9 (252) 2008


Цветы – в подарок городу
Владивосток продолжает готовиться к празднованию своего 148-летия. В честь предстоящего события город украсили новые цветники и растительные композиции.

У эвенка и оленя – общая душа
Эвенкийская культура – одна из самых распространенных территориальных культур Сибири и Дальнего Востока России. Однако вопрос о сохранении этой культуры отнюдь не является праздным. Как показывают исследования, проблематично уже ближайшее будущее эвенкийского культурного наследия, и вполне реальна угроза его музейного архивирования.
В этой связи представляется уникальным опыт сохранения памятников эвенкийской культуры, накопленный краеведом В.Ф. Иванищенко в Усть-Нюкже – крупнейшем эвенкийском поселении, расположенном неподалеку от Байкало-Амурской магистрали.
Кто поможет эвенку?
«Права эвенков: иллюзии или реальность»
Газета "Губернские ведомости"
Золотые перья региона
Железный хребет Сахалина
Пресс-конференция губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и начальника Сахалинской железной дороги Сергея Тишкина по теме: «Стратегия развития Сахалинской области. Инфраструктура. Транспорт. Железная дорога. Мостовой переход» для иностранных и региональных СМИ.
Новая жизнь «Каральвеема»
Из истории предприятия
Рудник «Каральвеем» построен в первой половине 90-х годов прошлого столетия и пущен в эксплуатацию в 1996 году. Проект рудника «Каральвеем» мощностью 100 тыс. т был разработан в середине 80-х годов прошлого века институтом «Дальстройпроект» на базе утвержденных в ГКЗ  запасов по двум участкам «Безымянный» и «Промоина». Позже «Росзолотопроект» (г. Москва) выполнил проект расширения рудника «Каральвеем» на 200 тыс. тонн.
В июле 1996 г. принят в эксплуатацию пусковой комплекс, включающий в себя подземный рудник, золотоизвлекательную фабрику, реализующую гравитационную схему переработки руды, объекты производственной и социальной инфраструктуры.
В 1997 г. закончено строительство и сданы в эксплуатацию конвейерный уклон с узлами погрузки и разгрузки, цех опытно-промышленной обработки гравиконцентрата, склад цианидов и компрессорная станция рудника.
В 1995 г. предприятие начало добывать и перерабатывать кварцево-жильные руды в центральной части месторождения, на участках Безымянный и Промоина.
В течение 1995-1997 гг. при отработке наиболее богатых руд предприятие действовало достаточно успешно, однако в 1999 г. оказалось на грани банкротства из-за невыполнения планов золотодобычи по причине неудовлетворительной производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Впоследствии на базе ЗАО «Руда» создано ОАО «Рудник Каральвеем», в котором в 2004 г. произошла смена собственников. В марте следующего года состоялось приобретение рудника, а уже в апреле началась разработка технико-экономического обоснования.
2006 год ознаменовался началом проектирования новой золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ), заказом основного оборудования. По ноябрь месяц проводились работы по демонтажу старой фабрики, подготовке строительной площадки.
2007 год начался со строительных работ, завершением пускового комплекса фабрики, извлечением первого золота. На ЗИФ произошел первый запуск «Акации» - установки для высокоэффективного выщелачивания гравитационных концентратов.
За Полярным кругом
Чукотский автономный (до 1980 г. - национальный) округ образован 10 декабря 1930 г. Статус самостоятельного субъекта Федерации имеет с 17 июня 1992 г. Статус подтвержден в 1993 г. решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Площадь территории округа - 737,7 тыс. км2, что составляет 7 % общей площади районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Округ занимает территорию суши между низовьями Колымы на западе и мысом Дежнева на  Чукотском полуострове, а также острова: Врангеля, Айон, Аракамчечен, Ратманова, Геральда и другие. На суше регион граничит с Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью и Камчатским краем. От штата США Аляски Чукотка отделяется Беринговым проливом.
ЧАО расположен на крайней северо-восточной оконечности материка Евразия, врезаясь клином между Тихим и Северным Ледовитым океанами. Омывается Восточно-Сибирским, Чукотским и Беринговым морями.
Крайняя южная точка Чукотки — мыс Рубикон (62° с.ш.); северная — мыс Шелагский (70° с.ш.); западная – левобережье низовьев р.Омолон (158 о в.д.); восточная — мыс Дежнева, являющийся одновременно восточной оконечностью России и всей Евразии (170° з.д.).
