Старт новых технологий

-Отмечу, что на заседании Правительства Российской Федерации в декабре 2015 года были подведены итоги рейтинга регионов России на основе оценки темпов социально-экономического развития субъектов Федерации. Из 20 регионов-победителей четыре представляют Дальний Восток: Якутия, Магаданская область, Сахалинская область и Еврейская автономная область. Они получат 18,5 процента от общего объема грантов, которые выделяются Правительством России лучшим регионам.

2015-й стал годом формирования и практического старта новых механизмов опережающего развития Дальнего Востока.

Отмечу пять основных.

Во-первых, это создание территорий опережающего развития. Во-вторых, формирование свободного порта Владивосток. В-третьих, государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов. В-четвертых, запуск работы Фонда развития Дальнего Востока. В-пятых, формирование нового механизма приоритизации самых разных государственных программ на интересы ускоренного развития Дальневосточного федерального округа.

Остановлюсь подробнее на каждом из этих направлений.

Закон о территориях опережающего развития вступил в силу 30 марта 2015 года. 25 июня правительство учредило первые три территории опережающего развития, в августе - еще шесть.

В бюджете выделено 20,5 млрд рублей на строительство необходимой инфраструктуры. Правительством были созданы институты развития: открытое акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» со 100-процентным участием Российской Федерации в уставном капитале и две автономные некоммерческие организации при Правительстве России - «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» и «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта».

Первая заявка от инвесторов на участие в территориях опережающего развития поступила 17 августа. И уже по состоянию на 25 декабря 2015 года официально поступило 87 твердых заявок на резидентство на территориях опережающего развития на сумму инвестиций 283,37 млрд рублей. Были подписаны первые 16 соглашений с инвесторами на сумму 164,4 млрд рублей.

За этими конкретными, твердыми заявками стоят новые предприятия на Дальнем Востоке, новые рабочие места. Это высокотехнологичный завод по производству комплектующих для авиастроения в Хабаровском крае, нефтеперерабатывающий завод в Амурской области, завод строительных материалов в Якутии, предприятия глубокой переработки древесины в Хабаровском крае, современные агропромышленные кластеры и транспортно-логистические комплексы в Приморье, разработка крупнейшего Беринговского угольного бассейна на Чукотке, создание комплексного туристического кластера на Камчатке. Запускаются десятки новых производств, создается более 17 тысяч новых рабочих мест.

24 декабря правительственная подкомиссия утвердила еще три территории опережающего развития для создания на Дальнем Востоке. В Большом Камне Приморского края для развития судостроения и две в Сахалинской области: одна - аграрной направленности, вторая - туристической. В проработке находится еще ряд территорий опережающего развития, по некоторым из них есть прямые поручения президента, как по острову Русский, и решения правительства. Оно утвердило комплексный план создания Восточного нефтехимического комплекса, который предполагает создание территории опережающего развития под объем инвестиций более 1 трлн рублей в нефтехимию в Приморском крае.

Кроме того, готовится создание территории опережающего развития в Амурской области под заводы по газохимии и газопереработке, в которые инвестируют СИБУР и Газпром в объеме более 1,3 трлн рублей.

Всё это - новая экономика, новая индустриализация и новая промышленность Дальнего Востока, которые сегодня создаются на территориях опережающего развития.

Второе - свободный порт Владивосток. Соответствующий закон вступил в силу 12 октября 2015 года. 21 октября состоялось первое заседание Наблюдательного совета и утвержден первый резидент свободного порта. По состоянию на 25 декабря поступило 29 твердых заявок на сумму инвестиций более 74 млрд рублей, из них девять заявок уже удовлетворены и соответствующие заявители признаны резидентами свободного порта Владивосток с объемом инвестиций 33,4 млрд рублей. За этими заявками также стоят конкретные инвестиционные проекты: строительство и реконструкция мощных портовых терминалов, транспортно-логистических и складских комплексов, холодильный комплекс для перевалки рыбной продукции, современное производство энергосберегающих ламп и новый гостиничный комплекс. Всего по этим первым заявкам предполагается создание более 10 тысяч новых рабочих мест.

Третье - инфраструктурная государственная поддержка инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Такой механизм специально создан актами Правительства РФ, а именно правительство утвердило методику отбора инвестиционных проектов для их государственной инфраструктурной поддержки, а также правила предоставления субсидий из федерального бюджета.

В 2015 году было проведено два тура отбора инвестиционных проектов. Первый тур - это шесть проектов, частные инвестиции составили свыше 126 млрд рублей, потребность государственной поддержки - 13,8 млрд рублей.

Распоряжением Правительства РФ от 13 июля необходимое финансирование выделено, первые инвестиционные соглашения подписаны.

