БАМ - трижды юбиляр

В этом году мы празднуем знаменательные памятные даты для всей нашей страны, и особенно для людей причастных к этим великим событиям: 40-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали, 30-летие с момента открытия сквозного движения поездов по БАМу и 25-летие со дня сдачи магистрали в эксплуатацию.

Полвека назад стала очевидной необходимость освоения таких ресурсоемких территорий, как Сибирь и Дальний Восток, наращивание индустриального потенциала которых сдерживалось отсутствием надежных транспортных коммуникаций. БАМ был призван решить ряд важных задач общегосударственного масштаба - открыть доступ к природным ресурсам огромного региона, обеспечить транзитные перевозки по кратчайшему расстоянию (сократить перепробег грузов в среднем на 500 километров).

Байкало-Амурская магистраль - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, она пролегает по территории Бурятии, Иркутской, Амурской областей, Якутии, Хабаровскому и Забайкальскому краям, пересекая 11 полноводных рек, семь горных хребтов. Более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. На трассе дороги более 200 железнодорожных станций и разъездов, четыре основных локомотивных депо, свыше 60 городов и поселков.

Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом России к Тихому океану. Являясь самым коротким железнодорожным путем к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы страны, БАМ сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки.

Один из четырех участков БАМа проходит на территории Северо-Байкальского, Баунтовского, Муйского районов. Здесь, в труднопроходимой тайге и необжитых местах, благодаря бесстрашным добровольцам проложены 524 километра стального пути.

Сотни посланцев Бурятии и других регионов нашей страны построили не только железную дорогу, бамовские поселки и город Северобайкальск. Благодаря им досрочно открылось рабочее движение поездов по всей Байкало-Амурской магистрали, был завершен самый протяженный в мире Северомуйский тоннель.

Все эти невероятные достижения были сделаны ценой нечеловеческих усилий огромного числа настоящих героев - строителей, энергетиков, связистов, специалистов воздушного и водного транспорта.

Особо хотелось бы отметить Аксенова Вячеслава Михайловича, Хадаковского Феликса Викентьевича, Бессолова Владимира Аслам-Бековича, Бондаря Александра Васильевича, Еременко Николая Алексеевича, Толстоухова Валентина Александровича, Огродничука Ярослава, Мудрова Александра, ставших на стройке Героями Социалистического Труда, Тимощика Анатолия Васильевича, Эрдынеева Жамбала Цыреновича, Бороева Льва Леонидовича, Кокорина Михаила Ивановича, Сониева Сергея Савельевича, Цивилева Василия Иннокентьевича и многих других бригадиров, ударно трудившихся на строительстве магистрали века. Многих из них уже нет в живых. Но мы должны помнить их и отдавать дань уважения их трудовому героизму.

Байкало-Амурская магистраль - это самый крупный строительный объект конца XX века, долгожданный результат усилий многих поколений изыскателей, проектировщиков и строителей. В истории России, несомненно, эта стройка останется вершиной научной и инженерной мысли, символом небывалого массового патриотизма и трудового энтузиазма народа, способного на великие дела во имя национальных интересов!

БАМ обеспечивает хозяйственное обслуживание территории площадью 1,5 млн. км2. В мировой практике нет примеров эксплуатации построенных участков железной дороги с одновременным продолжением строительства. Первоочередными задачами для дороги при постепенном вводе ее в эксплуатацию стали разработка и практическое внедрение методов организации перевозочного процесса в сложных технологических и природно-климатических условиях.

За последние десять лет только на реконструкцию станций и строительство вторых путей северного хода дороги выделено более 5,5 млрд. руб.

Построены девять разъездов (Калакачан, Марикта, Бирея, Сенаторский, Ирдыкан, Таковка, Аркум, Кавокта, Койра), второй путь перегона Икабьекан - Мурурин. Выполнено удлинение путей станции Багульная.

С 2012 года ведутся проектирование и строительно-монтажные работы по восстановлению и реконструкции разъездов Суринья, Предленский, строительству разъездов Ушмун, Куандинский, маневрового района «портовая» станции Лена, строительству вторых путей на перегонах Сакукан - Саликит, Предленский - Чудничный, Чудничный - Звездная, Таксимо - Лодья.

Важным и очень своевременным импульсом для выхода на качественно новый уровень развития стал масштабный проект по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба за счет привлечения инвестиций из федерального бюджета, одобренный в июне 2013 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

Запланированы работы по техническому перевооружению устройств контактной сети на сумму 618 млн. руб.

Общий объем финансирования по объектам 2013 и 2014 годов составляет 25 млрд. руб. Предусмотренные Программой мероприятия по северному ходу позволят в два раза увеличить пропускную способность участка.

Уважаемые строители БАМа, разрешите поздравить вас с юбилеем и пожелать крепкого здоровья, семейного благополучия и стабильности в завтрашнем дне. Пусть ваша жизненная дорога будет счастливой, ровной и длинной, как эта железная колея, которую вы построили своими руками. А впереди ждут новые трудовые подвиги и героические свершения, которыми вы показываете нашей молодежи свой личный замечательный пример мужества и упорства.

г. Улан-Удэ.



← Назад в раздел