Автозимники и мосты как гарант безопасности

Целесообразность решения не затягивать раскрытие совокупных фактов, усугубляющих опасность для общества диктует мой гражданский долг и вожделенное стремление повлиять на адаптированный ход событий, где отъявленное очковтирательство преподносится через СМИ в завуалированной форме общественности за якобы достоверные достижения. Обоснованность такого уверения базируется на фактах лихорадочного состояния транспортной инфраструктуры после разрушительных наводнений в прошлом году, объясняемых властными органами как следствием аномальных явлений и как-бы форс-мажор с северным завозом, экстраординарных случаев бездорожья в этом году и резкого увеличения количества мостов с предаварийным и аварийным состоянием. В развитие вескости своих доводов о ненормальности нынешнего управления с учетом низкого научно-технического уровня производства, по моему убеждению, является свершившийся факт наплевательского отношения к резолюциям научно-практических конференций, особенно к двум международным, прошедших в 2011 г. в г.Якутске с тематикой о транспортной инфраструктуре и чрезвычайных ситуаций. Подтверждением этому являются высказывания бывших участников конференции о том, что кроме безвозвратно потерянного времени, еще запомнились река Лена, Ленские столбы, уха от капитана и ужин от президента.

Такие укоренившиеся методы бесконтрольности управления, забвение основ науки в технологиях и своенравность чиновников, ответственных за ключевые отрасли северной инфраструктуры, главным образом определили мой замысел взять за основу для развития сюжетной направленности свою статью «Системотехника чрезвычайных ситуаций - условие надежности инфраструктуры («СГ» №34 от 24.08.2012 г.). При этом не без трепета в душе должен отметить кульминационный момент тогдашних событий.

Первое. С учетом того, что это уже была 23 -я статья моего задуманного сериала, а реакция от властных органов была нулевая, эпиграфом для статьи я посчитал нужным своеобразно отметить бравадное отношение чиновников к науке и благосклонно поместил высказывание Конфуция о том, что учения без размышления бесполезно, но и размышления без учения опасно.

Второе. Редакция «Строительной газеты», проникнувшись моей благонамеренностью и целенаправленностью статей, выразила свое гражданское и государственное отношение к безмятежному попустительству со стороны властных органов. Конкретность отношения была выражена в обращении редакции в Министерство транспорта РФ. Министерство регионального развития РФ, правительство Республики Саха (Якутия) с просьбой рассмотреть неоднократно опубликованные в газете мои предложения, направленные на совершенствование строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

До настоящего времени от адресатов ни слуху, ни духу. Не комментируя безучастное отношение и беззаконность, скажу о цели и задачи статьи. Они заключаются в том, чтобы на примере обобщительных фактов, которые как говорится, не грех и повторить, а также помимо них других вариаций острых ситуаций, наглядно подтверждающих все тот же закон Мерфи, что отрицательные явления имеют тенденцию к увеличению, доказать главенствующую значимость мостов для устранения бессистемности в инфраструктуре.

Но прежде чем изложить главное значение своего взгляда о тематике мостов, считаю непременным в тезисной форме изложить трактование нынешней безалаберности в инфраструктуре. Начну в следующей последовательности:

Свайные фундаменты.

Должен предосудительно отметить, что казалось бы моя статья «Эффективные фундаменты для вечной мерзлоты» («СГ» №46 от 19.11.2010 г.), наши практические внедрения самозакрепляющихся термосвай на построенных мостах, начиная с 2007 г., и утвержденный президентом Якутии протокол его первого совещания с представителями строительного комплекса республики 4 января 2011 г. должны были повлиять на изменение технической политики по ликвидации отмеченных в статье проблем, однако это не произошло. Основные причины, на мой взгляд кроются в коррупционной составляющей, уверенность в безнаказанности, вседозволенности и экстравагантный стиль - угар пустого самообольщения о росте ВВП сановников, наделенных властью управлять строительным комплексом и транспортным строительством. Только этим можно объяснить неразумность расходования огромных финансовых и материальных ресурсов на спортивные сооружения в г. Якутске. А самое главное кроется еще и в том, что недооценка фазовых превращений воды в лед в грунте и сил морозного пучения изначально предопределяют повышенную опасность объектов из-за деструкции мерзлоты.