Большая часть Чукотки расположена в восточном полушарии, Чукотский полуостров – на западном полушарии, а около половины ее территории — за Полярным кругом.
Ответственность бизнеса перед людьми
Магаданская область и золотодобыча неразрывно связаны. Большая надежда территории - месторождение «Наталкинское», ставшее третьим среди крупнейших в мире. Геологические запасы, которые его владелец - ОАО «Рудник им. Матросова» (Группа «Полюс Золото») защитил в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) Министерства природных ресурсов России, составляют 1850 тонн. Это важное событие как для области, так и для страны. Ведь в геологии месторождение с запасом золота до 300 тонн считается крупнейшим, а с запасами более 500 тонн – уникальным.
Газета "Магаданская правда"
Золотые перья региона
Арктическая дорога жизни
Владимир Членов - министр транспорта, связи
и информатизации  Республики Саха (Якутия)
Железные дороги выгодны, потому и необходимы
В одном из интервью генеральный директор ЗАО «Инжтрансстрой» Иван Кузнецов задался вопросом: что значат для России железные дороги? И напомнил слова первого министра путей сообщения Павла Мельникова: «...Они, можно сказать, выдуманы для нее более, чем для какой-нибудь иной страны Европы... Климат России и ее пространства делают их особенно драгоценными для нашего Отечества».
Существует такая интересная статистика: уже с первых же лет эксплуатации железных путей в России, народ понял всю их выгоду, и во второй половине XIX века прирост рельсовой колеи ежегодно составлял до 1,5 тыс. км. К концу века он достиг наивысшего уровня - 2,5 тыс. км.
Истратив на строительство 3 млрд рублей золотом (баснословные по тем временам деньги), Россия получила гарантированные пути сообщения протяженностью в 50 тысяч км и вышла на второе место в мире по этому показателю. А предприниматели, вложившие капитал в дело, очень скоро вернули свои деньги.
Особенно это благоприятно сказалось на развитии Сибири. Вдоль Транссиба началось великое переселение народов. Возникло 10 новых городов. Сегодня все они областного значения, крупные промышленные и научные центры. Всего за 15 лет население здесь выросло с 4,6 млн человек до 7,6 млн. Россию признали в Азии.
А в последние 20 лет мы в стране ничего не строили. Если в так называемое застойное десятилетие (70-80-е годы) было построено 3,5 тысячи км железных дорог, то за 10 лет в 90-х всего... 300 км. И те с трудом, через пень колоду, на первом участке АЯМа Беркакит - Томмот.
А благодаря тому, что в прошлом году правительство РФ утвердило схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, республика остается одной из главных точек приложения сил и всей мощи промышленно-строительного комплекса, а также эпицентром инфраструктурного развития всего Дальнего Востока. Тут закладывают основу для экономического прорыва, который затем охватит и другие северные территории.
И правильно, что этот большой скачок, строительный бум начат с возведения на огромном пространстве путей сообщения. Приоритет в их числе все же отдан железным дорогам. Хотя здесь они стоят очень дорого.
Однако специалисты, крупные менеджеры и политические деятели утверждают, что дороги не могут стоить дешево, ибо каждая прокладывается в будущее страны и становится прочным связующим звеном от сердца к сердцу, от человека к человеку, от села к селу, от города к городу, от страны к стране. Такая связь должна быть не просто долговечной, а навсегда! И в этом наглядна истина - скупой платит дважды, ибо чем дешевле и дольше строится дорога, тем дороже она становится
В Якутии дан старт новой линии железной дороги Улак - Эльга. Теперь ЗАО «Инжтрансстрой» параллельно ведет в Южной Якутии две рельсовые магистрали - Амуро-Якутской (АЯМа) Беркакит - Томмот - Якутск, постепенно завершая пусковой участок до Кердема (Правой Лены) в ста километрах от столицы республики, протяженностью 440 км, и теперь, вот эта, протяженностью немногим более 300 км. Надо сказать, что ее уже начинали строить в 2002 году. И остановили через год ввиду отсутствия финансирования.
Появился новый надежный частный инвестор компания «Мечел», и жизнь заставила вернуться в крутые отроги Станового хребта, чтобы проложить рельсы к Эльгинскому месторождению угля севернее озера Токко. Эти залежи твердого топлива считаются мирового класса.
Нашим гостем в этом спецвыпуске газеты является генеральный директор Якутского филиала ЗАО «Инжтрансстрой» корпорации «Трансстрой», депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Дудников, который по обстоятельствам возглавляет обе эти стройки.
