БЮДЖЕТ-2016 ПОЛУЧИЛ ДОБРО

"В глухой полночный час думскую стражу потревожил торопливый стук в дверь. Запыхавшийся правительственный курьер сдал под расписку увесистый пакет», - писал автор этих строк семь лет назад. В пакете был проект федерального бюджета. Впервые на трехлетие: 2008 – 2010 годы. А спешка – потому что шлифовали, правили до последних секунд, едва уложились в регламентные сроки отправки парламенту.

Сегодня курьеры не спешили, доставили в Госдуму проект бюджета месяцем позже. И на один год, а не на три.

- Много непредсказуемых внешних рисков, мало пространства для маневра, - туманно объяснил депутатам министр финансов Антон Силуанов, представляя на их суд детище правительства объемом в 1600 страниц.

А в них - перспективы ближайшего нашего бытия. Доходы планируются в объеме 13,7 триллиона рублей, расходы – 16,1 триллиона, дефицит бюджета – 2,3 триллиона рублей, инфляция – 6,4 процента. Затраты государства по целому ряду направлений сокращаются примерно на десятую часть.

- Все социальные обязательства остаются в силе, - поспешил успокоить министр.

- Свежо предание, - возразили думские скептики. И не без оснований. Не будет, например, компенсаций зарплат госчиновникам, работающим пенсионерам. А неработающим в феврале добавят лишь четыре процента. «С учетом такого же уровня инфляции к 2017 году», - пояснили верстальщики бюджета, хотя на дворе лишь 2015-й. Какого размера будет вторая обещанная добавка, пока неизвестно. Средний размер пособия по старости в 2016 году составит 13 132 рубля.

Правительство, тем не менее, планирует переход от заметного сокращения масштабов экономики к ее постепенному подъему.

- Вероятность такого сценария существует, - отметила председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. - В том числе за счет ожидаемого роста материальных запасов и потребительского спроса, улучшения показателей внешнеторговой деятельности и восстановления инвестиционной привлекательности. Но это еще не означает, что результаты окажутся достаточными для достижения поставленных целей. Поэтому важно сосредоточить ресурсы и силы на стратегически важных направлениях.

Согласно прогнозу правительства инфляция, как уже сказано, должна составить в будущем году 6,4 процента. К ноябрю, по сравнению с началом 2015 года, она достигла 11,5 процента. Ускорение вызвано в основном значительным ростом цен на плодоовощную продукцию. Если такая тенденция сохранится, это усложнит достижение намеченного показателя, полагает председатель Счетной палаты.

Больше половины бюджетных расходов отводится реализации госпрограмм «Новое кчество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство». Основными факторами роста, говорится в предложенном проекте, должны стать развитие инфраструктуры, совершенствование материально-технической базы с учетом импортозамещения.

Исходя из этого, напомнила Татьяна Голикова, следовало бы ожидать, что особое внимание в бюджете будет уделено блоку «Инновационное развитие и модернизация экономики». А что же на самом деле? Это направление по сравнению с 2015 годом сокращается на 1 процент. На 1,4 процента меньше средств получит «Новое качество жизни», куда включены программы развития образования, здравоохранения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, коммунальными услугами и ряд других. Правда, на три с лишним процента больше по сравнению с текущим годом получит «Сбалансированное региональное развитие», а раздел «Эффективное государство» - на 0,2 процента.

Недополучат средства многие отрасли. За последние пять лет, отмечали депутаты, в стране введено лишь 40 новых предприятий, а закрыто 365. Отменено 135 поездов дальнего следования, 600 электричек, что ухудшило экономические связи территорий, населения. В сложном положении машиностроение, авиапром, другие отрасли.

Составлен бюджет из расчета цены на нефть в 50 долларов за баррель, сейчас она чуть выше 40 долларов. Минфин ожидает заметного скачка цен. Тогда, мол, добавим средств.

«Углеводородный рай» может и вовсе не вернуться. Значит, ущерб от его пассивного ожидания станет лишь расти? Помнится, первый бюджет на три года тогда еще заместитель министра финансов Антон Силуанов называл, вслед за коллегами, программой избавления от нефтегазовой зависимости: «Страна сможет ощутить все свои внутренние источники роста».

