Создать опорную сеть автодорог – главная задача ближайших лет

– Транспортный комплекс Республики Саха (Якутия) в последние пять лет развивается четко, имея хорошо обозначенные перспективы, где главным направлением является создание круглогодичной опорной сети наземных путей сообщения на основе железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск и федеральных автодорог “Лена”, “Колыма”, “Вилюй”, региональной дороги “Амга” и других наземных путей внутриреспубликанского подчинения.

Так сказал министр транспорта, связи и информатизации Якутии Владимир Членов в своем выступлении на прошедшей 24 сентября в Санкт-Петербурге Международной конференции по евроазиатскому сотрудничеству и развитию экономической деятельности и транспорта в Арктике и регионах с постоянными и сезонными ледовыми условиями.

И эти слова министра для нас являются краеугольными в работе дорожной службы республики. Наша задача – создать в республике такие обстоятельства, при которых задумки правительства и министерства непременно будут реализованы.

Можно уверенно говорить, что мы сумели в труднейших условиях постоянной нехватки денег и, что греха таить, недопонимания многими федеральными чиновниками наших чаяний и нужд создать все необходимые условия для реализации планов создания опорной сети автодорог.

Сегодня в Якутии принята и успешно претворяется в практику государственная целевая программа “Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления до 2015 года”, одной из составных частей которой является подпрограмма “Автомобильные дороги”.

Программа ориентирована как раз на создание и развитие опорной сети автодорог с тем, чтобы уже в ближайшие годы вовлечь природно-ресурсный потенциал республики в хозяйственный оборот и в экономику России, для интеграции промышленности Якутии с регионами Дальнего Востока. Она же нацелена на сохранение существующей сети и обеспечения безопасности движения автотранспорта.

Сегодня помимо федеральных дорог “Колыма”, “Лена” и “Вилюй” в ведении департамента дорожной службы Министерства транспорта, связи и информатизации республики находятся автодороги республиканского значения “Амга”, “Яна”, “Умнас”, “Анабар”, “Кобяй” и некоторые другие.

Формирование опорной сети автодорог на территории Республики Саха с выходом их за пределы Якутии, включение этой сети в единую автодорожную карту Российской Федерации, в транспортные системы международного значения заложено в основных проектах транспортной стратегии России.

Мы неустанно повторяем, что дороги “Лена” и “Колыма”, являясь естественным продолжением друг друга с юга на северо-восток Якутии, связывают республику с железнодорожными магистралями Танссиб и БАМ, со всеми южными соседями республики и выводят в тихоокеанские морские порты, расположенные в Японском море, а на востоке - связывают в единый комплекс горные предприятия Якутии и Магаданской области, давая им выход на побережье Охотского моря.

Создавая же широтный пояс дорог “Вилюй” и “Амга”, которые тоже станут естественным продолжением друг друга, они окончательно и навечно объединят с восточно-сибирскими субъектами Федерации, пролегая через богатейшие месторождения нефти, газа, железа, титана и лесные ресурсы, через сердце алмазной провинции город Мирный, алмазодобывающие районы на реке Вилюй на западе и юго-западе республики. Это с одной стороны, с другой - широтная трасса пройдет по золотоносным регионам и полиметаллическим провинциям Якутии, по платиновым и другим полигонам севера Хабаровского края, свяжет воедино Красноярский край, Иркутскую область и Республику Саха (Якутия) с Охотским побережьем в районе незамерзающего морского порта Аян.

Эта пересекающаяся сеть дорог у города Якутска даст колоссальный промышленный импульс развитию, по сути, всем самым густонаселенным районам Южной, Центральной, Восточной и Западной Якутии.

Часто даже не возможно представить с замиранием сердца, какая бесконечно огромная территория, на которой могли бы разместиться более десятка западноевропейских государств, будет разбужена и привлечена к активной экономической деятельности.

Опорная транспортная сеть будет сформирована в контексте создания российских и транснациональных транспортных коридоров. А завершение строительства автомобильных дорог “Колыма”, “Вилюй” и “Амга” позволит очень быстро и полноценно интегрироваться в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской, Читинской областями и Хабаровским краем.

В этой связи следует заметить, что в последние годы трудно, но все же понемногу эти дороги строились. Буквально недавно произошло немало радостных событий на колымской трассе, где были сданы в эксплуатацию крупные мосты через реки Менкюлэ и Селерикан. А также 20 км готовой дороги из 74 на участке грунтового разрыва Кюбюма - Селерикан в Южном Верхоянье.

Основной задачей дорожной отрасли Республики Саха (Якутия) является создание этой опорной сети автодорог до 2013-2015 годов, когда планируется подвести железную дорогу к городу Якутску.

Дорожное хозяйство республики на сегодня огромно. Протяженность дорожной сети общего пользования составляет почти 22 тысячи километров (чуть больше 2 тысяч федеральных, 12 366 км - региональных и 7 323 - муниципальных, около 10 тысяч км - ведомственных). Из них только 7,5 тысячи км – с твердым покрытием. Практически одна треть. Но это вовсе не значит, что их можно отнести к разряду всепогодных и беспроблемных дорог. Доля таких с усовершенствованным покрытием в республике составляет всего около 3 процентов.

