Сахалин – особая зона для дорожного строительства

– Несмотря на шельфовые проекты, благодаря которым Сахалин уже известен во всем мире, наш регион по развитию автодорожной инфраструктуры занимает далеко не ведущую позицию в рейтинге российских регионов.

 

– По общей протяженности дорог, в том числе с асфальтобетонным покрытием, Сахалинская область действительно почти на самом последнем месте в сравнении с другими регионами страны. На федеральном уровне Сахалину не уделялось достаточного внимания, не выделялось достаточного объема финансирования, поэтому мы имеем такую неприглядную статистику. Но сейчас на всех уровнях власти много говорят о необходимости строительства дорог, о выделении средств из федерального бюджета на эти цели. Хочется надеяться, что ситуация изменится коренным образом, и мы будем загружены работой на многие годы.

– Над какими проектами предприятие работает сегодня?

 

– В прошлом году мы включились в Курильскую федеральную программу: объекты на Шикотане – реконструкция более 10 км автотрассы с 5 мостами. Мы закончили два проекта на о. Кунашир – более 5 км дороги в пос. Южно-Курильск, за поселком и еще 10 км до аэропорта Менделеево.

У Курил три фактора, осложняющих процесс проектирования, – сложные инженерно-геологические условия (геология в пределах 10-20 м может поменяться несколько раз), высокая сейсмика и цунамиопасный район. При проектировании все это мы учитываем.

Много делаем на основной дороге Сахалина - Южно-Сахалинск - Оха, которая протянулась с юга на север острова. В начале 2008 года автомобильная дорога до города Макаров полностью обретет проектные решения. Сейчас работаем над проектированием 8 км этой автотрассы в Макаровском районе. Практически весь участок идет по прибрежной зоне. Это будет очень интересная дорога с пересечением железнодорожного пути в двух уровнях, с устройством берегозащитных сооружений на протяжении 7 километров морского участка трассы, строительством 6 мостов и 4 селепропусков. Это будет достаточно интересный и сложный объект.

– Это основная дорога острова, по которой осуществляется в последние годы большой объем грузовых перевозок, в том числе в рамках шельфовых проектов. В то же время дорога оставляет желать лучшего, большая ее часть до сих пор не заасфальтирована.

 

– Протяженность дороги Южно-Сахалинск-Оха 860 км. Асфальт уложен до 137-го км (Южно-Сахалинск – пос. Тихая Макаровский район). Есть еще два заасфальтированных участка – 172-182 км и 207-210 км перед Макаровым. Экс-губернатор Иван Малахов озвучил пожелание до 2007 г. дойти асфальтом до города Макаров, но из-за ограниченности финансирования в этом году особого прироста дорог с асфальтобетоном не получилось.

Действительно, нагрузка на дорогу возросла. Но я хочу отметить, что компании-операторы по проектам “Сахалин-1” и “Сахалин-2” вложили довольно крупные финансовые средства в модернизацию дороги. Так, с помощью финансирования компании Sakhalin Energy на этой автотрассе заменили все мосты, построив новые современные сооружения. Компании-операторы вкладывали деньги в текущий ремонт отдельных участков дорог и заасфальтировали дороги по поселкам. Поэтому с реализацией шельфовых проектов дороги не стали хуже, они улучшились. Другое дело, что в них нужно вкладывать еще более крупные финансовые суммы, но это должно делать государство. Ведь дороги – это основа экономики!

На Сахалине при протяженности острова более 800 км необходимо развивать автомобильные перевозки, чтобы перевозка была от крыльца до крыльца. По асфальтной дороге из Южно-Сахалинска до Макарова (протяженностью 200 км) можно было бы доехать за 3 часа. Но на этом участке около 100 км не заасфальтировано, и сегодня время в пути до Макарова составляет 5-6 часов. Это расход топлива, негативное воздействие на экологию (пыль, грязь), усталость водителей…

– Какова цена вопроса?

 

– Стоимость 1 км дороги с асфальтобетонным покрытием варьирует от 50 до 100 млн. рублей в зависимости от сложности участка. На то, чтобы довести асфальт до Охи, нужно почти 50 млрд. рублей.

Строительство дорог на Сахалине не менее чем в два раза дороже данного строительства на материковой части страны. Влияет все – стоимость материалов, стоимость электроэнергии. Очень дорогая транспортная составляющая - привезти груз от Москвы до порта Ванино (Хабаровский край) стоит столько же, сколько от Ванино до Сахалина. А возить надо для строительства почти все – цемент, металл, железо, даже щебень.

– Особенности дорожного строительства на Сахалине?

 

– Сахалин – особая климатическая зона. Те подрядные организации, которые сейчас заняты в рамках проекта “Сахалин-2” в строительстве магистрального нефтегазопровода, удивляются нашим грунтам, нашему рельефу. У нас много алевролитов, аргелитов. Это грунты, которые на вид вроде бы близки к каменному материалу. Но это только на первый взгляд. Под воздействием воздуха, солнца и воды они просто разлагаются до суглинков и супесей, становятся пучинистыми. И это надо все знать. В нашем регионе очень мощные оползневые явления, настолько мощные, что с этим нельзя не считаться. Самый неблагоприятный оползневый район – Макаровский. Оползни, селевые явления, лавины, высокие грунтовые воды, высокая сейсмичность, цунамиопасность… За 46 лет на рынке мы знаем все эти особенности и при проектировании их учитываем.

