«Самая большая награда – это работа…»

“Бамстроймеханизация” ведет свою историю с ноября 1974 года. В первые годы предприятие было задействовано в основном на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Позднее ОАО “БСМ” вело работы в Амурской, Читинской, Тюменской, Сахалинской, Камчатской областях, в Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха (Якутия). За минувшие годы усилиями коллектива “Бамстроймеханизации” построено около 1700 км земляного полотна под укладку железнодорожного пути и более 1500 км автомобильных дорог, переработано свыше 14 миллионов кубических метров грунта. Сегодня в составе ОАО семь механизированных колонн.

 

В 1995 году генеральным директором ОАО “Бамстроймеханизация” был избран Василий Тарасенко. Заслуженный строитель РФ, Почетный транспортный строитель, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов признается, что в то время сложно было брать на себя ответственность управления таким предприятием: работников мало интересовало положение в стране, и отношение правительства к строительству было неопределенным. Тем не менее нужно было выплачивать зарплату, покупать новую технику и выстраивать новые экономические отношения. Появились такие крупные строительные объекты, как автомобильная дорога “Амур” и подъездной путь к Эльгинскому месторождению.

Сегодня у “Бамстроймеханизации” есть подразделения в Москве, Хабаровске, Чите и п. Синегорье (Республика Саха (Якутия)), но главный офис ОАО находится, как и прежде, в Тынде. Растет количество объектов, увеличиваются объемы. В 2006-м акционерное общество выполнило работ на общую сумму в 5,5 млрд.рублей, в 2007-м планируется освоить собственными силами 7 млрд.рублей. “Вероятно, что в следующем году выйдем на 10 млрд. рублей. При условии своевременного финансирования”, - рассуждает Василий Иванович. Отложив в сторону бумаги на рабочем столе, он отвечает на наши вопросы.

– Общая численность работников “Бамстроймеханизации” составляет около трех тысяч человек, шестьсот единиц техники. Как удалось ОАО вырасти в столь огромное предприятие?

 

– “БСМ” не выросла из какого-то предприятия, а как работала, так и работает. А то, что реорганизовалась, так это веяние государства: был трест, стало акционерное общество. Просто расширилась география работ. Мы на сегодняшний день трудимся во всех регионах Дальнего Востока, исключая лишь Чукотку и Камчатку.

– При этом деятельность перестала быть узконаправленной...

 

– У нас специализированное предприятие: мы выполняем весь комплекс работ по возведению земляного полотна железнодорожных и автомобильных дорог, строительству площадок аэродромов и портов, строительству малых искусственных сооружений. Плюс к этому занимаемся общестроительными вопросами. Есть участок, который выполняет свайные работы. Сегодня их ведем в Хабаровском и Приморском краях. ОАО “Бамстроймеханизация” закупила новейшее оборудование - свайные гидромолоты, которые имеют уникальные сейсмические характеристики, что позволяет вести плотную застройку без вреда для готовых сооружений. Можно вести строительство даже вблизи населенных построек. Подобное совершенство в работе нового оборудования достигается за счет частоты ударов гидромолота. Фундамент высотных зданий требует глубокого погружения свай, гидромолот позволяет погружать их на глубину 14 метров и более. Оборудование действительно уникальное. Эта разработка российских ученых пока не имеет аналогов в мире. К нам приезжали специалисты с завода-изготовителя, и наши работники прошли курс обучения. ОАО “БСМ” абсолютно мобильно. Если у нас появится заказчик в Благовещенске, мы готовы передислоцировать часть техники и рабочей силы в амурскую столицу, да и в любое место. Мы сами строим дороги, поэтому доберемся хоть куда. Незначимых объектов для нас нет. К примеру, в нынешнем году продолжаем реконструкцию Сахалинской железной дороги. Всего четыре километра, но объем работ очень большой. Его стоимость порядка семисот миллионов рублей. Там же на Сахалине принимали участие в выполнении земляных работ при строительстве завода по производству сжиженного газа. В порту Корсаково отсыпаем площади под нефтяные емкости. Ведется реконструкция железнодорожной линии Карымская - Забайкальск. Продолжаем работать на автомобильной дороге “Амур” Чита - Хабаровск: два лота - в Амурской области и один - в Читинской. Ведем там отделочные работы. В этом году они будут завершены, и готовые участки общей протяженностью около 130 километров будут переданы заказчику - ФГУ ДСД “Дальний Восток”. На “федералке” мы с 1994 года. Старые участки уже прошли испытание временем. В этом году мы также заканчиваем вынос из зоны затопления Бурейской ГЭС железнодорожной линии на участке Известковая - Чегдомын. Работы там были начаты в начале 2006-го. 31 октября нынешнего года состоится ее официальное открытие.

