ОТКРЫВАЮТСЯ ЗАМАНЧИВЫЕ ДАЛИ…

К ПРАЗДНИЧНОМУ СТОЛУ

- И что вы предложите землякам к Новому году?

- Прежде всего, великолепную тихоокеанскую сельдь. 80 процентов всего нашего улова идет в Москву, Санкт-Петербург, города Сибири и, конечно, на Дальний Восток. Значительно увеличатся и поставки минтая. Рыбы, которая высоко ценится в странах Азии за ее полезные свойства и вкусовые качества. У нас, к сожалению, многие считают ее «бросовой», а ведь из нее можно приготовить десятки деликатесных блюд. Некоторые японцы отдают ей предпочтение даже по сравнению с красной рыбой.

- Вы правы. Я, например, когда впервые попробовала так называемые «крабовые палочки», была просто в восторге. Удивила низкая цена. Только потом на этикетке прочитала, что главный ингредиент «палочек» - фарш минтая. Но ваша агитация настораживает. Лососевые снова, в первую очередь, отправите за рубеж?

- Вопрос о красной рыбе, как говориться, не в наш огород. У ПБТФ нет квот на вылов лососевых. Но я бы хотел сказать, что на внутренний рынок поступает сегодня и будет поступать впредь немало разных дальневосточных морепродуктов и рыбы. Потому что санкции Запада и ответные меры РФ привели к освобождению торговой ниши, которую в центральных районах традиционно занимали европейские рыбаки. Основным поставщиком, например, упомянутых вами лососей являлась Норвегия. Так вот эту нишу наши рыбаки сегодня и осваивают. Думаю, вернуться на российский рынок норвежцам будет не просто, ведь дальневосточная рыба и вкуснее, и полезнее. Выращивается она не в искусственных условиях, а нагуливает вес на океанских просторах. В отличие от норвежской семги ничем не болеет, и антибиотиками ее не пичкают.

- Значит, в селедке «под шубой», которую многие россияне считают лучшей закуской, недостатка не будет. А что с тем же минтаем?

- Если судить по тому, как сработали наши рыбаки, недостатка не будет. Мы выбрали свои квоты более чем на 95 процентов. По отдельным видам промысла даже взяли больше. Кстати, наука в нынешнем году расщедрилась и разрешила промысловикам выловить дополнительно тысячи тонн минтая, сельди. Так что на внутреннем рынке дефицита, точно, не предвидится.

Я бы вот на что обратил внимание. В России пока очень слабо развиты не только береговые рыбоперерабатывающие предприятия. У нас почти полностью отсутствует, если можно так выразиться, «разнообразие домашней рыбной кулинарии». Хозяйки жарят, варят рыбу, редко крутят из нее котлеты… И все. А где пироги, рыба запеченная, маринованная и т.д.? Ее нет. О ней и не вспоминают. Смотрите, практически каждый телевизионный канал ведет свою кулинарную передачу. «Поедем, поедим», «Смак», «Кулинарный поединок»… все посвящены, в основном, секретам приготовления блюд из мяса.

Я понимаю, что сегодня «пропаганда и агитация» не в чести. Но для рыбы нужно сделать исключение.

- Недавно в Москве провели целый фестиваль «Рыбная неделя». Там профессиональные повара готовили свои кулинарные шедевры прямо на улице, делились рецептами. Вы не знали?

- Знали, конечно. Даже спонсировали это мероприятие. Представители нашего предприятия принимали участие в работе «круглых» столов. Но, согласитесь, один фестиваль «погоды не делает». Необходима системная работа среди населения, популяризация российской рыбы. Ведь жители центральных регионов нашей страны не знают о большей части ассортимента отечественных рыбаков и какие кулинарные шедевры, к тому же полезные для здоровья, можно приготовить из их продукции. Не думаю, что за одну неделю можно изменить что-то во вкусовых пристрастиях россиян, хотя инициатива с фестивалем прекрасная.

- Сергей Мстиславович, у вас действует свой рыбный комбинат. Ваши крупнотоннажные траулеры оснащены оборудованием для выпуска различной товарной продукции прямо в море. Почему бы не показать пример, как надо разнообразить приготовление рыбы?

- Вам простительно говорить такое. Но поступают нам и «руководящие указания» готовить прямо в море чуть ли не рыбную кулинарию, фасовать ее в мелкую тару, чтобы сразу отправлять в розничную торговую сеть. Это невозможно в принципе.

