Экономика с японским колоритом

- Сотрудничество со Страной восходящего солнца является важным фактором экономического, социального, культурного и политического развития нашей страны. Я считаю, что и для Магаданской области такое сотрудничество не должно быть исключением, – говорит губернатор Владимир Печеный. – Сейчас на стадии проработки один из самых масштабных бизнес-проектов Магаданской области – строительство в столице Колымы завода по производству сжиженного водорода, получаемого без выбросов СО2 в атмосферу. В проекте заинтересована и японская сторона.

В последнее время между Колымой и странами АТР, включая Японию, выстраиваются стабильные развивающиеся экономические отношения. Так объем внешнеторгового оборота Магаданской области с Японией в 2014 году составил $50,862 миллиона. В январе – апреле этого года – $15,6 миллиона. В страны Азиатско-Тихоокеанского региона поставляются золото, различные руды, шлак.

В 2010 году для налаживания партнерских связей в областной центр с деловым визитом приезжали представители Министерства эко- номики, торговли и промышленности Правительства Японии. Гости были серьезно заинтересованы в возможности добычи меди, цинка, свинца и редкоземельных металлов в Магаданской области. Японцы предложили свои технологии, которые они могли бы адаптировать к колымским условиям. Не так давно заключено соглашение между японской компанией «Импекс Корпорейшн» и российской «Роснефтью» о совместной разведке нефти в Охотском море (участки «Магадан-2» и «Магадан-3»).

И вот Магадан снова посетили гости из Страны восходящего солн- ца – Генеральный консул Японии во Владивостоке Тацухико Касаи, консул политического отдела Генерального консульства Кодзи Оно, консул по визовым вопросам Нара Фумико и секретарь политико-экономического отдела Наталья Годель. Во время пребывания в Магадане они встретились с властями города и региона, посетили крупные торговые точки областного центра, Магаданский морской торговый порт, областной краеведческий музей, побывали на Маске Скорби. Вице-губернатор Магаданской области Борис Журавлев рассказал гостям о крупных перспективных инвестиционных проектах. В частности, о подписанном соглашении между ОАО «Русгидро», ОАО «РАО ЕЭС» и японской компанией Kawasaki Heavy Industries на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в 2013 году о строительстве промышленного комплекса по производству сжиженного водорода в Магаданской области. Его ориентировочная стоимость оценивается приблизительно в 10 млрд руб. Пилотный комплекс мощностью 10 тонн в сутки планируется запустить к 2017 году.

Генконсул Японии во Владивостоке Тацухико Касаи вступил в должность 21 октября 2014 года, до этого был начальником Отдела японо-российских экономических отношений Департамента Европы МИДа Японии. В ведение консульства сегодня входят Приморский и Камчатский края и Магаданская область. Магадан консул посетил впервые, как сказал сам господин Касаи в беседе с журналистами «Магаданской правды», основная цель визита – знакомство с областным центром и руководителями региона.

- Я уже до этого был наслышан о том, что Магаданская область – очень богатый регион, как полезными ископаемыми, так и биоресурсами, что дает большие шансы для наращивания сотрудничества, – говорит Касаи-сан. – Меня познакомили с рядом проектов, в том числе и с перспективой создания здесь водородного завода. Реализация этого проекта не останется без спроса со стороны Японии.

- Тем не менее, сегодня Япония не спешит вкладывать средства в наш регион, в отличие, например, от своего соседа – Китая, который участвует в реализации ряда проектов на территории Магаданской области. Чего не хватает Колыме для большей инвестиционной привлекательности?

- Как я уже сказал, за водородным топливом будущее, в Японии немало автомобилей, работающих на данном виде топлива, но что-либо начинать сейчас в условиях не совсем благоприятных очень сложно. Сегодня мировые цены на энергоносители держатся на низком уровне и потребитель покупает подешевевшие, но давно знакомые нефть и газ. Водород – это вопрос времени, – сказал Тацухико Касаи.

В разговоре о привлекательности региона консул обратил внимание на то, что при вливании инвестиций большую роль играют спрос и наличие потребительского рынка.

- В свое время Япония большие капиталовложения сделала в разные страны мира. Много производства сейчас развивается в Китае. Преимущество этого государства изначально было в дешевой, но высококачественной рабочей силе. Аналогично и с другими странами Юго-Восточной Азии. К этому моменту там сформировался и большой потребительский рынок. Много средств вкладывалось в страны Латинской Америки, опять же в связи с наличием по соседству большого потребительского рынка, то есть в Северную Америку, в Европу, которая, собственно, и диктует правила экономической игры. То есть инвестициям нужны обоснования, надеюсь, совместно с правительством Магаданской области они будут найдены, – выразил уверенность Тацухико Касаи.

Не страшит его и тот факт, что такой серьезный конкурент на мировом рынке, как Китай, в части инвестиций опережает Японию, ведь сегодня Китай можно рассматривать и в качестве японского бизнес-партнера. Таким образом, по словам генконсула Японии, с Китаем на Колыму приходит и часть японского рынка сбыта.

Еще одним сдерживающим фактором, по мнению господина Касаи, является большая разреженность населения при отсутствии транспортной инфраструктуры.

Неслучайно одним из объектов визита консула стал Магаданский морской торговый порт – единственный на сегодня грузовой узел региона. Грузооборот порта составляет около одного миллиона тонн в год. Сейчас идет модернизация предприятия, появляется новая портовая техника, внедряются цифровые технологии – все это говорит о его возрастающей надежности, способности стать и перевалочной базой при реализации многих проектов, в том числе и тех, в которых будет участвовать Япония.

- Все же, продолжая говорить о привлекательности региона, еще раз хочу обратить внимание на то, что хорошая транспортная сеть – это необходимое условие для развития региона, – говорит Касаи-сан. – Мне рассказали о том, что к 2030 году будет построена железная дорога, строительство которой сейчас ведется в соседней Республике Саха (Якутия). Безусловно, это даст еще больше преимуществ региону. Для простого сравнения: грузовой автомобиль способен перевезти максимально с прицепом 40 тонн груза, тогда как один вагон состава поезда – 60 тонн, учитывая, что один поезд состоит из 50 вагонов, то всего 3000 тонн. Но здесь уже свою роль будет играть тариф. Сейчас, например, автомобиль доставить из Японии в Европу выгоднее морем, чем по транссибирской железной дороге, – поделился своими мыслями Генеральный консул Японии во Владивостоке Тацухико Касаи.

Как уже сказано выше, гостей из Страны восходящего солнца интересовал не только экономический аспект взаимоотношений, но и культурный. Сегодня на Колыме еще остаются захоронения японских военнопленных. Поэтому в первую очередь консулы отдали дань памяти своим соотечественникам.

Подытоживая первый, но не последний визит, гости отметили, что россияне – открытые, добродушные люди, но для большего понимания друг друга необходимо развивать туризм. Как сказал Касаи-сан, свою задачу он видит в поддержке сотрудничества с Дальневосточным регионом России, в том числе и в сфере экономических отношений, с тем чтобы способствовать развитию широких спектров отношений между Японией и Россией, а также в углублении людских отношений путем расширения связей в области культуры, образования, а также межрегиональных обменов.

Глеб БОЯРКИН, г. Магадан.

Фото Марины СКЛЯРОВОЙ.



← Назад в раздел