В рамках шельфовых проектов сахалинские подрядчики приобрели огромный опыт в строительстве, который вывел их на высокий уровень выполнения работ. Сегодня во время приема дорожной инфраструктуры в эксплуатацию построенный объект радует глаз. Насколько хорошо и качественно сегодня работают сахалинские подрядчики! Все стали заниматься охраной труда. Во всех компаниях люди ходят в касках, в спецодежде, с логотипами компании на спине. Во время вахтовых работ люди живут в кемпах, а не в вагончиках, людей стали качественно кормить, заниматься повышения емвалификации кадров. Это все позитивно отражается на качестве работ.

– Можете рассказать о каких-то уникальных технологических разработках ваших специалистов?

 

– Мы уже привыкли работать в сложных условиях Сахалина и Курил, трудно сказать, что было уникальным. Сотрудник нашей компании недавно вернулся из Москвы, где участвовал в семинаре по проектированию мостов, дорог и дорожных сооружений. Все, о чем на нем говорилось, - применение габионов, гофрированных труб, дополнительной защиты мостов от сейсмики и прочее, мы давно используем при проектировании. Для некоторых регионов России это новые технологии, для нас – обычная норма.

С прошлого года мы стали заниматься берегозащитными сооружениями с целью защиты наших дорог от агрессивного воздействия моря. Сейчас занимаемся участком на автомобильной дороге Южно-Сахалинск – Оха в Долинском районе (п. Взморье). Море в этом районе активно наступает на сушу, сейчас расстояние между дорогой и морем - 20 м. Перенести дорогу в другое место невозможно – рядом идет железная дорога, магистральный нефтегазо-провод. Мы должны подготовить проект по защите этих объектов. Проблема настолько серьезна, что требуются научные исследования морфолитодинамики берегов залива Терпения. Наших сил и знаний не хватает, поэтому мы привлекаем профессоров из МГУ. В августе почти месяц вместе проводили полевые работы, сейчас они готовят отчет. Исходя из их отчета и рекомендаций начнем принимать решения по берегозащите.

Мы уже подготовили очень сложный проект берегоукрепления вдоль автотрассы Невельск - Шебунино – 3 км. Море близко подходит к автомобильной дороге, рядом с которой вплотную идет железная дорога, а за ними - сопки. Уходить некуда. Осенью прошлого года часть дороги с асфальтобетонным покрытием на этом участке была смыта. Воздействие моря настолько активно, что после осенних и зимних штормов там просто нет проезда. Мы подготовили технологическое решение, сейчас оно находится на стадии согласования.

– Что предложили?

 

– Берегозащитные сооружения – очень дорогое удовольствие. Денег на это у областного бюджета нет. Поэтому мы предложили на самом агрессивном участке, это порядка до 1 км, устроить защитные сооружения из камня откосного типа, на середине участка сделаем зону складирования песчаника, чтобы море переносило этот песчаник (скальный материал) и, раскладывая его на побережье, создавало искусственный пляж. За счет создания такого пляжа воздействие на дорогу будет меньше. Потребуется не менее 50 тыс. куб. м песчаника. Мы предлагаем еще каменное укрепление – мелкий, средний, крупный камень, каменные глыбы по полтонны весом, под них выкладываем “матрасы Рено” (металлические сетки в виде матрасов, набитые камнем), что предотвращает подмыв сооружения. Подобную технологию мы применяли при строительстве дороги возле завода СПГ в Корсаковском районе.

– Ваши планы работы на следующие годы?

 

– Надеемся дальше поучаствовать в Курильской программе. Мы знаем, что в планах – разработка проектно-сметной документации участка дороги от Макарова до Поронайска автотрассы Южно-Сахалинск - Оха. На западном побережье Сахалина дороги в плачевном состоянии, а ведь там находится Углегорский район – угольный район, огромные перевозки угля идут оттуда на объекты сахалинской энергетики. Если этот район будет активно развиваться, то потребуется строительство дорог, а значит, будут востребованы проектировщики. Мы надеемся, что появится мостовой переход между Сахалином и материковой частью РФ, где мы тоже хотели бы поучаствовать. Так что, думаю, работы нам будет достаточно еще не на один десяток лет.

Мы год пытаемся войти в рынок по инвентаризации недвижимости. У нас есть все, чтобы выйти на этот рынок. Трижды направляли заявку в территориальное управление Роснедвижимости, но нас просто не пускают на этот рынок. Будем пробиваться через суд.

– Нужен ли закон о дорогах? И что должно войти в этот документ, на ваш взгляд?

 

– Безусловно, нужен. Мне кажется, что с выходом закона об автомобильных дорогах все юридические проблемы сами собой рассосутся.

В этот документ необходимо включить комплекс мер, начиная от земельных отношений. Перед началом проектирования и строительства дороги первое, с чем мы сталкиваемся, - это земельные отношения. Закон пропишет правила игры и тем самым удешевит работы, возможно, будет создан резерв земель под дороги (для их расширения, развития), где нельзя будет строить постоянные капитальные сооружения. В законодательстве будет дано определение автомобильной дороги и того, что с ней связано. Закон поставит все точки над “i”.

Елена ТРЕТЬЯКОВА.  

г. Южно-Сахалинск



← Назад в раздел