Феодосия ГАБЫШЕВА: «Что сделано? Что делаем? Что будем делать?»

– Инновационный по своей сути приоритетный национальный проект “Образование” способствовал развитию творческой инициативы педагогов. Они активнее включаются в инновационную деятельность независимо от того, где находится школа – в городе или отдаленном северном поселке. В республике накоплен достаточный опыт выявления перспективных инновационных школ на конкурсной основе. В дополнение к тридцати четырем школам, получающим федеральную поддержку в размере одного миллиона рублей каждая, ежегодно тридцать победителей открытого республиканского конкурса инновационных проектов и программ удостаиваются гранта президента республики.

Одно из направлений национального проекта “Образование” – “Государственная поддержка талантливой молодежи”. В республике проводится многосторонняя, содержательная работа по развитию склонностей, способностей и одаренности детей. Республиканская программа “Одаренные дети” направлена на разработку системы диагностики детей с различными видами одаренности, создание необходимых условий для их развития, подготовку педагогов, работающих с ними. Постоянно растет количество школ с углубленным и профильным изучением предметов. Большую работу проводят физико-математический форум “Ленский край”, общество по поиску и развитию одаренных детей “Дьогур”. Системная работа по поддержке талантливой молодежи дает свои результаты. Выпускники школ республики показывают стабильные результаты по математике и физике. Неплохие результаты демонстрируют наши школьники на заключительных этапах всероссийских олимпиад по физике, математике, информатике и программированию, биологии, экологии, астрономии, политехнической олимпиаде, технологии, физической культуре и спорту. Успехи якутских школьников неудивительны. В Якутии еще в шестидесятые годы благодаря талантливому педагогу, народному учителю СССР М.А.Алексееву, разработавшему авторскую оригинальную методику преподавания математики, физики и астрономии, получило развитие олимпиадное движение школьников, стали создаваться первые школы с углубленным изучением предметов.

Отрадно отметить, что в 2007 году тридцати три парня и девушки удостоены премии для поддержки талантливой молодежи, учрежденной указом Президента Российской Федерации. Ежегодно семьсот учащихся, достигших успехов в интеллектуальной, художественно-творческой и спортивной деятельности, удостаиваются стипендии президента Республики Саха (Якутия) в размере двадцати тысяч рублей.

– Министерство образования поставило непростую задачу – компьютеризация республики…

 

– Для Якутии, с ее огромной территорией, сложной транспортной схемой, отдаленностью населенных пунктов, немаловажное значение имеют современные информационные технологии. Удалось добиться подключения всех школ к сети Интернет, что способствовало информатизации образовательной среды, использованию информационно-компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности. В наши дни треть школ имеет собственные сайты, создает их и обновляет. Это значительное продвижение к открытости образования. Сегодня задача усложнилась, и связана она с поиском моделей эффективного использования информационных ресурсов для обеспечения прав детей, проживающих в отдаленных труднодоступных сельских поселениях, на качественное образование.

– Одна из главных целей национального проекта “Образование” – внедрение в систему образования новых экономических механизмов: нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда. Как решается этот вопрос?

 

– В начале этого года Якутия наряду с 21 субъектом Российской Федерации вошла в число регионов-победителей, осуществляющих комплексные проекты модернизации образования. Появилась возможность реализации комплексных многомерных взаимопроникающих и взаимодополняющих проектов, которые представляют собой результат того, что было до этого времени накоплено в сфере инновационного образования. Это, по сути, новая модель образования, напрямую связанная с введением новых механизмов финансирования, новой системы оплаты труда педагогов, улучшением условий протекания образовательного процесса, формированием механизмов общественного участия. Новые механизмы распределения финансов стали инструментом повышения качества и результативности образования, которое приобретает комплексный характер, когда оценивается не только объем усвоенных сведений по учебным предметам, но и сформированность социальных, правовых, информационных, коммуникативных, экономических и других компетентностей.

Экономисты неоднократно подчеркивали, что традиционная система оплаты труда превратилась в тормоз на пути развития образования. Бюджетные средства сегодня используются недостаточно эффективно. В республике наблюдается превышение численности вспомогательного персонала при небольшой наполняемости классов. Это связано и с демографической обстановкой, и с тем, что люди уезжают из сел в города.