Сегодня, отмечали выступавшие, никто не хочет это вспоминать. «Недомогания» экономики объясняют санкциями и той самой нефтяной зависимостью, от которой три года назад хотели решительно избавиться.

Впрочем, шанс на это есть и теперь. Дефицит бюджета, как уже сказано, 2,3 триллиона рублей. Резервный фонд примерно вдвое больше. Так что минимум два года можем держать оборону без внешних заимствований. За это время – вывести экономику на качественно новый уровень: создать конкурентоспособные машиностроение, сельское хозяйство, переработку, другие отрасли.

Реальному сектору потребуются дешевые кредиты. Они, по сути, недоступны из-за высоких ставок. Потребуется наращивать инвестиции в производство, но только за полугодие их снизили на три с лишним процента. Важно повышать потребительский спрос, но как, если доходы населения падают, а цены ползут вверх?

Бюджет-2016 предусматривает рост прибыли предприятий до 15 триллионов рублей с лишним. Зато фонд оплаты труда на полтриллиона рублей сократится. Хозяева нарастят доходы, работники станут получать меньше. И без того шестая часть населения за чертой бедности, а девяносто процентов богатств России принадлежит десяти процентам «избранных».

- Такого нет ни в одной стране, - заметили докладчику. – Вместе с ростом безработицы это может привести к социальным потрясениям.

Количество незанятых, только по данным биржи труда, достигло миллиона человек. В действительности их значительно больше. За год число вакансий снизилось вдвое. Бюджет содержит госпрограмму «Содействие занятости населения». На ее реализацию выделяется полмиллиарда рублей. Многим ее исполнителям тоже урезали средства. Зато Российскому союзу промышленников и предпринимателей увеличили их со 150 до 300 миллионов рублей.

Подкинули, так сказать, олигархам на бедность. Хотя эти, как и многие другие заботы, ложатся, прежде всего, на плечи администраций регионов. «Общий объем средств, которыми они располагают, достаточен, чтобы чувствовать себя уверенно», - считает Силуанов. Лишь девять субъектов Федерации, напомнили ему, доноры. Остальные нуждаются в господдержке.

- Центр щедро сбрасывает на места обязанности, а деньгами делится со скрипом, - заметил Василий Иконников. – Бюджеты субъектов Федерации без соответствующей «подпитки» таких нагрузок не выдерживают.

Резкой критике подверг предложенный проект комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Дотации субъектам Федерации на повышение оплаты труда бюджетникам определены в 30 миллиардов рублей, или вдвое меньше по сравнению с 2015 годом. На реализацию госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» - 46,6 миллиарда, или 60 процентов к ранее намечавшейся сумме. А программе социально-экономического развития Курильских островов и вовсе отказано в средствах.

На 10 процентов меньше выделено их для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. При таких темпах финансирования им придется стоять в очереди не менее 20 лет. Урезаются средства на скорую медицинскую помощь. Притом, заметил Дмитрий Новиков, что, например, в городе Завитинске Амурской области дорогу на Райчихинск уже называют дорогой смерти. Местная больница там закрыта – ее, как теперь водится, «оптимизировали». Доставлять пациентов приходится по колдобинам. Иных, особенно сердечников, довезти до городской больницы Завитинска попросту не успевают.

Расходные обязательства финансами в должной мере не подкрепляются. Как следствие, регионы ежегодно набирают кредиты, соответственно, накапливают долги. По итогам девяти месяцев многие из них «проваливаются» со сборами налога на прибыль. Предусмотренное на 2016 год уменьшение межбюджетных трансфертов лишь ухудшит ситуацию. Бюджеты поселений сформированы меньше чем наполовину. Какие сборы, в каком объеме регионы могут оставлять для своих нужд? Вопрос пока без ответа. Депутаты вызвались подготовить закон, который обязывал бы предприятия платить налоги по месту работы.

