Закольцевать МТК

Ряд поручений, которые глава государства дал правительству, Минвостокразвития и дальневосточным регионам по итогам Восточного экономического форума, касается развития транспортно-логистической инфраструктуры округа. В частности, до 1 июля 2016 года он ждет от них предложений, как создать «конкурентный транспортный коридор глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок». Как использовать для решения этой задачи вступивший в силу закон о свободном порте Владивосток, создающий условия для опережающего развития региона, - этот вопрос находится в центре многочисленных дискуссий представителей бизнеса, власти и экспертов.

Одно из обсуждений прошло на международном деловом конгрессе бизнес-клуба «Диалоги».

МТК, хабы, биржа

С начала 2000-х годов эксперты видят перспективы встраивания транспортной инфраструктуры Дальнего Востока в мировую систему перевозок через развитие международных транспортных коридоров (МТК): «Транссиб», «Приморье-1» и «Приморье-2». Последние два дают кратчайший выход к морю северо-восточным провинциям КНР, Японии, Южной Кореи и другим странам региона – улучшение торговой логистики, а Приморью - возможность зарабатывать на транзите.

МТК «Приморье-1»: Харбин - Суйфэньхэ - Гродеково - порты Владивосток, Находка, Восточный - порты АТР,

МТК «Приморье-2»: Чанчунь - Цзилинь - Хуньчунь - Махалино - Посьет - Зарубино - порты АТР.

Теперь, когда в зону действия закона о свободном порте Владивосток попали все порты южного Приморья, Россия активно обустраивает Севморпуть для налаживания регулярных перевозок, а Китай – новый Шелковый путь, у стран Северо-Восточной Азии есть и другие «транспортные инициативы», у края и всего Дальнего Востока появился шанс получить от запуска коридоров очевидный макроэкономический эффект.

- У нас, у предпринимателей, много разных идей, но пора объединить усилия бизнеса, власти, науки и согласовать все планы развития. Я думаю, идея свободного порта способна консолидировать всех участников для создания единой концепции и генплана развития его инфраструктуры. И обязательно нужно учесть местную и страновую специфику, ведь Восточная Азия – это восток «в квадрате», - заявил президент холдинга «Транзит ДВ» Игорь Польченко.

Маршруты устарели

Тему продолжил другой участник рабочей группы, начальник отдела развития транспорта ОАО «ДНИИМФ» Михаил Холоша.

- Для реализации идеи свободного порта и территорий опережающего развития, нацеленных на экспорт продукции, необходима эффективная транспортная инфраструктура. Поэтому нам нужно повышать конкурентоспособность в этой сфере, обеспечить развитие транзита, грузовых и пассажирских перевозок. Для этого транспортная «конструкция» юга Приморья должна быть привлекательной и для нас, и для наших соседей. Именно такую модель транспортной сети мы предлагаем: она включает наиболее востребованную конструкцию двух прежних коридоров и позволяет включать в нее новые идеи по мере их появления, - прокомментировал эксперт по транспорту.

Он пояснил, что сложившаяся в прошлые годы маршрутизация международных транспортных коридоров была ориентирована на прежние потребности экономики, но сейчас устарела. Ранее ключевым портом для МТК «Приморье-1» планировался Восточный, а сегодня он стал эффективным портом для сырьевого экспорта: угля, руды, нефти. Здесь построено несколько новых терминалов для наращивания объемов перевалки, порт успешно развивается. Благодаря усилиям компаний «Портмэй» и ВСК развиваются и контейнерные перевозки, но, на взгляд эксперта, «МТК «Приморье-1» пока не имеет идей для инфраструктурного развития».

А вот у МТК «Приморье-2» они есть. Большие надежды возлагаются на расширение мощностей порта в бухте Троицы (Зарубино), вблизи стыка трех границ (Россия, Китай, КНДР) и превращение его в крупный порт мощностью до 80 - 100 миллионов тонн. В его составе планируются контейнерный, зерновой, глиноземный и универсальный терминалы. По прогнозам около 60 процентов загрузки обеспечит транзит из КНР и других азиатских стран. Ключевой оператор проекта - группа «Сумма», соинвестор - China Merchants Holding International.

- Два транспортных коридора и много портов типа Gateway (порты–ворота) с минимумом логистики – это минимум конкурентоспособности маршрутов и привлекательности для инвестиций. Мы предлагаем « » региональные МТК, создав новую, более короткую маршрутизацию коридоров с их стыковкой в районе поселка Славянка. Это сформирует основной сухопутный канал МТК, который может иметь и дополнительные «притоки» (они существуют, но сегодня не включены в коридоры). Это наиболее эффективная модель берегового оформления коридоров. Таким образом, свободный порт Владивосток приобретет то, что ему необходимо, - транзитную транспортную сеть, и только так можно создать порт-хаб, который очень нужен свободному порту. А налоговые, таможенные и административные преференции сделают выгодными судозаходы для операторов мировых судоходных линий, - заявил Михаил Холоша.

