На стыке трех «коридоров»

– На хабаровском форуме отмечалось, Виктор Алексеевич, что Приморье владеет в регионе самой разветвленной сетью автомобильных дорог - на 1000 кв. километров территории здесь приходится 42,7 км дорог, тогда как в целом по Дальневосточному федеральному округу их плотность в 8 раз меньше. Скажите: велика ли “армия” приморских дорожных строителей и какой технической мощью она владеет?

 

– “Примавтодор” обслуживает теперь 6500 километров автомобильных дорог краевой собственности. На этой “нитке” находится 1730 мостов, 6360 водопроводных труб. Абсолютно все населенные пункты (разумеется, кроме островных) соединены с краевым и районными центрами дорогами с твердым покрытием, а грунтовых – совсем немного.

Всю эту дорожную сеть обслуживают 25 наших филиалов, специализирующихся на содержании и ремонте автомобильных дорог. Есть еще два филиала, выпускающих железобетонные изделия для нужд дорожного хозяйства.

Какова, спрашиваете, наша материально-техническая база? Она довольно крепкая - включает 27 производственных подразделений по районам края, 29 асфальтобетонных заводов. Налажена служба лабораторного контроля. Подбор асфальтобетонной смеси осуществляется для каждого конкретного объекта. Филиалы в достаточном количестве оснащены современной специализированной дорожной техникой: автомобильный парк составляет 1050 машин и 755 единиц асфальтоукладчиков, катков, автогрейдеров, мощных самосвалов, экскаваторов, бульдозеров, комбинированных дорожных машин.

Если выставить всю эту мощь на дороги одновременно, можно так много построить и ликвидировать все заторы, которые Вы видели на трассе Владивосток - Хабаровск. Да только есть одна существенная “проблемка” - на строительство денег недостаточно отпускается. Буду объективным и самокритичным: мы все последние годы старались удовлетворить главное требование водителей, чтобы дороги в крае были, как говорится, ровные и гладкие. И определенного результата, кажется, достигли - территориальные дороги в общем-то “ровные и гладкие”, хотя и не идеальные, но “ямочности” большой на них нет. А вот федеральные трассы желают быть куда как лучше, если соизмерять “аршином” Михайловского участка, где трасса идет вкривь и вкось. Проблема в том, что в планах реконструкции эта дорога уже давно ждет своего срока, а до той поры никак нельзя тратить деньги на ее основательный ремонт. Вот и получается, что реконструкция неизвестно когда будет, а на обычный ремонт денег нет. Замкнутый круг! Его очертил “Росавтодор” и разорвать никак не хочет.

Но это – мини-проблема, укладывающаяся в ложе неотремонтированных километров трассы. Главная же суть проблемы заключается в том, что Дальний Восток недаром называют дальним, так как он очень далеко от Москвы, откуда не только ям и бугров на трассах не видать – не видно крупнейших проблем федеральных дорог, а потому и не текут деньги на их содержание. Хотя по своей грузовой напряженности, интенсивности движения, скажем, та же трасса Владивосток - Хабаровск должна иметь куда как лучшее состояние. Вы видели, наверное, как по ней вереницей идут большегрузный транспорт и целые потоки легковых автомобилей, купленных в Японии. Обогнать до Спасска впереди идущую колонну практически невозможно – такова неподходящая ширина этой трассы. Приходится, не дергаясь, плестись в общем потоке.

Дороги Приморья требуют однозначного улучшения. Территориальные, такие как Осиновка - Рудная Пристань, Михайловка - Турий Рог, Уссурийск - Пограничный, Раздольное - Хасан, они, конечно, заметно стали отличаться от федеральных трасс по качеству - здесь идет масштабная реконструкция. Темпы скрупулезно просчитаны и заложены в три программы.

– Вы только что вернулись из Москвы - на “ковер” вызывали или, напротив, хвалили перед профессиональным праздником?