Мощный рычаг воздействия на экономику – Центробанк. Но с этой ролью, заключили депутаты, выслушав отчет главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о кредитно-денежной политике, справляется плохо. Реальному сектору предлагает займы по неподъемным ставкам, а роль мегарегулятора Центробанк ограничивает воздействием на инфляцию, прежде всего - продуктовую. Это, по мнению выступавших, тупиковый путь. Чтобы снижались цены, нужно наращивать собственное производство, укреплять систему переработки, сбыта продукции, создавать в АПК новые предприятия.

Аграрный сектор не сумел восполнить выпавшие из-за эмбарго, антисанкций товары. Получилась замена одних иностранных поставщиков другими. Только за семь месяцев текущего года Россия импортировала 400 тысяч тонн мяса, больше 200 тысяч тонн рыбы, 270 тысяч тонн молочных продуктов, 534 тысячи тонн картофеля.

Между тем, фермеры, личные подворья производят около 80 процентов картофеля и овощей, в больших объемах – продукцию животноводства. Затоварились ею многие хозяйства Нечерноземья, Новосибирской, других областей. Слабо используются потенциальные возможности полей и пастбищ Дальнего Востока.

Купить, скажем, три тонны молока, сотню-другую тонн картофеля у крупного поставщика проще, чем собирать с десятков подворий. Чтобы вовлечь их в программу импортозамещения, нужна эффективная, гибкая «проводящая сеть».

Она есть. Это, в частности, кооперативы Центросоюза с заготовительными конторами, хранилищами, перерабатывающими цехами и заводами. Система обслуживает около 50 тысяч сел. Но ее мощности ограничены, а развитие кооперации остается благим пожеланием. В то же время торговля отдана сетям, преимущественно иностранным, которые, по мнению депутатов, лоббируют высокопоставленные федеральные чиновники. Им нет резона допускать на рынок отечественные товары.

Из-за проблем со сбытом, роста земельного налога посевные площади ЛПХ, других «малышей» в ряде регионов сократились на 17 – 23 процента. Уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. Половина этого стада, опять же, на малых фермах, подворьях.

В бюджете 2016 года селу обещана существенная поддержка. По некоторым направлениям – от 8 до 20 процентов и выше. Лукавые цифры, говорили докладчику, если рассматривать их в динамике. В текущем году такие отрасли, как мелиорация, молочное скотоводство, некоторые другие, либо не получили ни копейки, как, например, овощеводство закрытого грунта, либо получили менее половины запланированных сумм.

- Поражает принцип формирования бюджета, - заметил Николай Арефьев. – Подсчитать доходы и расходы. Если «дебит с кредитом» не сходятся, недостающее взять из карманов населения, урезать субсидии жизненно важным отраслям. А ввести прогрессивный налог на сверхприбыли не хотят.

Наша «заначка» - резервные средства - размещена за рубежом. В тех же США, которые призвали Европу арестовать активы российских компаний. В ответ мы положили в американскую «копилку» за прошлый год 3,5 миллиарда долларов, нынче добавили еще полмиллиарда. США нам - санкции, мы им, как бы в благодарность, – деньги на развитие. Докладчику рекомендовали применять их иначе, с пользой для российской экономики.

Вариант бюджета предложила и «Справедливая Россия», в составе которой немало авторитетных ученых, экономистов. Но правительство с ним не ознакомилось. Хорошо бы, советовали докладчику, собрать, изучить, обобщить предложения известных экспертов, политиков, не вошедшие в этот документ. В первом чтении оппозиционные фракции забраковали представленный проект. Голосов «Единой России», однако, хватило, чтобы одобрить его. Ко второму и третьему, окончательному, многие статьи с учетом высказанных замечаний были существенно изменены, дополнены. Нашлись дополнительные средства, в том числе для улучшения ситуации на рынке труда в Дальневосточном федеральном округе. Подготовлен проект постановления о перераспределении 450 миллионов рублей на сертификаты для переезда граждан. Прежде всего, в Хабаровский и Приморский край.

Учтены и другие замечания парламентариев. Минфин увеличил ассигнования на дотации бюджетникам, на приобретение жилья северянами, на экономическую и социальную поддержку народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Депутаты добились также увеличения субсидий «на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть и в обратном направлении».



← Назад в раздел