Под «Звездой» Дальний Восток

По поручению Президента России Владимира Путина консорциум компаний ОАО «НК «Роснефть» и «Газпромбанк» (АО) в лице совместного предприятия ЗАО «Современные Технологии Судостроения» создало на Дальнем Востоке России промышленный и судостроительный кластер на базе ДЦСС - Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. Его ядром стал новый судостроительный комплекс «Звезда» в г. Большой Камень. После запуска СК завод сможет изготавливать самые современные суда и буровые платформы. Недавно «Звезду» посетил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Этому предшествовала поездка вице-премьера Юрия Трутнева, который в духе исконно русских традиций устроил «разбор полета» для чиновников и руководителей компаний, затянувших сроки строительства комплекса. И это, похоже, дало результат – критических замечаний от Премьера после посещения «Звезды» не последовало. СК быть, и в этом уже ни у кого нет сомнений.

БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ ВИДНО ИЗДАЛЕКА

От столицы Приморья до Большого Камня полтора часа езды. Это уютный город на берегу моря, где сегодня проживает около 45 тысяч человек. Основная часть жителей трудится на заводе «Звезда», основанном в 1946 году. В 60-х предприятие освоило новую специализацию – ремонт атомных подводных лодок. В советскую эпоху на заводе трудилось 12 тысяч человек, до недавнего времени 4,5 тысячи. Снижение работающих напрямую было связано с уменьшением заказов. Но это было вчера. Сегодня, с началом строительства одной из самых крупных в России верфей крупнотоннажного судостроения, ситуация на «Звезде» начала меняться самым кардинальным образом. Судостроительный комплекс обретает реальные черты, что в чем лично убедился побывавший на нем Дмитрий Медведев.

Премьер прошелся по огромным промышленными цехам, оснащенным самым современным оборудованием. Закладка будущей платформы начнется с лазерной резки металла на заготовки, из которых на следующей линии начнется монтаж блоков. Итак шаг за шагом, блок за блоком по всей длинной технологической цепочке. Венцом всех трудов станет спуск на воду огромной буровой платформы, способной работать в суровых арктических условиях.

ПИЛОТНАЯ ЗАГРУЗКА «РОСНЕФТИ»

В поездке на «Звезду» Дмитрия Медведева сопровождал председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин. И это, как говориться, не случайно. Одна из самых крупных компаний страны обеспечивает пилотную загрузку комплексу нового судостроительного комплекса. Для этого с ДЦСС было заключено эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Компания уже разместила заказы на строительство двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, которые смогут эксплуатироваться в особо тяжелых условиях. Многофункциональность данного типа судов позволит решать широкий круг задач при реализации шельфовых проектов «Роснефти» в северных морях. До 2030 года прогнозный заказ судов и шельфовой техники на «Звезде» оценивается в 116 единиц. Игорь Сечин сообщил главе Правительства РФ о том, что проект «Звезда» обеспечен необходимым финансированием. Осталось за малым – построить.

Генеральный директор ОАО «ДВЗ «Звезда» Юрий Фильченок доложил Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву о ходе строительства судостроительного комплекса, который будет реализовываться в три очереди. Первая пусковая очередь - это блок корпусных производств и окрасочные работы. Вторая – открытый достроечный стапель с цехами, третья – сухой док с преддоковыми площадками и причалами. Общий бюджет проекта 145 483 млн. рублей. На текущий момент в строительство инвестировано около 21 миллиарда рублей.

Проект СК «Звезда» организован таким образом, что уже после завершения первой расширенной очереди новое производство позволит изготавливать морские суда. Параллельно будет идти расширение производства и строительство морской техники. После ввода в эксплуатацию блока корпусных производств и окрасочных камер судостроительный комплекс «Звезда» сможет изготавливать судовые конструкции весом до 300 тонн и суда с пусковым весом 13 000 тонн.

В новом корпусообрабатывающем цехе, где побывал Дмитрий Медведев, размещена технологическая цепочка полного цикла с использованием современного оборудования. Данный проект позволит производить из металла плоские, объемные и криволинейные секции корпуса судна в одном помещении. В цехе корпусных производств и окрасочных камер заканчивается установка оборудования. На открытой стапельной площадке заканчивается подготовка под установку крана типа «Голиаф». Это будет первый в России кран грузоподъемностью 1200 тонн, высотой 98 метров и длиной пролета 230 метров.

ДОЛЖНО БЫТЬ КРАСИВО

Реализация проекта предусматривает создание более 7 тысяч рабочих мест. С вводом в эксплуатацию всех объектов СК «Звезда» общая численность населения в г. Большой Камень в перспективе до 2024 г. увеличится на 18,5 тыс. человек (с учетом работников и членов семей). Для обеспечения их жильем запланировано строительство 3-х новых микрорайонов. Строительство первых трех домов администрация Приморского края планирует начать в 2016 году. Отдельно руководитель «Звезды» остановился на обеспечении завода кадрами:

- Много специалистов ушли от нас в Северодвинск, Североморск, поэтому местными кадрами мы сможем обеспечить строительный комплекс лишь на 30%, - констатировал он. - Остальных надо будет приглашать из центральных районов страны и обеспечивать жильем. Для этого потребуется построить 2-3 микрорайона, модернизировать городские сети.