Итоги второго тура - это также шесть новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке с объемом частных вложений свыше 365 млрд рублей и объемом господдержки 31 млрд рублей. Это инвестиционные проекты по разработке крупных месторождений золота, алмазов, угля, железной руды в Якутии, на Камчатке, в Амурской области и Хабаровском крае, строительство агропромышленного комплекса на Камчатке и портового терминала в порту Ванино. Данные инвестиционные проекты создают более 15 тысяч новых рабочих мест и приносят в бюджеты всех уровней за 10 лет свыше 205 млрд рублей налогов и обязательных платежей.

Четвертое. 2015-й стал годом начала работы Фонда развития Дальнего Востока. 6 августа приняты первые три инвестиционных проекта с участием фонда на 18,5 млрд рублей частных инвестиций и 4,7 млрд рублей инвестиций фонда. 24 ноября были приняты еще три инвестиционных проекта с объемом инвестиций фонда 4,7 млрд рублей и частных инвестиций - 45,5 млрд рублей.

Таким образом, в 2015 году фондом проинвестировано 9,5 млрд рублей и привлечено 64 млрд рублей частных инвестиций. Среди шести проектов Фонда развития Дальнего Востока строительство моста Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономной области, создание сухого порта и холодильно-складского комплекса в Приморском крае, развитие золоторудного месторождения на Камчатке, создание современной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами на Сахалине. Четыре новых механизма привлечения инвестиций и ускоренного развития Дальнего Востока в совокупности дали в 2015 году Дальнему Востоку 988,51 млрд рублей инвестиций, из них 74,8 млрд - это бюджетные инвестиции и 913,7 млрд - частные инвестиции. Таким образом, на 1 рубль бюджетных вложений частные инвестиции составляют более 12 рублей. Такой мультипликатор. Отмечу, что по итогам Восточного экономического форума подписано инвестиционных соглашений на сумму более 1,8 трлн рублей, и задача ближайших лет в нашей работе - конвертировать эти соглашения в конкретные инвестиции. Поэтому этот первый дальневосточный триллион, в который привнесли новые механизмы института развития Дальнего Востока, - лишь начало нашей работы в 2015 году.

Пятое. В прошлом году заработал новый механизм приоритизации самых разных государственных программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока. Нам нужно не только развивать, привлекать частные инвестиции, нам нужно комплексное развитие макрорегиона. Эта задача должна решаться в самых разных государственных программах.

Президент РФ поручил правительству строго выдерживать приоритет развития Дальнего Востока в самых разных государственных программах. Председатель правительства утвердил перечень из 27 государственных программ, в которых должны быть сформированы специальный раздел по развитию Дальнего Востока, свои целевые индикаторы по развитию Дальнего Востока, соответствующие мероприятия и финансирование. Это госпрограммы по развитию здравоохранения, образования, социальной поддержке граждан, обеспечению доступным и комфортным жильем, содействию занятости населения и т. д. Это как раз и есть программы социально-экономической направленности.

Министерство по развитию Дальнего Востока наделено правительством полномочиями согласовывать такие государственные программы, а специальные дальневосточные разделы этих государственных программ войдут в аналитическую часть государственной программы «Развитие Дальнего Востока». Таким образом мы увидим весь ресурс государственных программ, который направляется на Дальний Восток, и у нас практически возникает возможность консолидировать его и координировать реализацию таких программ на Дальнем Востоке.

Мы провели соответствующий анализ, и выяснилось, что по ряду государственных программ, например «Развитие туризма» или «Физическая культура и спорт», до 2014 года на Дальний Восток выделялось 0 рублей 0 копеек. Или, например, провели анализ федеральной адресной инвестиционной программы, которая является сосредоточением бюджетных инвестиций, и выяснилось, что по таким направлениям, как развитие образования, подушевое финансирование в пересчете на одного человека на Дальнем Востоке в 10,5 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации, в здравоохранении - в 4,9 раза меньше, чем в среднем по стране, в коммунальном строительстве - в 4,7 раза, в культуре - в 2 раза меньше.

Говоря о нашей государственной программе, что планируется ее кассовое исполнение по итогам 2015 года в размере 98 процентов. Кроме того, немало внимания в работе нашего министерства уделялось таким задачам отраслевого развития на Дальнем Востоке, как развитие судостроения, рыбного хозяйства, лесного комплекса, авиаперевозок, электроэнергетики. В части тарифов на электроэнергетику мы очень рассчитываем, что 2016-й станет последним годом тарифной дискриминации Дальнего Востока, когда по целому ряду регионов тарифы на электроэнергию являются лимитирующим, пресекающим фактором экономической активности и нормальной жизни людей. Соответствующее внимание Президента РФ не раз было обращено к этой проблеме в 2015 году. Соответствующие поручения, в том числе по итогам Послания Федеральному Собранию, Владимиром Путиным даны.



← Назад в раздел