 

– В Москве состоялось заседание Ассоциации подрядных организаций (АСПОР), на котором присутствовал первый заместитель руководителя “Росавтодора” Сергей Полещук. Там выступали” представители многих регионов России, поднимая застарелые проблемы: нет до сих пор закона об автомобильных дорогах, не отрегулировано применение нормативов на содержание дорог, пересматривали объемы ремонтов. “Росавтодор” все наши болячки высвечивает как рентген, но чтобы лечить, нужны деньги, а лишних средств у государства нет. Я поделился своими мыслями в отношении предстоящего саммита 2012 года во Владивостоке – надо меньше говорить и что-то уже конкретно делать: событие международного масштаба не за горами.

Ассоциация подрядных организаций – серьезное общественное подразделение: если бы не она, то фактически подрядчики были бы брошены на произвол судьбы. Правда, у нее недостаточно полномочий, особенно с точки зрения законодательных положений. АСПОР должна вникать в проблемы своих членов при их участии в торгах, влиять на экономическую политику того или иного подрядчика. Вот она и ищет свое место “под солнцем”, отрабатывает функции и полномочия. В этот раз звучало немало пожеланий об усилении ее статуса и роли. По существу эта ассоциация очень многое может сделать через депутатов Государственной Думы, с которыми она очень плотно взаимодействует. Законодатели почти всегда присутствуют на ее заседаниях.

Кстати, хотел развернуть вашу мысль о наградах. “Примавтодор” действительно чествовали за качество и объемы работ. Медали и дипломы вручили мне и в храме Христа Спасителя, где собирали лидеров ВВП. Знаете, что Президент страны поставил задачу: удвоить ВВП в период с 2003 по 2010 год. “Примавтодор” приращивает не 7,5% в год, а по 30-50!

– Я, извините, перебила беседу вопросом о поездке в Москву – вы заговорили перед этим о дорожных краевых программах?

 

– У нас в Приморье три целевые программы: “Дороги Приморья”, “Муниципальные дороги” и “Сокращение аварийности в местах концентрации ДТП”. Об их выполнении многое можно рассказать. Но в этом году Законодательное Собрание Приморского края приняло очень важное решение: чтобы программы автомобильных дорог работали в крае не отдельными своими разрозненными частями, а единым целым до 2010 года и не распылялись средства, выделяемые ежегодно на автомобильные дороги. На следующий год уже принято решение - ориентиры указаны и заложены в бюджет края на 2008 год. Губернатор Сергей Дарькин пообещал, что все программные цифры неукоснительно будут соблюдены. Это то, чего мы давно добивались и хотели: чтобы принятая программа не менялась, а реально работала на край и приносила пользу жителям Приморья.

– Из всех дорог, которые строились “Примавтодором” и составляют густую сеть, я хотела, чтобы вы прокомментировали ход строительства тех, что входят в систему транспортных коридоров Дальнего Востока. Недавно о них говорилось на Морской коллегии при Правительстве России в Находке.

 

– У нас в Приморье несколько транспортных коридоров, завязанных в единый узел: Раздольная - Хасан, Находка - Пограничный, Находка - Владивосток в обход Артема с выходом на федеральную трассу до Уссурийска и потом идущую к границе. Они все находятся сейчас в реконструкции. Дождалась своего часа проблематичная трасса Уссурийск - Пограничный, которая, правда, и раньше была одета в асфальтобетон, но она требовала современных параметров, поскольку была слишком узкой. А вот Раздольная – Хасан пока еще не вся в асфальтобетоне. Здесь осталось несколько участков, которые доделаем в 2007-м, а затем три участка в 2008 году закончим. Я полагаю, что через пару лет вся эта стратегически важная для Приморья трасса будет полностью сдана, и тогда улучшится связь с новыми морскими портами Зарубино и Посьет, с пограничным переходом на Китай. Стратегической я ее называю еще и потому, что она ведет к стыку границ трех государств – России, Китая и Северной Кореи, к той самой Туманганской зоне, о которой несколько лет назад велось немало политико-экономических дискуссий. К сожалению, эта точка на нашей карте пока остается проблематичной: конечно, гравийную дорогу здесь необходимо будет приводить в надлежащее состояние, которое предъявляет время. Но о том речи никто теперь не ведет.