Что же касается свайных фундаментов мостов, фотографии которых я размещал в предыдущей статье, то это вообще является глубокой деградацией мостостроения. Думаю, что здесь нет никаких сомнений в необходимости сплошной ревизии мостов Севера чрезвычайной государственной комиссией России.

Автозимники.

Существующие методы устройства автозимников, на пути которых неизбежно располагаются ледовые переправы, из-за отсутствия научного подхода с учетом свойств о фазовых превращений воды в лед, физико-технических характеристик льда и особенностей ледовых явлений привели к каверзным ситуациям, чреватых осложнениями в части более раннего открытия и более позднего закрытия, а также непреходящими случаями гибели людей и угробление техники. Выполнение работ по устройству и эксплуатации автозимников осуществляется людьми далекими до научных основ. Как раз это и является главной причиной позднего открытия и раннего закрытия автозимников и ледовых переправ.

Так, например, в журнале «Направление Дальний Восток» №5 я прочитал, как дорожники устраивали автозимники для обеспечения северного завоза прошлой зимой. Только один факт, что они обходят торосистые места, свидетельствует о незнании простых понятий о формах льда. Ведь именно там и следовало бы прокладывать дорогу, так как там непременно лед толще и прочнее. Крайне жаль, что ни Минтранс, ни Управление автомобильных дорог республики так и неудосужились изучить мои НИИОКРы и, тем более, зная, что я об этом обстоятельно изложил в статье «Невероятное становится очевидным. Как обезопасить передвижение транспортных средств по ледяным переправам («СГ» №50 от 16.12.2011 г.).

Противопаводковые меры.

Не повторяясь о негативной роли МЧС в этих мероприятиях, так как об этом я рассказал в предыдущей статьи, добавлю, что они вследствие узкой профориентации до сих пор не осознали взаимообусловленность ледовых переправ и ледокольной проводки с заторными наводнениями, а также совершенно не владеют и теорией познания природы ежегодной эрозии берегов реки Лены. Это существенно сказывается на подмывах и размывах линий электропередач, расположенных вблизи берегов и других строений.

Экология и водоснабжение.

Опять же, в очередной раз возникает потребность сослаться на верные

источники событий из своего сериала. Так, в статье «Мосты транспортных систем («СГ» №37 от 16.09.2011 г.) Сайт www.mazur-most я указал общую черту опасных явлений - физические процессы при строительстве и эксплуатации, а также неустойчивость природы к техногенным воздействиям и низкая способность самовосстанавливаться. Парадоксальным с точки зрения науки является и то, что несмотря на множество рек и водоемов, в республике до настоящего времени не отлажено обеспечение питьевой и технологической водой для орошения полей и лугов.

Иначе чем позорищем не назвать антиэкологическое состояние городского канала в Якутске, где вместо изящных мостов уложены разнотипные водопропускные трубы, препятствующие направленному водоотведению. Апологетический подход с применением гофрированных труб на дорогах вместо мостов наносит колоссальный ущерб, однако стихийность проектирования и строительства усердно продолжается, а количество «больных» дорог увеличивается.

Совершенно абсурдным является и факт символического водовода для орошения полей заречного района общей протяженностью 120 км. Уйма плоскогранных свай и труб диаметром 1220 мм с общей стоимостью работ 280 млн. руб. в ценах 1990-х годов, а из-за недостаточного количества электроэнергии этот водовод толком и не работал. А если разумно разобраться, то такой проект могли заменить несколько мостов прикладного предназначения.

