«Мы готовы работать везде, где есть инвестиции»

Визитная карточка предприятия

Трест “Тындатрансстрой”, ныне одноименное открытое акционерное общество, был создан в ноябре 1974 г. для участия в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Более трех десятилетий предприятие специализируется на выполнении крупных объемов земляных работ и возведении верхнего строения пути железных и автомобильных дорог, хотя не отказывается и от строительства промышленных и гражданских объектов. Динамика роста объемов строительно-монтажных работ, выполненных своими силами: 2004 г. — 150 млн. руб., 2005 г. — 570 млн. руб., 2006 г. — 1 млрд. 80 млн. руб. Костяк предприятия — около 900 человек, в пиковые месяцы доходит до 3000 человек. Строительные объекты расположены не только в Забайкалье и на Дальнем Востоке, но и в европейской части России. География объектов ОАО “Тындатрансстрой” расширяется за счет европейской части страны Тем, кому довелось участвовать в строительстве БАМа, обидно слышать, будто рельсы этой “стройки XX века” ведут в пустоту. Мол, магистраль никому не нужна, и ее возведение — ошибка.Нет, ошибкой стало то, что проект не довели до логического конца. А тем, что уже было создано, воспользовались не в полной мере. Но никогда не поздно исправить ошибки. Об этом свидетельствует серьезное внимание со стороны государства к программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Об этом и наш разговор с генеральным директором ЗАО “Управляющая компания “Тындатрансстрой” Яношем ДАРАБАНОМ.   — На БАМе нашим коллективом было проложено 512 километров притрассовой автодороги, собственными силами уложено 486 километров верхнего строения главного пути магистрали, построено много промышленных и гражданских зданий, жилья, бамовские станции Кувыкта, Хорогочи, Ларба, Чильчи, Усть-Нюкжа, Олекма. Однако затем, в начале 1990-х, наступил тяжелый период. Было упразднено Министерство транспортного строительства, в структуру которого мы входили. Два десятка крупных трестов, сформированных за годы строительства БАМа, оказались не у дел и были брошены на выживание. Был поставлен крест и на тех планах, к которым предполагалось плавно перейти после завершения БАМа. Например, к строительству АЯМа — Амуро-Якутской магистрали, других объектов на севере. — В то сложное время, — продолжает Янош Михайлович, — я был главным инженером треста “ЦентроБАМстрой”. Позднее он по многим причинам — и объективным, и субъективным — обанкротился и приказал долго жить. А в тот период я восхищался коллегами из “Тындатрансстроя”. Они сумели сохранить костяк своего предприятия — человеческие и материально-технические ресурсы, искали им применение по всей стране, чтобы выжить. И им это удалось. “Тындатрансстрой” сегодня — мощное предприятие, способное выполнять большие задачи по строительству, особенно транспортному. — Тут самое время подтвердить этот тезис примерами…   — Примеры — пожалуйста. Наш разговор происходит в Чите, поэтому для начала поговорим об этом регионе. С октября 2004 года по настоящее время наша компания участвует в комплексной реконструкции участка Забайкальской железной дороги от станции Карымская до пограничного Забайкальска. Это очень важный инвестиционный проект ОАО “РЖД”, направленный на расширение внешнеэкономического сотрудничества России и Китая. Для участия в нем мы создали в Читинской области свое подразделение — СМУ-1. За указанный период освоили здесь 248,6 млн. рублей, главным образом на строительстве верхнего строения пути (211 млн. руб.). Уложены 12,7 километра пути, 71 стрелочный перевод, выполнено земляное полотно на пяти станциях, 6,3 километра перегона Могойтуй — Остречная и т.д. Сотрудничество с читинскими железнодорожниками мы намерены продолжать, поскольку в ближайшее время они планируют электрификацию Южного хода ЗабЖД. — Коль речь зашла о Забайкалье, что вы можете сказать о вероятности своего участия в реализации масштабного проекта освоения минеральных богатств юго-востока этого края с развитием транспортной инфраструктуры?..   — Конечно, мы в курсе этого проекта. Он предусматривает строительство железнодорожной ветки Нарын — Лугокан. Это примерно 370 километров главного хода плюс 70 километров — разветвления на горно-обогатительные комбинаты. 440 км — это большой объем. Уверен, что работы хватит всем. Важно только, чтобы они начались. Безусловно, мы будем принимать участие в тендере по строительству этого объекта. — Янош Михайлович, Забайкалье — лишь одна из сфер приложения сил ОАО “Тындатрансстрой”. Как обстоят дела в других местах?   — В Республике Саха (Якутия) мы возродили старую, еще бамовских времен, стройку — трассу Нерюнгри — Томмот. Два года назад сдали 500 километров этого железнодорожного пути. Затем приняли участие в сооружении другого участка Томмот — Кирдым (более 400 км). В 2006-м построено и сдано 54 километра. Капиталовложения были разделены на три части: 2 млрд. рублей — государство, 4 млрд. руб. — ОАО “РЖД”, девять с лишним миллиардов — субъект Федерации. Но у республики возникали финансовые трудности. С нами не рассчитались за прошлые годы. По не зависящим от нас причинам мы вынуждены “уменьшить обороты” на севере и переключаться на другие объекты, обеспеченные финансированием. Мы готовы работать и в своей родной Амурской области. У нее большой строительный потенциал. В той же столице БАМа Тынде кроме нашего “Тындатрансстроя” находятся такие крупные подразделения, как “БАМстроймеханизация” или “Мостострой-10”. Но без привлечения в регион серьезных инвестиций этот потенциал остается невостребованным. Недавно в Благовещенске во время “Амурской ярмарки” я говорил об этом первому заместителю председателя нового правительства области. Кроме того, мы могли бы работать и в восточных регионах: и в Хабаровском крае, и в Приморье. Но почему-то получается так, что более востребованными мы оказываемся не ближе к дому в азиатской части страны, а в европейской. — Так где же сейчас ваши главные силы?   — До недавнего времени они были сконцентрированы на севере, в Якутии. Но по причинам, о которых я говорил, работы там поутихли. Теперь мы сосредоточиваемся на западе. Это сооружения обводной автомобильной дороги в городе Ярославле. Это участие в строительстве аэродрома Хотилово в Тверской области. Это строительство терминально-складского комплекса и подъездных путей к нему в московском аэропорту Домодедово. Для этого два из семи действующих предприятий ОАО “Тындатрансстрой” перебазируются на запад. Мы готовы работать везде, где строительная программа обеспечена денежными ресурсами и где мы выиграли тендеры на производство работ. Пока приходится с сожалением констатировать, что фронт работ сдвигается на запад. — Однако, если судить по участившимся визитам высокого московского начальства на Дальний Восток и в Забайкалье, по некоторым кадровым и финансовым решениям, связанным с этим обширным и отдаленным регионом, столица начинает поворачиваться к нему лицом?   — Не хотелось бы пока давать оценку тому усиленному вниманию к развитию Дальнего Востока и Забайкалья, которое сегодня наблюдается со стороны федерального правительства. Правильную оценку этим процессам поставит время. Но не только я, но и все, кто занимается строительством в этих местах, считаем, что все планы и проекты (а их и раньше было предостаточно) должны, наконец-то, быть реализованы. Причем инициатива должна исходить не только от Москвы, но и от регионального руководства. А за степенью выполнения этих программ должен быть установлен строгий контроль на самом высоком уровне. Я доволен своей судьбой, сроднился с краем за Байкалом. Считаю, что БАМ — великолепная школа жизни. Горжусь тем, что жил и в том времени и живу в сегодняшнем. Не надо стесняться применять то хорошее, что было при советской власти. Одним из таких плюсов было планирование. Сегодня ему не уделяется должного внимания, но я чувствую, что мы еще вернемся к долгосрочному планированию. Перспективы связываю с тем, что российское Правительство должно не просто повернуться лицом к социально-экономическому развитию отдаленных регионов, но и вливать туда значительные финансовые ресурсы при жестком контроле их использования. А будут развиваться регионы — будет развиваться и страна в целом.

Сергей ЗАБЕЛИН.

г. Чита      



← Назад в раздел