 8,5 миллиарда рублей.

Крупные производства появятся на территории опережающего развития «Надеждинская», специфика которой - транспорт и логистика, а также промышленное производство. Здесь будет построен большой транспортно-логистический терминал, включающий «сухой порт», площади для обработки грузов. Инвестор «Инком ДВ» уже вложил в реализацию этого проекта более 400 миллионов рублей.

Расширяет производство одно из самых известных в стране предприятий края «Приморский кондитер». В рамках ТОР «Надеждинская» компания построит новый завод. Объем инвестиций - не менее 3 миллиардов рублей.

Всего на Восточном экономическом форуме Приморский край представил порядка 90 проектов. Многие из них заинтересовали как российских инвесторов, так и зарубежных партнеров. Так что все только начинается.

- Но все эти проекты заработают в полную силу только через несколько лет. А что нас ждет в более близкой перспективе - через год-два?

- В полную силу - да. Но продукцию первых резидентов территорий опережающего развития можно встретить на приморских прилавках. В ТОР «Надеждинская» открылся завод «Европласт». Он выпускает пластиковую продукцию, очень востребованную на местном рынке. Теперь нет необходимости закупать ее за рубежом. После выхода на полную мощность «Европласт» будет производить в год порядка 500 миллионов ПЭТ-преформ (заготовок под пластиковые бутылки) и около 300 миллионов полимерных покрышек.

Президент Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию обозначил развитие импортозамещения, в том числе в сфере сельского хозяйства, приоритетной задачей на ближайшие годы. Хочу отметить работу в этом ключе приморских аграриев. Они полностью обеспечивают население края картофелем и на 68% закрывают потребности региона в овощах. Второй год подряд Приморье собирает высокие урожаи стратегически важной сельскохозяйственной культуры - сои. Они в два раза превышают лучшие показатели советских времен! А по сравнению с прошлым годом объемы валового сбора кукурузы выросли почти в 1,5 раза. В крае успешно работают животноводческие гиганты «Грин Агро» и «Мерси Трейд».

Другой резидент - компания «Русагро» - также приступил к реализации своего проекта, пока это только растениеводство и создание прочной кормовой базы. В этом году компанией было посеяно 15 тысяч гектаров зерновых и сои, а также приобретена необходимая техника.

На строительство дорог и коммуникаций в бюджете Приморья заложено почти 4 миллиарда рублей, еще 4 миллиарда выделяются из федерального бюджета. К концу 2017 года вся необходимая инфраструктура для ТОРов будет готова. В результате будут газифицированы три района: Спасский, Черниговский и Михайловский.

Кроме того, уже начал работу один крупнейших налогоплательщиков края в сфере туризма - интегрированный развлекательный курорт «Приморье», ориентированный на семейный отдых, деловой и событийный туризм. Хочу отметить, что только от налога на игорную деятельность от первого комплекса регион получит порядка 200 миллионов в год. Когда же курорт заработает в полную силу, объем налогов составит около 2,4 миллиарда рублей в год. А это - зарплаты бюджетникам, новые детские сады и дороги.

- В крае сегодня две действующие территории опережающего развития, вступил в силу закон о свободном порте. В интервью, которое вы дали нашему журналу накануне ВЭФ, вы сказали, что готовится новый ТОР «Остров Русский». Кроме того, в Приморье появится в скором времени новый ТОР «Большой Камень» - об этом заявил в ходе своего визита Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Готов ли, с вашей точки зрения, край к одновременной реализации такого количества очень серьезных проектов (трудовые ресурсы, кадры)?

- Реализация таких, как вы правильно заметили, серьезных проектов требует большой подготовительной работы. Определяя новые точки роста экономики, необходимо, конечно, руководствоваться нашими возможностями. Задача территории опережающего развития «Остров Русский» - формирование технико-внедренческого, научно-образовательного центра России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его основа - Дальневосточный федеральный университет. Это ведущий вуз региона, нацеленный стать одним из крупнейших образовательных и научно-исследовательских центров в АТР.