Завершая раздел о безрассудных реалиях и воплощая задуманные планы сериала статей, выражу свою выстраданную и глубокоосмысленную точку зрения об упорядочении формирования инфраструктуры Севера.

Ледовые переправы.

Известно, что нами впервые в Якутии, в 1998 г., при использовании моего термомеханического метода наращивания льда снизу, доказана абсурдность метода «дождевания» или налива воды сверху, однако Минтранс и дорожники на глазах у всех органов власти и общественности продолжают разбрасывать деньги на лед.

Следствием этого стало обычным явлением ежегодная гибель людей и порча транспортных средств. Закономерным соучастником такого антинаучного подхода под прикрытием неадекватной законности являются и ГИМС МЧС, но формально они правы. Разве это не издевательский парадокс?!

Безграничной бессмыслицей является и выбор створов переправ в районе Якутии, несмотря на то, что мы в 2006 г. доказали, что наиболее безопасным створом является автозимник от Зеленого Луга до Нижнего Бестяха. Явное преимущество этого створа состоит в том, что ширина реки после ледостава равна всего 700 м. Теперь, когда это стало очевидной нелепостью, закономерным становится вопрос: кто же остановит сумасбродство с ежегодных расточительством на две переправы вкруг с повышенной опасностью?

Превентивные меры.

Не повторяясь о нашем эксперименте и НИОКРе в 2007 г. скажу, что уже и в МЧС поняли о негативном влиянии распиловки льда для превентивных мер и зловредности фальшь-рекомендаций МЧС России, но, тем не менее, «распил» денег и нанесение огромного ущерба стране продолжаются. И почему-то никому и в голову не приходит и другая беда: ежегодная эрозия берегов, с сопутствующими разрушением различных объектов и сооружений. Объясняется это известной силой Кориолиса, защититься от которой, а чаще и используя ее, можно применяя термосваи. Вот где воистину забвение науки и умаление прав граждан! Крайне досаден и беспардонный факт отторжения республиканской науки от превентивных мер, отдав предпочтение наукообразию издалека.

По-настоящему, уже давно назрел вопрос о новом распоряжении правительства страны по комплексной взаимосвязи превентивных мер и ледовых переправ.

Наукоемкость мостов.

Скажу без бравирования опасностью, что наши разработки мостов с

многофункциональным предназначением в состоянии обеспечить безопасность общества и инфраструктуры. Об этом я более развернуто писал в статье «Мосты в аспекте национальной экономики» («СГ» 14.06.2013 г.). Сайт: www.mazur-most.ru.

В настоящее время у нас уже имеются еще более совершенные технические решения, гарантирующих полную безопасность передвижения техники по льду, защиты берегов, устойчивое круглогодичное водоснабжение и т.д. Особую ценность в масштабе страны могли бы иметь наши разработки по разнотипности льдокомпозитных мостов с учетом того, что мы конструктивно используем не обычный лед-I, а лед-III, зная, что при превращении воды в лед развивается давление свыше 2-х тысяч атмосфер, а в закрытом контуре до 6 тысяч.

Подкреплением такого заверения могло бы стать радикальное изменение отношения к мостостроению. Так, в моем представлении в стране должна быть создана государственная отрасль мостостроения подобно МЧС, но с ограниченным табельным составом.

Для этого целесообразнее при Минтрансе иметь Департамент мостов, которому и должны в оперативном порядке подчинены мостостроители. Но здесь нужен исторический указ президента России В.В. Путина о мостах.

В завершение статьи выскажу свое особое мнение.

Убежден, что при существующей обстановке повышенной опасности в сфере инфраструктуры и жизнеобеспечения «раскорчевать» такой кавардак сможет только ФСБ и Генеральная прокуратура страны.

Василий Мазур,

генеральный директор

ЗАО «Транссахамост»,

почетный транспортный

строитель России,

заслуженный строитель республики Саха (Якутия).



← Назад в раздел