Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ, губернатор Приморского края Гавань для инвестиций

- Главной задачей для нас в Приморье является не просто создать комфортную бизнес-среду, а обеспечить инвестиционный прорыв. И мы стремимся сегодня создать все условия для этого. С 1 января 2014 года в Приморском крае работает закон о налоговых льготах для предприятий-гринфилдов. Первые пять лет ставка налогов на прибыль и имущество составляет 0 %, а в последующие пять платят пониженную ставку: 0,5 % на имущество и 10 % на прибыль.

Каждому инвестору обеспечивается индивидуальное сопровождение проекта на всех этапах реализации проектов. В Приморье внедрен Инвестиционный стандарт, разработанный Агентством стратегических инициатив. В крае ведет активную деятельность Инвестиционное агентство Приморского края. Эта организация оказывает партнерам все виды услуг: от консалтинговых до подбора площадок для размещения нового производства. Кроме того, у нас работает Корпорация развития Приморского края. Она специализируется на создании промышленных площадок, которые будут обеспечены всей необходимой инфраструктурой.

Отмечу, что в Приморье снижены тарифы на электроэнергию для предприятий малого и среднего бизнеса. С начала 2014 года они стали на 10 % меньше. Это беспрецедентное решение для нашей страны!

- Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока определило в Приморье пять наиболее подготовленных площадок для территорий опережающего развития (ТОР). Расскажите об этих проектах и когда начнется их реализация?

- На сегодняшний день в крае определено пять площадок: нефтехимический кластер в Партизанском районе, научно-технологическая и образовательная зона на Русском острове, агропромышленный парк в Михайловском районе, Промышленный парк в Надеждинском районе и порт Зарубино в бухте Троицы Хасанского района. По всем пяти определены якорные инвесторы. Остановлюсь подробнее на каждом из них.

Основой нефтехимического кластера станет завод Восточной нефтехимической компании (ВНХК), его строит компания «Роснефть». Объем инвестиций - один триллион триста миллиардов рублей, это в два раза превышает средства, направленные на создание инфраструктуры к саммиту АТЭС, который прошел во Владивостоке в 2012 году. Уже подготовлена площадка под строительство завода, на данный момент ведутся инженерно-изыскательские работы. Суммарная мощность комплекса составит порядка 30 миллионов тонн продукции в год, здесь будут трудиться около пяти тысяч человек. Первая очередь завода будет сдана в 2020 году, вторая - в 2022-м.

Ключевой проект территории опережающего развития на Русском острове — Дальневосточный федеральный университет. Новый кампус ДВФУ, признанный экспертами одним из лучших в нашей стране, полноценно заработал с началом учебного года в сентябре 2013 года. Вуз должен стать важнейшим научным, интеллектуальным и образовательным центром страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такие задачи поставил перед ДВФУ Президент РФ Владимир Путин. Университет сегодня готовит кадры для крупнейших инвестиционных проектов нашего региона.

С учетом развития туристско-рекреационного потенциала и делового туризма в Приморском крае на Русском острове предусматривается создание современной инфраструктуры для проведения международных мероприятий, гостиничных комплексов для размещения делегаций, приезжающих на такие мероприятия.

Еще один важнейший проект для развития Приморья как крупнейшего транспортного узла на Дальнем Востоке - территория опережающего развития на базе порта Зарубино в бухте Троицы Хасанского района. Она будет специализироваться на транзитных перевозках между странами Северо-Восточной Азии и северными провинциями Китая. Прогнозируемые мощности «Большого порта Зарубино» составят около 60 миллионов тонн ежегодно. Планируется, что проект обеспечит более двух тысяч новых рабочих мест. Стоимость проекта составит более 60 миллиардов рублей. Его якорный инвестор - группа «Сумма».

Промышленный парк в Надеждинском районе - четвертый ТОР в Приморье. Он включает в себя несколько отдельных инвестиционных проектов с собственной отраслевой спецификой. Особенно хочу отметить два из них. Это сухой порт, состоящий из контейнерного терминала, перегрузочного комплекса и зоны транспортных операций. Его реализация позволит существенно снизить нагрузку на морские порты Приморья и тем самым обеспечить их высокую пропускную способность. Общий объем инвестиций составляет порядка четырех миллиардов рублей, основной инвестор - «Инком ДВ». Сухой порт обеспечит рабочими местами почти 700 приморцев.

