От спичек до «БелАЗов»

– Моя основная миссия на новом посту, - сказал Александр Владимирович корреспонденту, - продвижение белорусского экспорта во все регионы Дальнего Востока. В то же время в мои обязанности входят и консульские вопросы. Находясь на окраине России, по долгу службы я обязан оказывать помощь белорусам, проживающим и приезжающим в регионы Дальневосточного федерального округа, решать многие другие проблемы взаимодействия двух братских народов, и потому, как мне кажется, не случайно эту должность стали называть - посол Республики Беларусь на Дальнем Востоке.

Торгово-экономические отношения Беларуси с регионами Дальнего Востока за последние годы имеют положительную динамику. За январь - сентябрь 2007 года товарооборот между Республикой Беларусь и регионами Дальневосточного федерального округа составил 32,8 млн. долларов США и по сравнению с соответствующим периодом 2006 года увеличился на 12,8 процента. Основу белорусского экспорта составили грузовые автомобили и тракторы, молочные продукты питания – сгущеное молоко и сливки, шины, запасные части для автомобилей и тракторов, сельскохозяйственная техника, бульдозеры, прицепы и полуприцепы, двигатели и силовые установки, а также мебель, одежда и обувь. Конечно, основными экспортными товарами является грузовая техника, гордость Беларуси – знаменитые карьерные самосвалы “БелАЗ” и грузовые автомобили “МАЗ”, поставки которых постоянно увеличиваются, и это связано в первую очередь как с их качественными характеристиками, улучшением дизайна, так и с увеличением грузоподъемности. Активно развивающаяся горно-рудная промышленность Дальнего Востока сегодня нуждается в большегрузной технике, а самосвалы “БелАЗ” соответствуют всем требованиям горняков.

– Мне хотелось бы показать читателям, поскольку “Парламентская газета на Дальнем Востоке” работает на весь регион, сравнительную динамику по краям и областям и в Республике Саха (Якутия) – как они взаимодействуют с Беларусью?

 

– Весьма показательно торгово-экономическое сотрудничество Беларуси с интенсивно развивающейся Республикой Саха (Якутия). За январь - сентябрь 2007 года товарооборот составил 11,7 млн. долларов. Якутия, как промышленно развитый регион, основные объемы держит по тяжелой технике, поставляемой из Беларуси, - и в первую очередь по поставкам карьерных самосвалов “БелАЗ” для работы как на новых, так и на действующих карьерах.

В 2005 году наш автомобильный завод выиграл тендер и поставил в данный регион ДФО грузовых самосвалов на сумму 15 млн. долларов. Этот рекорд стал нормой для последующих лет. Темпы товарооборота, чтобы не сглазить, упорно росли. Поставка техники осуществляется в основном по прямым договорам. Второе место в списке белорусского экспорта заняли энергонасыщенные и высококачественные белорусские тракторы МТЗ, которые используются не только на производственных и сельскохозяйственных объектах республики, но и в коммунальном хозяйстве, при перевозках грузов внутри предприятий. Отдельной строкой идет для Якутии сельскохозяйственная техника, поставляются также шины, лифты, мотоциклы и мебель.

Пальму первенства в белорусском экспорте держит и Приморский край: наверное, потому, что это густонаселенная южная дальневосточная территория с развитой промышленностью, сельским хозяйством, морским транспортом и рыбохозяйственным комплексом. С другой стороны, здесь базируются основные дилеры белорусских промышленных предприятий – Минских автомобильного и тракторного заводов. Приморье по товарообороту в два раза превышает Хабаровский край. И не потому, что там больше белорусских товаров, а потому, что хабаровчане большинство товаров из Беларуси получают через посредников из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов России. Эту тенденцию приходится ломать и перестраивать потребителей на осуществление поставок по прямым договорам.