Два несостыкованных коридора не дадут возможности связать множество магистральных и фидерных маршрутов – сухопутных и морских, существующих и новых, включая Севморпуть.

Китай поддержал проекты

Губернатор Приморья провел на ЭКСПО в Харбине презентацию международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Владимир Миклушевский пригласил китайских инвесторов поучаствовать в модернизации транспортной инфраструктуры региона. Мероприятие вызвало интерес не только руководства Народного правительства и Канцелярии иностранных дел провинции Хэйлунцзян, но и бизнеса, предприятий в сфере логистики, дорожно-транспортной инфраструктуры, инвестиционных фондов и банков.

Транспортная инфраструктура обеспечивает Приморью около 18 процентов валового внутреннего продукта, и в планах на 2025 год - увеличить эту долю более чем в два раза. Сделать для этого предстоит много, ведь международные транспортные коридоры - это не только группа физических объектов (автомобильная и железная дороги, порты, пункты перехода и т. д.), а система более высокого уровня информационного, технического и технологического взаимодействия между портовиками, железнодорожниками, таможенниками и другими участниками процесса.

- Нам важно обеспечить потребности экономики и населения в перевозках, улучшить транспортное сообщение с другими регионами России, улучшить логистику поставки товаров и интегрировать наш логистический комплекс в международную транспортную сеть. Развитие наших транспортных коридоров связано с внешнеторговым оборотом наших соседей - провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, а также Внутренней Монголии, с возможностями развития внутреннего транзита КНР, с концепцией возрождения Великого Шелкового пути, с интересом к этим коридорам со стороны других стран СВА и АТР, - подчеркнул Владимир Миклушевский.

Так, по прогнозам к 2025 году объем внешней торговли между Приморьем и провинцией Хэйлунцзян и внутренних перевозок по МТК «Приморье-1» составит около 80 миллионов тонн грузов в год, включая зерно, контейнеры, генеральные грузы и другие, а объем внешней торговли с провинцией Цзилинь и внутренних перевозок края через порт Зарубино по МТК «Приморье-2» - около 90 миллионов тонн в год.

Одно из узких мест инфраструктуры в Приморье - нехватка современных дорог. Интенсивность движения на автодороге, являющейся составной частью МТК «Приморье-1», - от 10 до 60 тысяч транспортных средств в сутки. Сейчас администрация края с привлечением средств федерального бюджета ведет реконструкцию регионального (Уссурийск - Пограничный - госграница) и федерального участков автодороги. Для увеличения пропускной способности МТК «Приморье-1» идет строительство альтернативной дороги Владивосток - Находка - порт Восточный.

Важнейший элемент МТК «Приморье-2» - дорога госграница - порт Зарубино протяженностью 71 километр, здесь интенсивность движения - от 2 до 10 тысяч транспортных средств в сутки. Эту дорогу планируется сделать платной. Предполагаемый тариф для автомобилистов будет соответствовать уровню платных дорог в европейской части России и Китае. Для ускорения темпов строительства губернатор Приморья пригласил принять участие в финансировании частных инвесторов из Китая.

- Общая сумма инвестиций в эти проекты - около 159,2 миллиарда рублей. Мы предлагаем реализовать их на условиях государственно-частного партнерства Приморского края, частных инвесторов и институтов развития, в форме концессии. Подготовку технико-экономического обоснования, а также расходы по эксплуатации дорог возьмет на себя краевая администрация, - сообщил Владимир Миклушевский.

Предложение губернатора нашло поддержку на самом высоком государственном уровне. По его словам, «вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян, губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао и первый секретарь Хэйлунцзянского провинциального Комитета КПК Ван Сянькуй заверили его в поддержке проектов».

- Я рад открытию свободного порта Владивосток. Теперь у Приморья и провинции Хэйлунцзян еще больше общих возможностей. Примыкание транспортного коридора «Приморье-1» к Великому Шелковому пути будет способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества между двумя территориями. С июня из Харбина запущено скоростное движение грузовых поездов до Германии, маршрут пользуется большой популярностью. Мы хотим запустить подобный из Харбина во Владивосток. Также мы хотели бы видеть более активную работу с российской стороны на погранпереходе «Суйфэньхэ – Гродеково». Железная дорога играет важную роль для обеих сторон, ее эффективное использование способно привести к мощному экономическому развитию, - отметил Ван Сянькуй.

Владимир Миклушевский сказал, что «идея скоростной железной дороги ему очень нравится», и пообещал проработать этот вопрос с федеральным центром. Стороны создали совместную рабочую группу, которая в течение двух - трех месяцев начнет совместную работу по координации проекта МТК «Приморье-1» и использованию для его реализации режима свободного порта.



← Назад в раздел