Кодекс о Дальнем Востоке получил поддержку дальневосточников

Требование времени

Причем не только со стороны государства, но и бизнеса, в том числе иностранного. Но как заставить бизнес выполнять программу, вкладывать деньги в этот макрорегион? Так появилась идея комплексного закона, своего рода кодекса законов о Дальнем Востоке, где будут предусмотрены широкий комплекс мер экономического стимулирования для бизнеса и условия комфортного проживания людей. Эту огромную работу возглавил член Совета Федерации РФ от Якутии Вячеслав Штыров. За год в рабочую группу поступили десятки тысяч предложений, проведено несколько юридических экспертиз законопроекта. Недавно он был обсужден на заседании парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в Якутске.

Представляя законопроект, Вячеслав Анатольевич рассказал, что в него вошли такие разделы, как государственно-частное партнерство, инвестиционная и экологическая политика, бюджетные отношения и др. «Есть слабые места, – сказал В. Штыров. – Мы говорим о расширении особых экономических зон, транспортной политике на Дальнем Востоке, оленеводстве, приграничных районах и др. Нужно поработать над структурой, вернуть выхолощенные юристами моменты, в том числе по налогам».

За и против

Отношение к этому закону со стороны правительства неоднозначное. Отраслевые министерства поддерживают, экономический блок против. Вопрос в том, что речь идет о выпадающих доходах, которых пока не существует. Так что, по мнению Штырова, понадобятся весомые аргументы.

Какие главные аргументы против? За 25 лет в стране сложилась система законов, которая описывает все стороны жизни в РФ и едина для всех, создавая равные условия от Калининграда до Камчатки. Если принять особый закон для одного макрорегиона, то следом появятся и другие. Возникнет хаос. Но данный закон опирается на действующее законодательство. Одинаковые условия для всех субъектов порождают неравенство в их развитии, а новый закон это выравнивает. Хорошо. Но ведь можно внести в каждый закон строчку о Дальнем Востоке. Тогда почему были приняты налоговый, земельный, жилищный и другие кодексы? Теперь нужен Кодекс по развитию Дальнего Востока. Не осталась в стороне и наука, пытающаяся понять, в чем предмет нового закона? Да в том, что Дальний Восток имеет особенности, которых больше нигде нет. Но ведь уже принят закон о территориях опережающего развития. По мнению Штырова, это частный случай, один из инструментов, который может войти составной частью в комплексный закон и ни в коей мере не заменяет его.

Обсуждение законопроекта было продуктивным. Среди предложений – увеличение срока действия закона с 10 до 50 лет, как в законе об особых экономических зонах, установление порядка компенсации для малого и среднего бизнеса, господдержка не только новых предприятий и специалистов, но и тех, кто уже здесь работает и живет, расширение видов государственно-частного партнерства и другие.

Сроки доработки документа, обозначенные Штыровым, жесткие. К 1 октября он должен быть готов, причем в таком виде, чтобы устроил и юристов, и дальневосточников, а к концу 2015 года – принят. Это будет законодательная инициатива Совета Федерации РФ и законодательных собраний дальневосточных субъектов и Забайкалья.

Не развлечение олигархов, а «маломерные суда»

Это было не единственное предложение Ил Тумэна, которое получило одобрение и поддержку дальневосточных парламентариев. Назрела необходимость решить вопрос с малой авиацией. Что и говорить, система арктических авиаперевозок находится в неудовлетворительном состоянии. Пассажирооборот самолетов на 15-19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а на 12 мест – в 60 раз. При этом к регионам, где малая и региональная авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности, относится более половины территории страны. Одной из важнейших причин, препятствующих развитию малой и региональной авиации, является несовершенная нормативно-правовая база, в Воздушном кодексе РФ просто не существует понятия «малая авиация», а требования к администрированию и управлению коммерческой авиации являются общими для всех. Якутия предлагает законодательно разделить гражданскую коммерческую авиацию на магистральную, региональную и малую. Вячеслав Штыров уточнил, что большинство специалистов понимают под малой авиацией «развлечение для олигархов». «А для нас это народнохозяйственная авиация для отдаленных населенных пунктов, короче говоря, маломерные суда», – сказал он и посоветовал разделить эти два понятия при разработке законопроекта для облегчения продвижения вопроса. С инициативой внести соответствующие изменения в Воздушный кодекс РФ выступит Ил Тумэн, а дальневосточники его поддержат.

Уйти от теневого бизнеса

Еще один законопроект о мамонтовой фауне. Ископаемая мамонтовая кость – один из самых специфических природных ресурсов Севера и Арктики России, причем более 80% находится в Якутии, единственном регионе промышленного промысла. Она не является полезным ископаемым, ведь ее не добывают, а собирают. Сегодня из-за неопределенности законодательства этот вид деятельности ушел в теневой бизнес. Ил Тумэн разработал проект федерального закона, который позволит легализовать традиционное занятие местного населения по сбору ископаемой мамонтовой кости. Основные полномочия по регулированию пользования и распоряжения ресурсом предлагается передать на уровень субъектов и муниципальных образований. Все налоги и платежи оставлять в местных бюджетах, а также проводить международные аукционы по продаже мамонтовой фауны в России, что позволит обеспечить прозрачность и легальность этого бизнеса.

На защиту рыболовов

Парламентарии Дальнего Востока и Забайкалья поддержали поправки Ил Тумэна к проекту федерального закона о любительском рыболовстве, который ограничивает рыболовов такими нормами, как обязательный учет сетных орудий с поштучной маркировкой, которую будут осуществлять уполномоченные федеральные органы. Вот только их представителей в районах нет. Ограничены и периоды вылова. Якутский парламент подготовил шесть поправок, которые отменяют положение о маркировке и предлагают передать полномочия по утверждению правил любительского рыболовства на региональный уровень, а полномочия по выдаче именного разрешения – на местный.

Соглашение должно быть обязательным

Сегодня только в Якутии действуют более 200 недропользователей, по Дальнему Востоку эта цифра увеличивается на порядок. При этом в федеральном законодательстве не установлена их социальная ответственность перед населением. Ил Тумэн выступил с инициативой включить в закон норму, которая бы обязывала недропользователей заключать соглашения с субъектами и муниципальными образованиями о взаимных обязательствах, в том числе по социально-экономическому развитию субъектов.

Следующее заседание парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» состоится в октябре – ноябре в Благовещенске Амурской области.

Марина КОЛБАСИНА, фото Василия КОНОНОВА, г. Якутск



← Назад в раздел