В ногу с обновленной Россией

Прошло шестнадцать лет, как на карте России появились первые объекты строительства “Научно-производственного объединения “СПЕЦМОСТ”. Рождение предприятия совпало с обновлением России не случайно. История доказала, что это объективная закономерность, сочетающаяся с жизненными обстоятельствами людей, пожелавших изменить свою судьбу в соответствии с требованиями нового времени.

По всей стране в начале 90-х годов рождались новые формы предпринимательства. Выбор создателей НПО “СПЕЦМОСТ” базировался не на желании получить сиюминутную прибыль, а на базовых знаниях, которые сулили экономическую перспективу в будущем. Снижение объемов государственных заказов, ухудшение финансового состояния предприятий и организаций требовали решения сложного вопроса - как выжить в условиях глобальных перемен?

Дороги и мосты - основа развития экономики, особенно в северных регионах страны. Они, как кровеносные сосуды человеческого организма, снабжают многие отрасли промышленности возможностями доставки грузов и продовольствия для нужд предприятий и населения. Желание по-новому мыслить, отвечая за результаты своего труда побудило группу молодых инженеров взять на себя груз ответственности за судьбу большого коллектива единомышленников. Специализация позволяла реализоваться в интересной профессии мостостроителей. Условия, при которых приходилось с нуля создавать производство, не для красного словца можно назвать экстремальными. Не все руководители отрасли даже в Москве знали тогда, что на Чукотке, в Якутии и Магаданской области нет железных дорог, не говоря о 50-градусных морозах и штормовых ветрах, об отсутствии подъездных путей и строительных материалов, сложных гидрологических и геологических условиях строительства на севере Дальнего Востока. Основатели НПО “СПЕЦМОСТ” взрослели и набирались опыта. В сентябре 1991 года с созданием частного предприятия началось выполнение государственных подрядов на ремонт мостов через водные преграды Магаданской области и Чукотки, а чуть позже-Читинской области, Хабаровского края и Якутии.

Объединение нашло эффективный способ быстро и дешево ремонтировать мосты - специалисты предложили свое ноу-хау, назвав его “знаю как”. Конкуренты пытались им воспользоваться, но не смогли. Таким способом было отремонтировано большинство мостов на Чукотке и в Магаданской области. Как двигаться дальше, у молодых руководителей объединения сомнений не возникало. Они были уверены - успешная строительная деятельность всегда является заслугой квалифицированного персонала и современной технической оснащенности. Это помогало решать производственные задачи без привлечения субподрядчиков, аренды техники и оборудования у других организаций.

Приставка “научно” в названии организации присутствует не случайно. Предприятие тесно взаимодействует с научными сотрудниками кафедры “Мосты и транспортные тоннели” Хабаровского государственного технического университета, реализуя на практике перспективные решения, которые помогают коллективу осуществлять проекты нештатного уровня. В том, что Дальний Восток становился ближе к Москве, заслуга дорожников и мостостроителей, в числе которых специалисты НПО “СПЕЦМОСТ”. Они шли по пути инвестирования государственных средств в отрасль. Если выбиралось направление в сторону Колымы, брали подряды туда. Это потребовало создания смежных подразделений. Тем более что тогда существовало понятие “лимит финансирования”. Финансирование получали по принципу - не сколько освоим, а сколько дадут. Если предприятие выполняло больший объем работ, ему становилось тесно в одном регионе. С намеченного пути не сворачивали, хотя соблазн заняться более рентабельным производством был. Так возникли предприятия: НПК “СПЕЦМОСТ-Забайкалье”, НПК “СПЕЦМОСТ-Восток”, НПК “СПЕЦМОСТ-Чукотка”, НПК “СПЕЦМОСТ-Колыма”, НПК “УМ-СПЕЦМОСТ”, НПК “СПЕЦМОСТ-Проект”. Сфера деятельности у них широкая географически и значительная по объемам, потому среди мостостроителей родилась здоровая конкуренция. Работы хватало всем, и каждый занимал свою площадку, хотя производство весьма затратное. Достаточно сказать, что один километр дороги в Якутии стоит до 28 млн. рублей. Не забывали строители заниматься и благотворительностью в детских учреждениях, увековечивали памятные места великих строек Дальнего Востока.

Вершины успеха предприятие достигло к 2002 году. Сданы в эксплуатацию десятки объектов на трассах “Колыма”, “Амур” и Чукотского автономного округа. Каждый ввод объекта в эксплуатацию – своеобразная веха, очередная точка отсчета в истории объединения, которая дает возможность подвести итог части жизни и наметить планы на будущее. Ведь строительство мостов - область искусства, в которой объединяются эволюция технической мысли, экономическое развитие и эстетические понятия, сопровождающие прогресс человечества.

Сдача моста через реку Брюнгадэ в Якутии стала осуществленной мечтой НПО “СПЕЦМОСТ”. Только тем, кому удавалось самому придумать, спроектировать и построить мост, по силам браться за объекты такой сложности. Возведен ряд мостов на южном побережье Северного Ледовитого океана в районе Певека на Чукотке. К вводу крупных объектов объединение выпускает памятную медаль, значки и дипломы. За строительство моста через Брюнгадэ четверо специалистов объединения стали Почетными работниками дорожного хозяйства Якутии, еще двое были отмечены республиканским знаком отличия “Гражданская доблесть”, многие получили благодарности президента республики.

В 2007 году на автодороге “Колыма” завершен капитальный ремонт мостов через реки Индигирка и Менкюлэ. Там же государственная комиссия приняла три законченных строительством мостовых перехода общей протяженностью более 200 метров. После ввода в эксплуатацию моста через реку Менкюлэ один из прорабов удостоен почетного звания “Заслуженный работник транспорта Республики Саха (Якутия)”.

На текущий момент “за плечами” мостостроителей более 50 построенных и отремонтированных мостов общей длиной свыше 3 000 погонных метров. Коллектив отмечен дипломами: “Лидер российской экономики”, “Международная академия качества и маркетинга”, “Инженерная слава России”, как выдающаяся организация малого и среднего бизнеса. Объединение стало обладателем высших наград - “Национальный Олимп”, “Золотая колесница”. Совсем недавно коллективу вручена “Золотая звезда” за вклад в возрождение Российской державы от Ассоциации Героев Советского Союза и России. Предприятие вошло в число 20 лучших организаций отрасли. Заслуженные награды - отличный подарок к 375-летию вхождения Якутии в состав Российской Федерации и, судя по трудовым победам, не последние.

Подготовил

Андрей СМИРНОВ.г. Хабаровск



← Назад в раздел