- Если не построим дома, то не будет людей, а не будет людей, то вся эта красота не состоится, - заключил Дмитрий Медведев, указывая на красочный макет судоремонтного комплекса. Необходимо ускорить строительство жилых микрорайонов для будущих работников «Звезды».

Чтобы обеспечить всем необходимым судостроительный комплекс, предстоит построить небольшой морской порт, расширить имеющуюся железнодорожную станцию. Себестоимость судостроения напрямую связана с обеспечением производства природным газом, поэтому в Большой Камень будет проложен газопровод.

ИЗ НОВГОРОДА В БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ

Как только на «Звезде» началось строительство, туда потянулись люди. В числе таковых семья Отрепьевых. Виталий и Светлана приехали из Нижнего Новгорода. Светлана закончила Нижегородский водный институт, имеет большой опыт в судостроении. Ее супруг Виталий владеет компьютерными технологиями. На «Звезде» Светлана работает заместителем директора по гражданскому судостроению, Виталий – заместителем начальника отдела внешних коммуникаций. Специалистам на предприятии выделили служебное жилье.

- Нам все нравится, - откровенно сказал Виталий. – Люди, климат, море. В отличие от Нижнего Новгорода здесь на порядок больше солнечных дней. Но самое главное – есть перспектива на новом судоремонтном комплексе, где можно применить свои знания и опыт.

ВСТРЕЧА НА «КУЗБАССЕ»

Дальневосточный завод «Звезда» является единственным в нашем регионе предприятием, специализирующимся на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев. После судостроительного комплекса, Дмитрий Медведев отправился на причал, где его ждал экипаж атомной подводной лодки К-419 «Кузбасс».

Закладка этой субмарины состоялась в 1991 году на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Поначалу она носила название «Морж», но потом приказом ГК ВМФ была переименована в «Кузбасс».

Командир подводной лодки капитан второго ранга Дмитрий Строцкий доложил Председателю Правительства РФ о том, что после ремонта и модернизации «Кузбасса», экипаж готов к выходу в море с последующим переходом в основной пункт базирования. Взойдя по трапу на подводную лодку, Дмитрий Медведев пообщался подводниками, которым скоро предстоит выйти на боевое дежурство. Это значит, что на протяжении многих месяцев не будут видеть родной берег, семью, близких. Такое испытание могут выдержать только настоящие мужчины. Председатель Правительства РФ пожелал каждому из них стойкости и мужества в выполнении поставленной задачи.

Корреспонденту «Парламентской газеты на Дальнем Востоке» удалось поговорить с весьма немногословным командиром «Кузбасса». Выяснилось, что Дмитрий родом из Камчатки, учился в Санкт-Петербурге.

- Спрашиваете: сколько можем идти в подводном положении? – переспросил он меня. - Все ограничивается запасом пищи и психологическим фактором.

Завод обладает уникальным судоподъемным комплексом, эллингами, оборудованными стапельными местами. Это позволяет принимать и ремонтировать корабли и суда длиной до 160 метров. АПЛ «Кузбасс» стала 51-й по счету атомной подводной лодкой, которая после ремонта и модернизации возвращена в строй. Всего за время производственной деятельности заводом было отремонтировано, модернизировано и переоборудовано более 600 боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ. Помимо атомных подводных лодок возвращены в строй 13 дизельных подводных лодок различных проектов 1-го, 2-го, 3-го поколений.

Перспективы отечественного судостроения и судоремонта Дмитрий Медведев обсудил уже на острове Русский в кампусе Дальневосточного федерального университета. Здесь прошло заседание правительственных комиссий по импортозамещению и вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Дмитрий Медведев также попросил Правительство оценить, нужно ли продолжать сотрудничество предприятия с американской стороной по программе утилизации устаревших субмарин.

«Там стоят лодки, которые утилизируются в рамках известной программы. Мы продолжаем брать деньги у американцев. Надо понять, нужно нам это или нет, насколько существенны эти средства. Они там хотят приезжать, ходить везде, вынюхивать - нужно нам это или нет? Просил бы членов Правительства по экономической части этих соглашений такую работу провести», - сказал Дмитрий Медведев.

ЗВЕЗДНЫЙ ТОР

После поездки на «Звезду» Премьер поручил в кратчайшие сроки создать в Большом Камне территорию опережающего развития -ТОР, где будут действовать упрощенные процедуры налогообложения и таможенного контроля. Это значит, что его территория станет привлекательной для инвесторов и жизнь в Большом Камне выйдет на совсем другой уровень. А результатов осталось ждать не так и долго. Уже в 2016 году на «Звезде» должны заложить первое гражданское судно. К 2024 году на базе «Звезды» полностью наладят производство судов, буровых платформ для освоения российского шельфа. Это значит, что миллиарды долларов больше не уйдут за границу, обеспечивая рабочие места иностранцам. Что у нас появится своя, русская, платформа. Крепкая, надежная.

Виталий Холоимов,

Фото автора.



← Назад в раздел