Мы не упоминаем здесь многие республиканские зимники временного использования и назначения Их до сего дня специалисты не знают как классифицировать. Назвать дорогами в полном смысле нельзя, ледовыми переправами тоже.

Скажем, от Якутска до Олекминска зимняя дорога по льду реки Лены насчитывает более 600 км, а из Батагая до Нижнеянска по льду реки Яны - более 1 000 км. Какие же это переправы? Это самые настоящие зимники - зимние дороги, которые в реестре российских путей сообщения никак не учтены.

У нас под Якутском самая оживленная в республике переправа с берега на берег, по которой сплошной вереницей нескончаемо четыре месяца подряд в любое время суток ежегодно движется поток автомашин в обе стороны по расчищенному льду, насчитывает в среднем 20 километров. Пешком такую переправу сможет за полдня, а то и день одолеть только тренированный турист-ходок. Конечно, и это не переправа, хотя мы ее таковой называем.

Север вносит не только своеобразие в общепринятые профессионалами понятия, но и создает тупиковые ситуации, как видите.

Этим и пользуются федеральные власти, которые моментально превращают своеобразие в исключение непонятного происхождения. Зачем это делается? А раз непонятно, раз зимники нельзя отнести ни к одной существующей категории дорог, ни к одному варианту переправ, ни к водному, ни к наземному ведомствам, значит, и финансировать строительство и содержание таких объектов не надо. Ловко?

Это бюрократический трюк был придуман не вчера и не позавчера, а на заре организации новой России - 15 лет назад. И всем сразу в Москве стало спокойно и хорошо! Пролазов убавилось, деньги экономятся, симптомы головной боли исчезли. А как пробивать и содержать социально значимые, очень необходимые 10 тысяч км зимних дорог, которые для нашей республики являются, к сведению, самыми что ни на есть дорогами общего пользования - пусть думают власти субъекта Федерации. Все перевернуто в понятиях и свалено на нижние этажи власти сознательно.

А ведь и царские власти, хорошо понимая значение зимников, и Советы содержали их за счет казны. Только невежественные “новые русские” решили, что смогут обойтись. Отсюда и все неурядицы, тупиковые ситуации, социальная напряженность, бешеные цены на продовольствие и все иные товары в заполярных районах и на Крайнем Севере.

В хозяйстве дорожной службы Якутии на дорогах общего пользования эксплуатируется 717 мостовых переходов. В числе относящихся к федеральным дорогам - 220, к республиканским - 288, к местным - 209 мостов.

В последние годы почти все дороги вовлечены в строительство новых объектов, реконструкцию и усовершенствование дорожной одежды. За четыре года с 2002 по 2006 год освоено 6 млрд. 394 млн. 700 тысяч рублей, на строительстве и реконструкции - более половины из них. Введено в эксплуатацию немногим более 277 км новых дорог и около 600 погонных метров мостов.

Капитально отремонтировано 184 км дорожного полотна, 125 п.м искусственных сооружений, на что истрачено 150 млн. рублей. Один миллиард с четвертью ушли на ремонты и восстановление дорог, и почти один миллион с половиной - на содержание искусственных сооружений.

Цифры, кажутся на первый взгляд внушительными. Но если их брать в соотношении с территорией республики, равной Индии, то это даже не капля, а полкапли в море.

Конечно, если и дальше продолжать возводить автодороги Якутии по остаточному принципу, то и в XXI веке тут не получится опорной сети автодорог, о которой мы мечтаем и которую уже начали создавать.

А пока в социальном плане положение таково - из 553 населенных пунктов автодорогами с твердым покрытием соединены только 169.

Есть такой термин - “недоремонт”. То есть, другими словами, что-то начато и не закончено или надо было, намечали что-то сделать, но денег не дали, и все осталось в задумке. Так вот, на федеральных дорогах этот “недоремонт” составил почти половину пути, а на республиканских и территориальных - более 600 км.

Президент республики Вячеслав Штыров в развитии дорожного комплекса на первый план поставил строительство автодорог “Кобяй” и “Амга” Согласно государственной целевой программе в 20о7-2011 годах будет введено на этих дорогах 736 км дорожного полотна и около 2 900 п. м мостовых переходов. А в 2012 - 2015 годах, по сути, столько же мостов и немногим меньше дорог. Это для республики, которая будет строить их за свой счет, огромные капитальные вложения. Иного пути, как показала жизнь, ни у Якутии, ни у России сегодня не существует.

Большой пласт, практически еще не тронутый, составляют проблемы муниципальных дорог, отданных в собственность местным органам власти в поселках, селах, районах и улусах. Их в республике 7323 км, в том числе меньше половины с твердым покрытием. На муниципальных дорогах находятся 206 мостов общей протяженностью более 3 км.

Сегодня финансирование содержания этих дорог общего пользования производится в соответствии с законом республики от 13 июля 2005 года “О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)” из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов.