Беларусь всегда производила высококачественные продукты питания: сыры, масло, мясные продукты и кондитерские изделия. И меня, как представителя Беларуси, работающего в регионе, откровенно говоря, несколько беспокоит “пробуксовка” особо важной номенклатуры - продуктовой позиции, сокращение поставок молочной продукции к соответствующему периоду 2006 года. Сгущенка на полках продуктовых магазинов Дальнего Востока не залеживается. В последнее время поставки сухого цельного и обезжиренного молока “ужались” на 50 процентов. Это беспокоит как руководителей молокоперерабатывающих предприятий, так и население Дальнего Востока. Успокаивает лишь то обстоятельство, что поставки молочной продукции сократились не преднамеренно и не по вине белорусской стороны – оказывается, реализацию молока и сгущенки начали осуществлять через биржи, а там пока не нашлось готовых брокеров от Дальнего Востока, и получился непредусмотренный “косяк”. Надеюсь, подобных промашек в рыночных условиях больше не повторится, тем более что недавно с ценами на ходовой и жизненно важный продукт в России получился известный стоимостной сбой.

– Вы сказали добрые слова в адрес Якутии, но вот в сегодняшнем специальном выпуске “Парламентской газеты на Дальнем Востоке” выступают дилеры по поставкам лучшей техники, работающие во Владивостоке. Как их оцениваете?

 

– Более 15 лет официальным дилером Минского автомобильного завода в Дальневосточном федеральном округе является ТТЦ ООО “Босфор”, который занимается в основном реализацией МАЗов, запасных частей к ним и комплектующих. Данное общество имеет представительства в Петропавловске-Камчатском – ООО “СтаркамАвто”, в Хабаровске – ООО “Энергоресурс” и в Южно-Сахалинске – ООО “Дальневосточная сервисная компания”.

Белорусская продукция, реализуемая ООО “Босфор” и его дилерами, занимает ведущее место среди товаров, поставляемых в регионы Дальнего Востока (более 15 процентов от общего объема экспорта).

Генеральный директор общества Сергей Максимович Климов создал надежную, технически оснащенную базу гарантийного, сервисного и текущего обслуживания автомобильной техники и требует этого от представителей в регионах. Сам он чрезвычайно способный руководитель, видящий перспективы взаимоотношений с Республикой Беларусь.

Плечо в плечо с ним идет Михаил Борисович Богданович со своей торгово-промышленной компанией ООО “ПрофМаш-ДВ”, исполняющий благородную цель по подъему сельского хозяйства Приморья и других регионов ДФО. Белорусская техника, работающая на полях и фермах, наглядно демонстрирует надежность и качество своей работы в экстремальных условиях Дальнего Востока. Я полагаю, у дальневосточников благодаря стараниям наших преданных друзей найдут свое место новые образцы мощных белорусских тракторов, уборочных и кормозаготовительных комплексов.

И мне хотелось бы рассказать о совместном проекте производственного объединения “Гомсельмаш” с биробиджанским заводом “Дальсельмаш” по созданию гусеничных зерно- и кормоуборочных машин для работы в сложных климатических условиях Дальнего Востока. В этом плане 2007 год был показательным, когда королева дальневосточных полей - соя оказалась частично под снегом. Производители сельскохозяйственной техники еще раз убедились, что для переувлажненных почв нужна особая техника. Конструктивные решения, предложенные специалистами “Дальсельмаша”, нашли поддержку у белорусских коллег, и в настоящее время совместными усилиями ведутся конструктивные доработки техники с тем, чтобы первая партия зерноуборочных комплексов на гусеничном ходу была готова к страде 2008 года.

– Вы, Александр Владимирович, действительно, в курсе всех политических, экономических и технических событий, происходящих в Дальневосточном регионе в тех областях хозяйствования, которыми особенно заинтересована ваша страна?

 

– Безусловно! Я пристально слежу за развитием совместного бизнеса у таких молодых и талантливых организаторов производства, как у генеральный директор Дмитрий Вячеславович Батаева, который создал в Артеме центр по прдаже и обслуживанию карьерной техники, производимой в Беларуси.

