КОРИДОРЫ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

Известно, что к коридору «Приморье-2» уже проявили интерес инвесторы из КНР. Каким «спросом» у них пользуется коридор «Приморье-1»? Проявляет ли интерес к этим транспортным коридорам бизнес-сообщество других стран АТР?

- Естественно, больший спрос международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» вызывают у представителей Китая. Дороги, переходы МТК соединяют именно наши страны. Они призваны обеспечить выход северных провинций Китая к морю. Хочу отметить, что мы на самом деле планируем интегрировать МТК в глобальный проект возрождения Великого Шелкового пути.

Представители китайской стороны также подчеркивают, что приморские коридоры имеют большое значение для развития сотрудничества между Северо-Восточными районами КНР и Приморским краем. Они явятся основным фактором расширения многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества - Китай, Россия и другие заинтересованные страны.

Действительно, строительство автомобильных дорог, входящих в МТК «Приморье-1», пока осуществляется администрацией Приморского края с привлечением средств федерального бюджета. В то же время о намерении участвовать в создании МТК «Приморье-2» объявили отдельные инвесторы, в том числе и из Китая.

Поднимается вопрос привлечения частных инвесторов и в проект «Приморье-1». Его реализация осуществляется. Но темпы строительства недостаточны, поскольку ограничены объемами бюджетных средств.

Надеемся, интерес к проектам МТК возрастет в дни проведения Восточного экономического форума: к мероприятию будут подготовлены экономические модели развития международных транспортных коридоров, учитывающих прогнозный грузовой и пассажирский потоки, оценочный объем необходимых капитальных вложений, потенциальные источники финансирования на стадии технико-экономических обоснований (ТЭО), проектирования, строительства и эксплуатации.

- Строительство новых и расширение (модернизация) действующих дорог в рамках международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» увеличит скорость движения, пропускную способность автотрасс. Существуют ли предположительные расчеты, как увеличится объем перевозимых грузов, контейнеров, какой экономический выигрыш получит бизнес от улучшения логистики интермодальных перевозок?

- По нашим расчетам, транзит через коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» после полной реализации проектов составит 93,2 и 85 миллионов тонн в год соответственно. Для сравнения: в 2013 году грузооборот в пункте Суйфэньхэ-Гродеково («Приморье-1») составил менее 10 миллионов тонн. Уже к 2017 году благодаря реконструкции парка в Суйфэньхэ годовой объем грузопотока составит около 30 миллионов тонн. И здесь с нашей стороны важно реализовать проекты по реконструкции дорог, запланированные в рамках коридора. Развитие обоих МТК позволит увеличить грузооборот всего края в 1,5 - 2 раза.

Реализация проектов позволит Приморью получить дополнительный доход в виде сборов от транспортных средств, развития дорожной и придорожной инфраструктуры. А последняя, в свою очередь, создаст возможность значительного расширения малого и среднего бизнеса в регионе.

Кроме того, «Приморье-1» в новом исполнении может быть почти на 30 километров короче первоначально предложенного варианта. Это позволит еще больше сократить время в пути. Еще одно преимущество - меньшая загруженность трассы. Предполагается, что дороги, входящие в состав коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», станут платными. Однако стоимость проезда будет невелика и, разумеется, выгодна пользователям.

Важный момент - интеграция МТК в Великий Шелковый путь. Такое решение даст бизнесу Приморья возможность перевозить грузы из европейской части и в обратном направлении напрямую по коридорам через Китай, а не огибать весь земной шар.

- Модернизация автодорог (коридоров) бессмысленна без реконструкции и развития портов, к которым они ведут. Как решается эта проблема?

- Сегодня действительно существует дефицит пропускной способности портов Приморья. Перевалка в портах края на 2014 год составляла 102 миллиона тонн. В то же время по заявкам грузоотправителей перспективный объем грузоперевозок к этому году превышает данное значение. То есть уже сегодня можно говорить о росте объемов грузоперевозок и необходимости модернизации портовой инфраструктуры.

В этой части есть несколько проектов. Реализуется строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса в порту Восточный. Инициатор этого проекта - ОАО «Восточный порт». Стоимость оценивается в 13,6 миллиарда рублей. После полной реализации проекта, планируется увеличение грузоперевалки в порту до 39 миллионов тонн в год.

В бухте Троица планируется строительство перегрузочных комплексов в рамках развития морского порта Зарубино. Инвестор проекта - Группа «Сумма», ориентировочная стоимость - 95 миллиардов рублей.