– Когда вы перечисляете объекты, кажется, что все происходит само собой, легко и безоблачно…

 

– Были определенные трудности, без них не бывает. Но о них рассказывать интересно, когда все уже позади…

– Где-то человеческий фактор подводит, где-то – климатические условия…

 

– У нас человеческий фактор присутствует всегда. Люди работают и знают свои задачи. Трудности надо преодолевать в работе. Мы были созданы на севере, в Тынде, там очень тяжелые условия, для нас они являются нормальными рабочими. Главное, чтобы были объемы и финансирование, а все остальное компенсируем. Сложности бывают технические, проектные. Но существуют специальные методы, чтобы их разрешить. Необходимо, чтобы заказы соответствовали современным требованиям и выделяемые средства были адекватны им, пропорциональны трудозатратам. На Дальнем Востоке нет ничего сложного, что нельзя было бы выполнить. Все зависит от сроков производства и качества техники. В “БСМ” идет ее регулярное обновление, раз в пять -семь лет. Все большее развитие получает сервисное обслуживание техники производителем через региональных дилеров.

– Где находите специалистов? Ведь не секрет, что на Дальнем Востоке происходит отток кадров, особенно среднего звена.

 

– В “Бамстроймеханизации” есть свой костяк, хотя и он стареет. Привлекаем молодых. Вообще, среди рабочих и служащих “БСМ” львиная доля – жители Амурской области, часть – из Читинской, есть хабаровчане. Все дальневосточники. А чтобы они держались у нас, мы обучаем их в институтах. Приглашаем студентов на производственную практику, выпускников - на работу. Желающих работать в тайге, на морозе, к сожалению, с каждым годом все меньше и меньше. Но за последние два года возрастной ценз у нас уменьшился с 49 до 45-47 лет, то есть молодой приток все-таки есть. Кстати, у нас появились и свои династии.

– Все-таки время романтики ушло?

 

– Настало время прагматизма: “Ты – мне, я – тебе”. Как ты будешь платить, так я и буду работать. А в отношениях “государство - предприятие” лучше сначала – деньги, потом – работа. У нас же зачастую наоборот. Несмотря на это, инженерно-технические работники в “БСМ” получают достойную зарплату.

– Когда “товарно-денежные” отношения на предприятии складывались легче – в прошлом или настоящем?

 

– Всегда были свои трудности. Россия пережила определенный период, когда в 90-х годах мы работали за “фантики”, за тушенку. Даже смешно - что за отношения были такие непонятные. Сегодня они прозрачны. Существуют договора, оплата за выполненную работу. Для строительных организаций очень важна стабильная экономическая и политическая ситуация в стране.

– В свое время вы окончили Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта и, наверное, пришли на производство со своими идеалами. Теперь, спустя тридцать лет, они стали иными?

 

– Это было тогда, когда начинался БАМ. Эта стройка дала очень многое для строителей в части практики, опыта, но она прошла. Если бы идеалы изменились, я не занимался бы этой профессией. Самой мирной и самой великолепной профессией - созидать. У нас работают преданные своему делу люди, начиная от механизаторов и заканчивая руководителями высшего звена.

– И коллектив, и лично вас не раз награждали именно за преданность делу… Недавний пример тому – XV торжественная церемония вручения главной всероссийской премии “Российский национальный Олимп”, на которой ОАО “Бамстроймеханизация” получила главную награду, а Тарасенко – персональную, за служение российскому народу - орден “За честь и доблесть”…

 

– Награда – не самоцель, для меня тем более. Если награждают меня, значит, как я считаю, награждают в первую очередь коллектив. Самая большая награда – это то, что у нас есть работа. Есть государство, которое в определенных позициях может нас защитить. Когда есть работа, тогда есть желание трудиться дальше.

– Какие же объекты ждут “Бамстроймеханизацию” завтра?

 

– У нас очень много переходящих. Это и на Забайкальской железной дороге, где мы подписали договор на электрификацию магистрали, и в Якутии, где идет строительство в тяжелых условиях финансирования, железнодорожной ветки до столицы республики (участок Томмот – Кердем). Есть у нас желание выйти на устройство асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги “Амур” Чита -Хабаровск. Я реалист. У нас есть техника и люди. Мы с каждым годом наращиваем объемы. Даже потихоньку начинаем выходить на Запад нашей страны. На автомобильной трассе в Нижнем Новгороде работает наше дочернее предприятие. Мы готовы работать.

Виталий Смоляков.Хабаровск - Тында  

 

 



← Назад в раздел