Кроме этого у нас в Хабаровске сейчас разворачивается проект по совместному производству лифтов и лифтового оборудования на базе ООО “Хабаровсклифтмаш”. Недавно состоялась встреча с мэром города Соколовым А.Н., его заместителями и специалистами структурных подразделений, занимающихся эксплуатацией и монтажом лифтового оборудования. Поддержка этого проекта администрацией Хабаровска вселяет надежду на его жизне способность и уверенность в осуществлении задуманного.

Три года назад в Хабаровске было создано ООО “Хабаровсклифтмаш”, которое сегодня работает с предприятием Санкт-Петербурга (ОТИС), поставляющим и монтирующим лифты в столице региона. Белорусские специалисты РУП завод “Могилевлифтмаш” выступили с альтернативным предложением создать на договорных началах совместное производство лифтового оборудования. Совместно с администрацией Хабаровска подписан протокол о намерениях. Лифты – это то оборудование, которое, учитывая перспективу развития строительства жилья на Дальнем Востоке согласно принятой в сентябре программе “Стратегического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года” будет очень востребованным. Но одно дело - подписать документ, другое – развернуть конкретные действия по его реализации. В данном проекте, полагаю, могут быть задействованы и инвесторы из Владивостока, Благовещенска и из других дальневосточных городов.

Активно продвигает текстильную продукцию на Дальнем Востоке официальный представитель концерна “Беллегпром” в ДФО Юрий Владимирович Пурчельянов, который лично бывает на закупках товара в Беларуси как минимум один-два раза в квартал. Концерн “Беллегпром” объединяет все основные государственные предприятия республики, производящие товары легкой промышленности. Объемы его поставок, среди которых льняные полотенца и ткани, постельное белье, ежегодно растут.

У жителей Хабаровска популярен магазин “Норд”, представляющий товары более 20 белорусских мебельных предприятий.

Только в текущем году в Благовещенске открыты два магазина, которые реализуют женские белорусские костюмы. Весной текущего года Приамурье посетила делегация деловых кругов Беларуси, возглавляемая председателем Торгово-промышленной палаты нашей республики Владимиром Николаевичем Бобровым. Подписаны документы о сотрудничестве.

– Я гляжу – рамки белорусских товаров в витринах дальневосточных магазинов с каждым годом раздвигаются?

 

– Оно и понятно: качество товаров легкой промышленности, производимых в Беларуси, довольно высокое. Востребована на Дальнем Востоке белорусская мебель – и корпусная, и мягкая – кровати, диваны, тумбочки. Ее берут и Приморье, и Якутия. Сегодня на Дальнем Востоке можем найти любую белорусскую продукцию: от спичек до БелАЗов

Что касается конкуренции по качеству, то я могу отметить такую маленькую деталь: как ни замечателен товар Китая, которым переполняется рынок у Тихого океана, но и эта великая страна покупает у Беларуси большегрузную автотехнику, тракторы, постельное белье, обувь, трикотаж…

– Скажите: поскольку дилерская сеть у белорусов на востоке России довольно надежная, то она, конечно, в дальнейшем будет совершенствоваться по мере развития отношений Союзного государства. А вот что хочется вашим предпринимателям купить на Дальнем Востоке, куда вложить капиталы?

 

– О капиталах помолчу. Но вот то, чего в нашей стране нет поблизости, так это моря-океана, а значит, рыбы и морепродуктов, все это поставляется из-за рубежа. Совместными усилиями мы пытаемся решить вопросы прямых поставок рыбы в Беларусь. Не все имеющиеся взаимовыгодные проекты и договоренности по этому вопросу удалось реализовать, но мы ищем приемлемые варианты для решения этих вопросов в части создания совместного российско-белорусского предприятия по вылову, переработке и поставке морепродукта на “белорусский берег”.

Большие надежды возлагаем на визит премьер-министра Беларуси на Дальний Восток, который планируется в 2008 году. Это мероприятие находит поддержку среди руководителей регионов Дальневосточного федерального округа. Надеемся, что в будущем году совместные планы в рамках Союзного государства будут, наконец, реализованы и Беларусь исторически “прорубит” более широкое окно к Тихому океану.

Валентина БРАТЧИКОВА.Хабаровский край



← Назад в раздел