Этот проект к 2018 году объединит зерновой терминал на 40 миллионов тонн, контейнерный терминал на 2 миллиона TEU, терминал ро-ро грузов на 1,5 миллиона единиц в год, терминал для перевалки генеральных грузов и ряд других. Общая мощность порта составит 60 миллионов тонн с возможностью расширения до 100 миллионов. Это будет один из крупнейших универсальных портов России.

- Помогите разобраться. Особые экономические зоны созданы в портах Троица и Восточный. Но ведь они входят в Свободный порт Владивосток? Этим портам предоставляются дополнительные льготы?

- Особая экономическая зона на данный момент у нас в крае функционирует только одна - располагается она на базе завода «СОЛЛЕРС».

Речь шла о том, что в перспективе на базах порта Зарубино и проекта Восточной нефтехимической компании могут быть созданы территории опережающего социально-экономического развития. Сегодня в крае создаются две такие территории: «Надеждинская» и «Михайловская». Еще одна - «Остров Русский» - находится в стадии разработки. Остальные ТОРы откроются не сегодня или завтра. А режим порто-франко заработает уже в ближайшее время.

Если резидент той или иной территории попадет под оба режима - ТОР и Свободного порта, он вправе выбрать, какой из них предпочтительнее.

Однако подчеркну, муниципальные образования, попавшие под действие режима Свободного порта, отбирались с учетом нескольких критериев. И один из них - принадлежность к международным транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2», которые соединяют порты Владивостока с российско-китайской границей.

Фактически проект Свободного порта вписывается в качестве составной части стратегического проекта «Один пояс и один путь», так называемого трансграничного транспортного коридора.

- От коридоров «Приморье-1» (Харбин - Муданьцзян - Суйфэньхэ - Пограничный (Дунин-Полтавка) - Уссурийск - порты Владивосток, Восточный, Находка - и далее морские линии), «Приморье-2» (Чанчунь - Цзилинь - Хуньчунь - порт Зарубино) выигрывает, прежде всего, международный транзит из Китая и в Китай. Развитие получает логистика (услуги) в Приморье. Но говорится еще о развитии (увеличении) экспорта приморских товаров. Что имеется в виду?

- Конечно, в первую очередь проекты МТК - это развитие логистических возможностей края. Как я уже говорил, это совершенствование дорожной и придорожной инфраструктуры, поступления непосредственно от транспортных средств, увеличение грузооборота, развитие торговых и международных связей.

Акцентирую, цель всего проекта - развитие морской, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры для осуществления региональных и трансконтинентальных транзитных международных перевозок, но без ущерба для экспортно-импортных перевозок.

Приморский экспорт, наши экспортоориентированные предприятия могут извлечь пользу от проекта, поскольку логистическое развитие региона открывает перед ними новые возможности. И те проекты, которые сегодня реализуются и запланированы к реализации с целью увеличения поставок в страны АТР, безусловно, выигрывают. Как минимум, сократят сроки поставок.

- Какие капиталовложения произведены и произойдут до окончательного ввода в строй коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2»? Каков предположительно ежегодный экономический эффект от действия транспортных коридоров?

- К проекту создания коридоров относится множество других, менее масштабных планов. Это и реконструкция автомобильных дорог, железной дороги, портовой инфраструктуры, проекты частных инициаторов с привлечением частного капитала.

На данный момент продолжаются работы по созданию двух автодорог: Уссурийск - Пограничный - госграница и Владивосток - Находка - порт Восточный, входящих в международный транспортный коридор «Приморье-1».

На реализацию проектов требуются достаточно большие денежные средства: 172 миллиарда рублей для «Приморье-1» и около 30 миллиардов - для «Приморье-2». Именно поэтому в проекты планируется привлекать частные инвестиции. Результат, который будет получен от реализации проекта (увеличение грузооборота в крае в 1,5 - 2 раза), обеспечит мультипликативный эффект в виде роста налоговых поступлений до 18 - 20 миллиардов рублей в год.

- Есть ли программы развития поселков, обслуживающего сектора (мини-гостиницы, кемпинги, кафе, автосервис и пр.) вдоль транспортных коридоров? Если возможно, приведите 1-2 конкретных примера такого строительства.

- Повторюсь, модель, по которой будут определяться основные показатели проекта международных транспортных коридоров, будет рассчитана к Восточному экономическому форуму. Она должна стать своеобразным каркасом, после формирования которого мы сможем определять дополнительные направления развития, разрабатывать сопутствующие программы. Ход разработки модели МТК находится под моим личным контролем.



← Назад в раздел