С 1 сентября 2007 года на новую систему оплаты труда перешли 65 школ республики. Ее основа – зависимость размера оплаты педагогического труда от его качества с учетом интенсивности труда, востребованности каждого учителя. Это, по сути, повышение зарплаты, но в соответствии с конкретными результатами. Тем самым в каждом образовательном учреждении создается конкурентная среда, стимулирующая учителей ориентироваться на интересы учеников. Дифференциация заработной платы в зависимости от качества образовательных услуг станет, на наш взгляд, привлекательным условием для работы в школах квалифицированных специалистов. В республике в пилотных школах уже начаты выплаты учителям заработной платы по новой системе оплаты труда. Рост ее в сентябре составил от двадцати до шестидесяти процентов.

– Как проходит введение нормативно-бюджетного (подушевого) финансирования?

 

– Задача новой системы финансирования не в том, чтобы закрыть какие-либо школы, а в том, чтобы школы стремились обеспечивать более высокое качество образования, осваивали новые технологии обучения, в том числе дистанционного и сетевого взаимодействия, создавали для учащихся современные условия учебы. В республике реализуется около двадцати проектов сетевого взаимодействия, развивается филиальная сеть опорных школ, что позволяет концентрировать в них ресурсы для организации индивидуальной профильной подготовки учащихся 10-11-х классов.

С учетом территориальных особенностей в отношении малокомплектных школ разработан свой подход. Принято постановление правительства Республики Саха (Якутия) о малокомплектных школах. Всего их в республике 183, в каждой обучается от пятидесяти до ста человек. Поэтому норматив дифференцирован с учетом условий территорий. Введение единого норматива возможно только в тех субъектах, где одинаковы климатические и географические условия, равный уровень развития инфраструктуры. Для нас это задача будущего.

За счет средств, выделенных на реализацию комплексного проекта модернизации образования, в школы поставляются учебно-лабораторное оборудование, оборудование для медицинских кабинетов и столовых, спортивный инвентарь, мебель. Как и прежде, выполняется программа по строительству новых зданий. До конца 2007 года будут введены пятнадцать новых зданий школ, тринадцать — в сельской местности. Все это, безусловно, способствовало позитивному отношению населения, граждан, которые всегда настаивали на создании современных условий обучения для своих детей: от нормальных бытовых до новых технологий, а также нормальной среды, способствующей полноценному продуктивному общению между школьниками. Усилилась заинтересованность общественности в участии в управлении образованием и в результатах работы школ. Предложены различные способы преобразования системы образования. Это создание общесистемного ресурсного центра, применение учителями лучших отечественных и мировых методик преподавания, изменение системы оценок, критериев, внедрение современных информационных технологий, использование общества как образовательного ресурса.

Переход на нормативное финансирование будет постепенным, адаптационный период продлится три года, что для инерционной системы образования является довольно оптимальным вариантом. В новых условиях нормативного финансирования системы образования школам придется менять стиль своей деятельности, становиться более самостоятельными и открытыми.

– Сегодня Якутия живет под знаком реализации “Схемы комплексного развития размещения производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года”. Как Вы определите задачи, стоящие перед министерством образования?

 

– В течение года проводилось активное обсуждение опыта, проблем и перспектив дуального образования, сочетающего привычную программу школьных предметов и обучение рабочим специальностям. Объявлен конкурс на реализацию проектов в этом направлении. Сейчас многие выпускники школ получают профессиональную квалификацию вместе с аттестатом.

– Буквально в эти дни в столице республики проходит международная конференция с участием ЮНЕСКО. Что вы можете рассказать о международных контактах Якутии?

 

– Актуальными становятся международные аспекты образования. К реализации республиканских проектов привлекаются инвестиции таких международных организаций, как ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО. В целях распространения опыта кочевых школ в странах циркумполярного Севера, Азии и Африки ЮНЕСКО включило девять кочевых школ в глобальную программу “Образование для всех”. Поддержку ЮНЕСКО получил не только проект кочевых школ. Якутия выиграла грант на проект поддержки юкагирского языка и культуры в школах, расположенных в местах компактного проживания коренных народов Севера.

Практика показывает, что образовательные и социальные эффекты приоритетного национального проекта “Образование” могут служить основой формирования долгосрочной политики в области общего образования. По сути, это практические шаги, которые должны за довольно короткий срок вывести отечественную систему образования на новый, достойный уровень, создать основы для инновационного развития страны, укрепления ее конкурентоспособности.

Марина АКИЕВА.г. Якутск  

 

 



← Назад в раздел