Испытание БАМом

Великое было время, и стройки были великие. Люди вершили настоящие дела. И были профессионально востребованы, пожалуй, как никогда. Все это БАМ. Самый грандиозный инфраструктурный проект советского времени.

 

Проработав большую часть своей жизни в Центральной России, переехав в Иркутск, понял, что у сибиряков в крови стойкость и героизм, колоссальный жизненный ресурс.

Еще когда в первый раз, будучи уже начальником Восточно-Сибирской железной дороги, с рабочей поездкой отправился на БАМ, я отметил для себя, насколько нелегко приходится простому рабочему - путевым бригадам, локомотивщикам, вагонникам, механикам. Они трудятся в условиях крайне низких температур, доходящих до минус 50. Работа этих ребят мной воспринимается как героизм.

А что говорить про тех, кто в тяжелейших климатических и геологических условиях прокладывал, можно сказать, вручную этот великий сибирский путь? Это подвиг.

Возрождение строительства на Байкало-Амурской магистрали по праву считается историческим событием нынешнего времени. Одобренная правительством программа модернизации инфраструктуры Восточного полигона дает шанс вновь проверить, испытать и реализовать себя. Конечно, сейчас условия не те, что в 70-е годы: технологии строительства другие и люди изменились. Среди моих коллег и товарищей немало тех, кто строил БАМ. Для них эта стройка осталась самым счастливым и светлым воспоминанием. Лучшее время в их жизни: яркое, романтическое и героическое. Так оно и было.

Тогда строители железнодорожной трассы, одержимые романтикой, жаждой трудиться и обживать таежные края, в эйфории отправлялись на комсомольскую стройку. Им предстояло не только проложить рельсы Байкало-Амурской магистрали, но и заселить суровые сибирские земли. Думаю, таких энтузиастов сейчас не меньше.

Как железнодорожник должен констатировать, что в нынешних условиях, когда грузопоток растет год от года, увеличиваются экспортные перевозки в восточные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, строительство новых путей на БАМе - это наше спасение.

Сейчас пропускная способность Транссиба достигла предела своих возможностей. Прошедший год отмечен рекордным для магистрали грузооборотом и передачей по междорожным стыкам в отдельные сутки более 11,6 тыс. вагонов. Интервал следования грузовых поездов по Транссибу составляет 8 минут. Сегодня мы пришли к тому, что нам не хватает пропускной способности.

Грандиозность заключается еще и в том, что реализация данного проекта объединит и транспортное хозяйство, и энергетику, телекоммуникации, транспортировку нефти и газа, обеспечит создание новых отраслей промышленности и новых научно-технологических и инженерных городов вдоль БАМа и Транссиба.

И есть повод думать, что и в нынешних условиях найдется место трудовому подвигу.

Как рассказывали мои коллеги, в 80-е годы, еще до завершения строительства магистрали, многие объявили стройку бессмысленной и ненужной. Захлестнула прокатившаяся по всей стране информационная волна, размывающая, казалось бы, незыблемые истины. БАМ окрестили «дорогой в никуда». А каково строить то, что заведомо ничтожно? Газеты читать не хотелось. Поспешные выводы о бессмысленности великой стройки подрывали и без того угасающий энтузиазм.

Лишь недавно отношение к БАМу стало меняться. И сейчас уже никто не сомневается в его необходимости.

По БАМу уже в 2013 году развернуты работы по реализации Программы первоочередных мер. Велось проектирование 6 разъездов и 16 двухпутных перегонов, мы спроектировали новый Дабанский тоннель.

Знаменательным событием конца прошедшего года стала укладка первых километров на участке строительства второго пути участка ЛенаВосточная - Предленский, которая через много лет, по сути, возвращает к жизни проект двухпутного БАМа.

В текущем году мы начинаем строительство вторых путей на 12 перегонах, 10 новых разъездов, реконструируем 9 станций. Запланированы работы по техническому перевооружению устройств контактной сети на сумму 618 млн. рублей.

Общий объем финансирования по объектам 2013 и 2014 годов составляет 25 млрд. рублей. Всего до 2017 года планируется выделить 562,2 млрд. рублей.

Предусмотренные мероприятия по северному ходу позволят в два раза увеличить пропускную способность участка. И это все не фантазии.

Однако, реализуя технические проекты, усилия работников могут оказаться малорезультативными, если не будут решены вопросы социальной направленности. Комфортное жилье, детский сад, школа - простые, но абсолютно необходимые нужды, чтобы закрепить кадры на Севере.

Для этого надо системно подходить к этому вопросу с применением принципов государственно-частного партнерства.

К 2017 году на БАМе планируется создать более 400 новых рабочих мест. Очень хочется, чтобы современные бамовцы считали новую стройку пусть не лучшим, но ярким периодом в жизни.

По северному ходу Восточно-Сибирской дороги в 2014-2016 годах планируется построить десять многоквартирных домов для железнодорожников. Сейчас идут проектно-изыскательские работы по строительству 27-квартирных благоустроенных домов на станциях Таксимо, Вихоревка, Коршуниха. Первенцем в череде грядущих новоселий станет 27-квартирный дом на станции Новая Чара, который будет сдан в эксплуатацию к празднованию 40-летия с начала строительства БАМа. В планах - в ближайшие два года возвести здесь еще два таких дома.

В регионе БАМа находится 11 негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» (9 детских садов, 2 школы-интерната), в них обучаются 2100 ребятишек. Своей очереди в детские сады еще ожидают 1169 детей.

Все имеющиеся образовательные учреждения в той или иной степени требуют ремонта.

Для решения этих и других вопросов социальной направленности необходимо тесное взаимодействие с субъектами Федерации. Только развитие социальной сферы даст возможность закрепить кадры в северных районах.

Многие ветераны БАМа с удовольствие рассказывают, как работа кипела, жизнь била ключом. Идешь на работу, а вокруг возводятся дома, строятся детские сады, магазины, клубы. Вспоминаю себя в те годы, я был еще подростком, Байкало-Амурская магистраль была одной из главных тем в советской печати. Передовицы газет пестрили сводками со строительных площадок дороги. Отрадно осознавать, что БАМ не забыт, и по праву сейчас самое обсуждаемое событие - возрождение строительства.

Уже этим летом 800 студентов Иркутского государственного университета путей сообщения будут трудиться на производственных объектах, в том числе на Байкало-Амурской магистрали. И я уверен, что за время участия студенческих стройотрядов во всероссийских комсомольских стройках был накоплен колоссальный опыт, который с успехом можно использовать и в наши дни.

г. Иркутск .



← Назад в раздел