В 2006 году на эти цели было предусмотрено аж 91 млн. рублей. Однако, понимая, что на таком мизере никаких дорог республика содержать не сможет, в прошлом году республиканский бюджет раскошелился еще на 139 млн. руб., оплатив дорожно-ремонтные работы муниципальных образований.

А в соответствии с постановлением правительства республики от 13 июля 2006 г. “О порядке финансирования строительства, реконструкции и ремонта муниципальных дорог общего пользования из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов” начиная с 2007 года финансирование расходов по работам на муниципальных дорогах общего пользования будет производиться в виде субсидий на условиях софинансирования из местных бюджетов.

При этом в качестве софинансирования разрешено засчитывать средства муниципальных образований, истраченные на содержание автодорог.

Собственно, какие бы средства ни предусматривались на уровне власти субъектов Федерации, запущенность и порой полное отсутствие дорог на огромных территориях северо-востока страны не в состоянии покончить с транспортной дискриминацией населения, постоянно проживающего здесь.

Исторически сложилось так, что этим территорииям никогда не хватало настоящего государственного внимания. Бездорожье стало привычным пейзажем Якутии, Магаданской области, Камчатки, Чукотки и других регионов Сибири и Дальнего Востока.

Здесь нужны радикальные меры, значительные финансовые вливания для того, чтобы помочь территориям создать хотя бы основную опорную сеть широтных и меридиональных автодорог, пронизывающих субъекты с запада на восток и с юга на север, чтобы в дальнейшем использовать их для расширения транспортной системы внутри территорий и муниципальных образований.

Федеральные власти разрабатывают целевую программу, которая называется “Сельские дороги”. В ней есть положение (во всяком случае, пока есть), которое трактуется в интересах граждан страны - если в населенном пункте проживает 24 человека, то в этому населенному пункту должна быть дорога. Замечательный пункт. Будем надеяться, что депутаты нового созыва Государственной Думы не рискнут вымарать его! 

В последнем постановлении экс-премьера России Михаила Фрадкова о дорогах расписано все до мелочи: сроки, нормы содержания, суммы расходов, разграничение собственности. Профессионалы облегченно вздохнули – все разложено по полочкам.

А вот простому гражданину страны какая разница, по каким дорогам ездить – по муниципальным, республиканским или федеральным. Ему надо, чтобы дорога была. И все! Везет ли он уголь или компьютеры – все равно…

Вот на севере сегодня создалась ситуация, когда вдруг не стало ни федеральных, ни республиканских, ни муниципальных дорог. Все пришло в негодность, разрушено паводками, интенсивной эксплуатацией и “недофинансированием”. Общепризнано, что худшая из худших в мире – это федеральная дорога “Лена” протяженностью 1157 км, из них 889 – по территории Республики Саха (Якутия), из Большого Невера в Якутск. Об этом трубят сегодня во всех СМИ.

И не могло быть иначе. Дорога, построенная в сороковые годы прошлого века заключенными ГУЛАГа для проезда “полуторок” “ГАЗа” и трехтонных “ЗИСов” с грузом максимум до 5 тонн с прицепом, сегодня вынуждена пропускать американские фуры до 60 тонн весом. Она расползается и исчезает под такой тяжестью.

Ее срочно надо реконструировать. А в наших северных условиях реконструкция равнозначна новому строительству.

На прошедшей недавно очередной коллегии Минтранса республики в первую очередь был рассмотрен вопрос о выполнении решений совместной с Минэкономразвития Якутии выездной коллегии, которая проходила в июле в городе Нюрба.

Нюрба сегодня – это один из развивающихся и перспективных регионов Якутии. Здесь построен новый и начал давать продукцию алмазодобывающий горно-обогатительный комбинат. В этом году планируется получить “дамского” кристалла на 558 млн. долларов. Здесь прекрасные перспективы добычи угля – строится мощный разрез. Здесь растущее производство сельского хозяйства и переработки сельхозпродуктов. Есть немало вариантов развертывания по соседству газопромыслов.

И одним из факторов, сдерживающих развитие Нюрбинского региона, остается неразвитость транспортного комплекса. Именно этот район стал для республики показательным в смысле приложения усилий всех уровней государственной власти с тем, чтобы в ближайшие годы решить сложные задачи транспортной инфраструктуры.

Постановлением правительства России от 7 сентября этого года автодорога “Вилюй” включена в перечень федеральных дорог (протяженностью 1553 км по территории Якутии и 1198 км – по Иркутской области). В Якутске уже создано управление этой дорогой, Финансирование нового предприятия начнется с нового года. Сегодня идет подбор управленческих и инженерных кадров.

В ближайшее время будет разработан проект программы развития дороги под патронажем Росавтодора.

Что касается муниципальных дорог, то при наличии ПСД (проектно-сметной документации) будут строится новые и реконструироваться имеющиеся пути с применением системы софинансирования в рамках среднесрочного плана капитального строительства, предусмотренного на 2008-2015 гг.

Таким образом, мы думаем решить многие острые проблемы дорожного хозяйства в ближайшее 10-летие.

г. Якутск



← Назад в раздел