Траулер, каким бы большим он ни был, – промысловое судно, нацеленное на добычу рыбы. Это не плавучий завод, каких было немало в советские годы. Они ходили в дальние районы промысла, не добывали сами, а собирали улов у рыбаков. Но тоже не отличались большим разнообразием своей продукции. Тем более не получится ловить, принимать на борт сотни тонн рыбы, тут же обрабатывать ее и одновременно мелко фасовать. Экипажи едва успевают заморозить улов и упаковать его в двадцатикилограммовые мешки. Мелкая фасовка в море себестоимость поднимет невероятно. Цена подскочет так, что о рыбе средний потребитель вынужден будет забыть.

Хотя там, где это возможно, мы стараемся расширять свой ассортимент, выпускать продукцию в мелкой потребительской упаковке. Например, в нынешнем году на российский рынок поступила наша варено-мороженная креветка, расфасованная в удобные для покупателя коробки весом один килограмм. Заявками на ее поставку нас просто «забросали» из Москвы и Санкт-Петербурга.

Что касается нашего берегового рыбокомбината, то он специализируется на выпуске высококачественных консервов из сайры, горбуши, сельди, кальмара. Это как привычные россиянам консервы натуральные и с добавлением масла в банках № 6 и 5, так и деликатесные – бланшированные с добавлением масла или соуса, подкопченные и копченные типа «шпроты» - в плоской баночке «Ханза». Еще консервируем морскую капусту, которую выращиваем и собираем на наших «огородах». К слову, на своих плантациях мы также разводим морского ежа, гребешка, трепанга, и на следующий год запланировали модернизацию цеха береговой переработки этих гидробионтов.

НОВЫЕ СУДА И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

- Скажите, сумели ли вы, как намеревались, обновить свой флот?

- Не совсем, как намеревались, но кое в чем преуспели. Купили и переоборудовали две рыболовные шхуны, которые во втором полугодии вышли в море. Сегодня можно сказать, что они оправдали наши ожидания и успешно отработали на промысле креветки и краба. Без них было бы не просто справиться с выделенными нам квотами.

А вот строительство современного траулера «Лучегорск», который будет специализироваться на ловле сайры, затянулось. Он прошел ходовые испытания и полностью готов к работе в море, но мы столкнулись с проблемой оформления судна и его предъявления морскому регистру. В настоящее время документы получены, и сейчас база флота прописывает «Лучегорск» под российский флаг. В мае он должен выйти в свой первый промысловый рейс, от результатов которого зависит, продолжит ли ПБТФ строительство подобных сайроловов.

- Вы планируете развивать сайровый промысел. В то же время итоги сайровой путины-2015 неутешительны: в нынешнем году российские рыбаки добыли «ночной жемчужины» в три раза меньше, чем в прошлом. Что произошло? Наука ошиблась с прогнозами?

- Не стоит все неудачи валить на науку. Сказалось и сокращение количества флота на путине, и слабая оснащенность судов световым оборудованием, и большое количество штормовых дней, и административные барьеры.

Хотя, если говорить откровенно, то меня удивляет, как ученые из нашего ТИНРО-центра еще умудряются довольно точно прогнозировать лов других видов рыбы. Наука, мягко сказать, сегодня в загоне. И средств у нее нет, и флот старенький. Ученые вынуждены ходить в море на рыбацких траулерах, работать в их цехах, там вести научные исследования. Преданы мужики своему делу. Но такая ситуация не может продолжаться вечно. Рыбаку наука, ее рекомендации и точные прогнозы очень нужны. Как важна такая работа и в целом для государства.

- Проблемы на самом деле серьезные. Но мы беседуем с вами в канун Нового 2016 года. Закончим разговор на оптимистичной ноте. Что бы вы пожелали своему коллективу в наступающем году?

- Самое главное, всем крепкого здоровья! Хочу от души поблагодарить преображенцев за труд и пожелать, чтобы в их семьях всегда были благополучие и достаток. Нашим героям – рыбакам –хорошей погоды в море, поменьше штормов и тайфунов. А героическим женщинам – терпенья и выдержки, когда они ждут на берегу возвращения мужей, сыновей, отцов и братьев из плавания. Чтобы всегда они были довольны заработком, который приносят мужчины в дом.

Всем приморцам новых благ, которые обещает им открытие Свободного порта Владивосток!

Валентина ЧАРСКАЯ

фото Виталия ХОЛОИМОВА



← Назад в раздел