Импортозамещение - важнейшая задача, которая сегодня стоит перед нашей страной. Это касается всех отраслей: и промышленности, и сельского хозяйства. Постепенно будет происходить переход от использования иностранного оборудования к отечественному. Именно с этой целью в Большом Камне будет создан современный промышленный кластер по строительству судов и морской техники. Наша страна - морская держава, и нам просто необходимо строить свои суда. Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли и создается ТОР «Большой Камень».

Безусловно, новым высокотехнологичным производствам необходимы квалифицированные специалисты, в первую очередь - приморцы. Для реализации этой задачи мы создали целую систему подготовки кадров, которая состоит из цепочки школа - колледж - вуз - предприятие. На сегодняшний день у нас создано четыре образовательных кластера.

В кластер судостроения и судоремонта в Большом Камне вошли Дальневосточный судостроительный колледж, филиал Дальневосточного федерального университета и судостроительная верфь. Кластер энергетики во Владивостоке состоит из энергетического колледжа, филиала ДВФУ и Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы. В Находке развивается нефтехимический кластер, в Арсеньеве - авиастроения.

Высшие учебные заведения Приморья пересмотрели весь спектр своих образовательных программ под запросы крупных инвестиционных программ, реализующихся в регионе. Создаются базовые кафедры вузов. Так, Дальневосточный федеральный университет уже сформировал кафедры кораблестроения и океанотехники на заводе «Звезда», теплоэнергетики и теплотехники для предприятий «Приморской генерации».

- Вы также представляли Приморский край на втором Российско-Китайском ЭКСПО в Харбине. Как вы оцениваете его итоги с точки зрения главы региона? Какими приморскими проектами заинтересовались в Китае?

- На мой взгляд, встреча была очень результативной. Как вам известно, Президент РФ Владимир Путин и лидер КНР Си Цзиньпин договорились о сопряжении стратегий развития Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. По территории края проходят международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», соединяющие российские порты с северо-восточными провинциями Китая. Уникальные преференции, которые предлагает режим свободного порта, позволяют реализовать огромный потенциал этих коридоров, встроиться в транспортные потоки Шелкового пути и далее - Европы.

На Восточном экономическом форуме мы с коллегами из Китая обсуждали перспективы сотрудничества в этой сфере, и в Харбине наши намерения еще более укрепились. Китайские инвесторы готовы участвовать в модернизации транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». И сегодня мы активно вырабатываем концепцию нашего совместного сотрудничества.

Кроме того, еще один логистический проект приморской компании «Транзит-ДВ» заинтересовал китайскую компанию LIAONING RAILWAY HONGYUN LOGISTICS CO. LTD. Это мультимодальный транспортно-логистический комплекс в Хасанском районе.

Серьезный интерес вызывает у китайских инвесторов сотрудничество в сельскохозяйственной отрасли. Компания COFCO, один из крупнейших в КНР производителей и продавцов зерновых, масляных и продовольственных товаров, рассматривает возможность стать резидентом ТОР «Михайловский».

- И последний вопрос. Сегодня в Приморье реализуется большое количество инвестиционных проектов, и еще больше нас ожидает впереди. Многие этот успех связывают с кадровой политикой, которую вы проводите. Расскажите, сформирована ли команда профессионалов на уровне администрации края окончательно?

- Наша главная задача - сделать все для того, чтобы люди стремились жить и работать в Приморье. Еще очень многое предстоит сделать для создания комфортного делового климата в регионе, и главное - улучшения качества жизни людей. Я формирую команду, опираясь на базовые принципы: профессионализм, порядочность и готовность работать на результат. Администрация Приморского края всегда открыта для тех, кто хочет развивать наш край.

Вопросы задавала Валентина ЧАРСКАЯ



← Назад в раздел