«Аэропорты Севера» - шаг в будущее гражданской авиации
На втором транспортном форуме России, проходившем в конце мая этого года в Сочи, министр транспорта России И.Е. Левитин в своем выступлении рассказал о проводимом в гражданской авиации пилотном проекте – создании на территории Республики Саха (Якутия) федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» и о перспективах расширения новой правовой формы деятельности малых северных аэропортов России – федеральных казенных предприятий.
Для подавляющего большинства граждан России федеральное казенное предприятие – это новая форма государственного предприятия.
За разъяснениями мы обратились к генеральному директору первого и пока единственного авиационного федерального казенного предприятия Сергею Александровичу Ларионову.
Медицинская гордость Якутии
Национальный медицинский центр для Якутии и всего Дальневосточного федерального округа — это гордость и большое достижение. Он стал объектом государственной важности не только для республики, но и для всех российских удаленных регионов самой историей его создания. Он появился не в рамках национального проекта «Здоровье», который начался в 2005 году. Время его создания — самый разгар кризисных 1990-х годов, когда действительно было сложно начать, а главное – закончить грандиозную стройку. Спустя два года – рекордно короткий срок — были приняты первые пациенты. Якутский медицинский центр — это не только прорыв в области медицины, благодаря которому жители республики получили доступ к новейшим ее технологиям, но и достойный опыт в области экономики здравоохранения, который стоит применить и в других регионах.
Первое, чем поражает Национальный медицинский центр Республики Саха любого, кто его видит в первый раз, это размеры. Больше десятка огромных корпусов, соединенных между собой в единый комплекс, производят неизгладимое впечатление. Тем более что Якутск сам по себе город небольшой.
О биопрепаратах, нанотехнологиях и чудо-лекарствах, которые лежат под ногами
Главный вуз республики - Якутский государственный университет - получил грант «Научно-образовательный технологический центр инновационного развития Северо-Востока России», за внедрение инновационных технологий. Сумма немалая – пятьсот миллионов. Она предназначена на реализацию семи проектов, два из которых выполняются на химическом отделении биолого-географического факультета ЯГУ.
Проекты связаны с комплексной инновационной системой подготовки дипломированных специалистов в области современных биотехнологий и химических технологий.
Наибольший интерес, с точки зрения социально-экономического развития Арктики, представляет биотехнологический проект. Им руководят заведующий кафедрой общей и неорганической химии, кандидат педагогических наук доцент Вера Аньшакова и профессор кафедры биохимии, заведующий лабораторией экологической и медицинской биохимии Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, доктор биологических наук, профессор Борис Кершенгольц.
Маршруты «Полярных авиалиний»
Андрей КОРЯКИН прибыл на работу в авиацию Якутии в 1990 году после окончания Московского топографического политехникума на должность штурмана вертолетов Маганского ОАО Якутского УГА.
Через год его перевели в Якутский ОАО, где  работал штурманом эскадрильи Ан-26, ВС Ан-24, а потом - с 1996 года по июль 1999 года, после переучивания, стал летать на мощном ВС Ту-154.
Без отрыва от производства Андрей Васильевич в1996 году окончил Академию гражданской авиации по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением», а в 2006 году – Московскую академию труда и социальных отношений по специальности «экономист».
С августа 1999 года по июнь2004 (в ту пору Андрею Корякину было 30 лет) он прочно занимает пост генерального директора ООО «Авиакомпания «Илин». Затем Указом президента Республики Саха (Якутия) № 1542 Андрей Васильевич назначается генеральным директором Государственного унитарного предприятия авиакомпании «Полярные авиалинии».
Андрей Корякин - высококлассный специалист, ответственный, принципиальный, знающий свое дело руководитель. Приоритетными задачами в своей работе он считает поддержание летной годности ВС, подготовку личного состава и обеспечение безопасности полетов. Андрей Васильевич не останавливается на достигнутом, ищет новые пути и идеи по улучшению деятельности авиакомпании. Его деловые качества, знание производственных процессов и летного дела, умение руководить трудовым коллективом вывели авиакомпанию из глубокого кризисного состояния.
За личный вклад в становление и развитие авиации Республики Саха (Якутия) в октябре 2000 года награжден премией им. В.И. Кузьмина. За особый вклад в реализацию комплекса мер, направленных на повышение работы авиации РС (Я), в октябре 2005 года награжден нагрудным знаком «Почетный работник воздушного транспорта Республики Саха (Якутия)».