Второй инвестор - «Невада-Восток» - будет строить производственно-распределительный центр. Согласно проекту на территории будет построено 15 тысяч квадратных метров помещений для производства и переработки продуктов питания и еще 50 тысяч квадратных метров складских помещений. Объем инвестиций - 2,5 миллиарда рублей. Проект также позволит создать порядка 700 рабочих мест.

Пятая территория опережающего развития - это агропромышленный парк в Михайловском районе. Здесь будут работать предприятия по переработке, хранению и транспортировке сельхозпродукции, производимой в Приморье. Стоимость проекта составляет более 12 миллиардов рублей, его основной инвестор - ООО «Инком ДВ».

Подготовительные работы ведутся на всех площадках. Однако полноценная реализация проектов начнется с принятием федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». Документ должен определить правовое положение резидентов территорий, особый режим землепользования, а также налоговые, таможенные и другие льготы. Кроме того, закон регулирует финансирование создания инфраструктуры для ТОРов. Оно будет осуществляться за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов и других источников. Законопроект «О ТОРах» Государственная Дума рассмотрит уже этой осенью.

- Кроме пяти обозначенных территорий опережающего развития, в Приморье уже реализуются грандиозные экономические проекты, такие как особая экономическая зона на базе автозавода «Соллерс», развитие портов и международных транспортных коридоров, судостроения и другие. Что они из себя представляют?

- Соглашение с Министерством экономического развития России о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) на базе автозавода «Соллерс» я подписал совсем недавно, 17 сентября. Однако для того, чтобы проект такого уровня появился у нас в Приморье, проделано много работы. Сегодня владивостокский автозавод «Соллерс» - успешное предприятие, которое только за последние полгода выпустило около 35 тысяч автомобилей. Статус ОЭЗ дает приморскому автомобильному производству большие преимущества. Во-первых, это налоговые и таможенные льготы. Во-вторых, это возможность локализации производства за счет выпуска автокомпонентов на территории ОЭЗ. Все это позволит снизить затраты на производство автомобилей и, следовательно, цену конечного продукта. Задача предприятия - перейти от крупноузловой сборки автомобилей к полносборочному производству. ОЭЗ обеспечит увеличение объема сборки автомобилей с 75 до 100 тысяч в год. Большим подспорьем автомобильному производству в регионе стало решение Правительства России субсидировать перевозки техники, производимой на Дальнем Востоке, в европейскую часть страны.

Другая важнейшая отрасль экономики Приморья - судостроение. Хочу отметить, что для него наступила, без преувеличения, новая эра. Совсем недавно, в августе, Находкинский судоремонтный завод спустил на воду танкер ледового класса «Сахалин», построенный по заказу компании «Роснефть». Второй танкер - «Приморье» - в высокой степени готовности, и уже подписано соглашение на строительство третьего. На базе Дальневосточного завода «Звезда», ремонтирующего атомные подводные лодки, создается первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, которая будет выпускать суда высокого ледового класса. Инвестор - Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Объем инвестиций - около 112 миллиардов рублей. Проект будет полностью реализован к 2022 году, и он позволит создать около 10 тысяч рабочих мест.

У Приморского края исключительно выгодное геополитическое положение, и развитие транспортно-логистической сферы является одним из наших приоритетных направлений. Тем более что грузооборот нашего региона растет с каждым годом. Сегодня в крае активно модернизируются международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», связывающие порты Приморского края с северо-восточными провинциями Китайской Народной Республики. С декабря 2013 года возобновлена работа железнодорожного пункта пропуска в Махалино в Хасанском районе, входящего в «Приморье-2». Это направление очень перспективно для перевозок транзитных грузов с северо-востока КНР через порты Приморья в порты АТР и в обратном направлении, так как это один из кратчайших путей.

На территории Приморского края реализуются и другие масштабные транспортно-логистические проекты. Среди них - интермодальный «Терминал Астафьева» в Находке, терминал в бухте Суходол. Это угольные порты закрытого типа. Также в Приморье начал работу транспортно-логистический центр «Сухой порт» на территории Артёмовского городского округа, прогнозируемый грузооборот которого - до 27 миллионов тонн грузов в год. Он позволит значительно разгрузить морские порты Приморья, тем самым увеличить их пропускную способность.