«Мегапроекты России»: тендем государства и бизнеса
Самая огромная, интенсивно развивающаяся территория с богатыми недрами располагается на севере Восточной Сибири в бассейнах четырех полноводных рек - Лены, Яны, Индигирки и Колымы. С густонаселенного юга до арктического моря Лаптевых, включая Новосибирские острова, она протянулась на 2000 км, а с запада на восток - на 2100. Название этой территории, равной по площади нескольким европейским государствам, – Республика Саха (Якутия).
Своими экономическими нитями она связана с промышленными центрами Иркутской области и Хабаровского края, с аграрной Амурской областью, золотоносным Магаданом и национальными Долгано-Ненецким, Эвенкийским и Чукотским автономными округами. И по сути дела является владычицей Северного морского пути с его арктическими морями, которые питают не только льды Арктики, но и тысячи рек и речек, протекающих по Якутии.
Несмотря на глобальную удаленность от «центра» - расстояние от Москвы до Якутска 8468 км, суровые природные условия, зависимость экономики от непомерно растущих российских рыночных тарифов и сроков доставки топлива и продовольствия - жизнь здесь бьется в ритме со всей страной. Раньше, особенно в начале рыночной эпохи, о Якутии говорили, как о главной сырьевой кладовой природных ресурсов России, теперь же – в период мощной «работы» «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года» - речь на всех уровнях экономической и политической власти страны  ведется с позиции комплексного освоения территории.
Именно об этом новом образе производственной жизни в преддверии Якутского экономического форума, который состоится в середине июля 2008 года в столице республики, главный редактор «Парламентской газеты на Дальнем Востоке» беседует с Президентом Республики Саха (Якутия) Вячеславом ШТЫРОВЫМ.
Жизнь на Севере должна быть очень привлекательной
Высокоширотные российские территории обладают сейчас 80% запасов всех полезных ископаемых России. Здесь добывается 90% всех российских алмазов и платиноидов, 83% серебра и 63% золота, а также 93% газа, 72% нефти и газового конденсата и 43% угля. При этом именно здесь, в Арктике и на Севере , накопилось самое большое количество проблем. О том, как улучшить положение северян, как лучше распорядиться природным богатством этих территорий, наша беседа с сенатором от Якутии, первым заместителем председателя Комитета по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации РФ Александром МАТВЕЕВЫМ.
Сияние Севера
«Центр социально-консервативной политики - Дальний Восток», руководимый депутатом Государственной думы Василием Усольцевым, предложил Постоянному комитету парламентариев Арктического региона провести свое очередное заседание на Дальнем Востоке - в исторически важном для его развития городе – Владивостоке. И оно было принято: в конце мая к Тихому океану приехали представители стран Арктического региона: Дании, Исландии, Канады, Швеции, Финляндии, Норвегии; депутаты Госдумы России, Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологической политике  и охране окружающей среды, администрации Приморского края, ученого сообщества.
Обсуждался целый комплекс вопросов и проблем, связанных с Арктикой. На заседании прозвучали уникальные доклады председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологической политике и охране окружающей среды Владимира Михайловича Захарова, доктора педагогических наук, профессора Валентины Станиславовны Чернявской, кандидата технических наук Светланы Михайловны Гривановой, доктора исторических наук, профессора Анатолия Федоровича Старцева. Активное участие в обсуждении предложенных тем приняли гости: председательствующий на заседании Ивар Кристьянсен – и.о. председателя Постоянного комитета парламентариев Арктического региона, секретарь северо-западного Совета из Исландии Карл Матьясон и другие иностранные участники. Ивар КРИСТЬЯНСЕН , в частности, подчеркнул:
- Я бы хотел уделить особое внимание проекту, который проводится сейчас, и на его воплощение выделяются миллиарды долларов США. Это международный полярный год. В нём участвует около восьми стран. На эту тему в 2008 году в Санкт-Петербурге пройдет конференция. Я хочу сказать, что на данный момент мы уделяем большое внимание преемственности знаний, так как 50 лет назад проводился международный полярный год, но информация о нём не сохранилась, потому что не записали, не сохранили. И поэтому, я думаю, в этом году надо удержать преемственность и знания, которые мы получаем. Это повлияет как на социальные вопросы, так и на вопросы урегулирования проблем с ресурсами и с промышленностью. А также мы будем лучше представлять себе, какие изменения нас ждут в области Арктики касательно ресурсов и изменения климата. Какое наследие мы получим в будущем и что нас ждёт.
«Парламентская газета на Дальнем Востоке» публикует фрагменты из приветственных выступлений российских участников.