Нефтегазовая отрасль в Приморье только начинает развиваться. Однако кроме завода ВНХК, в Приморье реализуется проект по созданию завода, который будет производить сжиженный газ. Якорный инвестор завода «Владивосток-СПГ» - ОАО «Газпром». Объем инвестиций - около 685 миллиардов рублей. Первая и вторая линии завода начнут работать в 2018 году.

Особенно хочу отметить проект рыбного кластера, который мы планируем создать в Шкотовском районе. Приморье - рыбный край, но большое количество выловленной рыбы сегодня прямиком отправляется в страны Северо-Восточной Азии и там перерабатывается. Нам важно переломить ситуацию - наладить глубокую переработку рыбы на приморском берегу. Реализация проекта рыбного кластера позволит в разы увеличить объемы производства рыбной продукции в крае и тем самым выйти на новые мировые рынки сбыта. Это будет целый комплекс по переработке, хранению и транспортировке рыбы, здесь же будет и аукционная торговая площадка. Проект создания рыбного кластера уже поддержало Правительство Российской Федерации. Президент Владимир Путин дал поручение правительству проработать вопрос по субсидированию железнодорожных перевозок дальневосточной рыбы в европейскую часть России.

- Президент Владимир Путин, выступая недавно на Госсовете, четко обозначил приоритетную задачу на ближайшие два года - развитие внутреннего рынка. Есть ли у Приморского края стратегия развития местного производства, прежде всего - продуктов питания?

- Развитие сельского хозяйства в Приморье - одна из приоритетных наших задач. В ближайшие годы мы должны сделать качественный рывок вперед в этой сфере. В течение двух лет мы планируем обеспечить местный рынок картофелем и яйцом на 100 %, мясом и овощами - более чем на 80 %, молоком и молочными продуктами - не менее чем на 50 %. В этом году в крае впервые работала программа, согласно которой детские летние лагеря снабжались местными продуктами питания. Теперь мы планируем разработать подобную программу для приморских школ.

В Приморье будет реализовано свыше сотни инвестиционных сельскохозяйственных проектов на сумму более 80 миллиардов рублей. Один из крупнейших инвесторов - компания «Русагро» - готова вложить в производство свинины, кукурузы и сои в Приморье порядка 30 миллиардов рублей. А соя, кстати сказать, идеальный корм для свиней. Она удобна еще и тем, что при ее использовании нет необходимости строить завод по производству комбикорма. Кроме того, «Русагро» заинтересована в создании площадок в Приморье для производства марикультуры. Речь идет о реализации проектов в акватории, например, Ольгинского района, где есть колоссальные возможности, но потенциал водной глади пока используется слабо.

Наш край славится липовым медом, уникальными дикоросами. Спрос на них, особенно в Китайской Народной Республике, только растет. Наша задача - наладить промышленное производство этих продуктов.

Мы в крае разработали логотип для бренда «Произведено в Приморье». Знак качества будет присваиваться только самым лучшим, экологически безопасным продуктам питания. Уверен, в скором времени он будет маркировать многие приморские товары.

- Вы в своей инаугурационной речи говорили о том, что готовится новая комплексная программа развития Приморского края, рассчитанная на пять лет. Расскажите о ней поподробнее и как изменится жизнь простых приморцев в ходе реализации этой программы?

- Летом я вместе со своей командой проехал весь край, от Самарги до Тумангана, посетил все 34 муниципальных образования Приморья. В каждом из них мы вместе с депутатами, главами поселений и местными жителями обсуждали вопросы, которые необходимо оперативно решить, чтобы районы успешно развивались. В самое ближайшее время мною будут утверждены порядка 100 таких первоочередных задач. И я хочу отметить, что социальная направленность нашей политики будет усилена.

До конца года мы еще проведем ряд отраслевых конференций и наметим план развития ключевых направлений экономики применительно к каждому муниципалитету. Результаты отраслевых совещаний и станут основой комплексного плана развития края на ближайшие пять лет.

Сегодня в Приморье происходят события, уже изменившие его историческую миссию. Наша страна активно укрепляет свои экономические позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И Приморский край находится на острие Восточного прорыва России. От нашего региона Президент РФ Владимир Путин ждет серьезных достижений в экономической и социальных сферах. Наша главная задача в крае - выйти на принципиально другой уровень развития, существенно повысить качество жизни в Приморье. И сегодня вся наша работа направлена на то, чтобы добиться этого.

Валентина БРАТЧИКОВА,

Приморский край.



← Назад в раздел