На Морской коллегии в Находке очень много говорилось о чисто морских проблемах и объектах. А о конкретных автомобильных дорогах мало было сказано, и то в сослагательном наклонении, что само по себе вряд ли осуществимо. На все ведь требуются немалые средства, а государственный бюджет, чувствуется, на данный момент ими не располагает. А если и располагает, то они должны направляться на совершенно другие объекты.

Потому стрелки нашей беседы я хочу перевести на трассу Хабаровск – Владивосток, где планируется реконструировать новые участки, а три наших застаревших объекта на важнейшей дороге остаются как бы в зоне “замалчивания”. Хотя там денег-то не очень много требуется, но встают какие-то второстепенные причины - то нет документации, то надо провести экспертизу. На мой взгляд, Минтрансу надо решительно доказать необходимость быстрейшего решения - убрать эти “камни” с основной трассы между двумя краевыми территориями. С реконструкцией всех порученных объектов транспортных коридоров “Примавтодор” успешно справится и сможет довести трассу направлением на Хабаровск до логического конца, чтобы тысячи людей не задавали вопросы.

– Очевидно, эти же вопросы задаются людьми и вашего славного коллектива, которых, не ведая причины, каждый день незаслуженно бранят автомобилисты. Расскажите о них через нашу газету в преддверии профессионального праздника.

 

– Их главная заслуга в том, что они, наращивая с 2003 года объемы работ предприятия, настойчиво улучшают его экономические показатели. Если раньше оно было в убытках, потом вышло на нулевые показатели, то в прошлом году получено 131 млн. рублей прибыли. По предварительным итогам в 2007-м заработаем еще больше. Мне бы хотелось отметить прежде всего ветерана Анатолия Георгиевича Бацева, которому 67 лет, и половину из них он отдал “Примавтодору” и еще не собирается покидать руководящий пост Кавалеровского филиала. Посмотрите его дорожный участок – это просто показательная дорога во всех отношениях. Мало того, что свое хозяйство Анатолий Георгиевич ведет примерно, он взвалил на свои плечи программу соседнего - Ольгинского филиала. Следуя его примеру, блестяще справляется с дорожным делом директор Арсеньевского филиала Анатолий Иванович Шинкин, которому торжественно будем отмечать 60-летний юбилей. В северном – Пожарском районе Сергей Иванович Тесленко курирует горный Бикин, где выполнен громадный объем капитального ремонта 18-километровой дороги. Сложный и большой участок, очень экстремальный в зимнее время. Хорошо содержит гравийную дорогу Лазовский филиал, здесь успешно справляются с ремонтом мостов. В Золотой долине Партизанского района действует Сергей Климович Миронов - у него громадные объемы и важные объекты в Находке, Врангеле, Ливадии. У нас среди дорожников есть и женщина – директор Спасского филиала Галина Флоровна Черевко, которую за большой личный вклад в реализацию целевой программы “Дороги края” губернатор Сергей Дарькин наградил почетной грамотой, а руководство “Примавтодора” представило к присвоению Галине Флоровне звания “Почетный дорожник России”.

Трудно перечислить золотые кадры, легче назвать людей, случайно попавших в ряды дорожников. Наверное, оттого, что дорога рифмуется со словом тревога – тревога за судьбы людей, едущих по ней, за судьбу экономики края, которая тут же делает всплеск, как только коллектив проложит пути-дороги через горы и вековую тайгу Приморья. Вот почему, когда по итогам ежегодного Всероссийского конкурса “Лидер года. Россия-2006” открытому акционерному обществу “Примавтодор” вручался почетный диплом Международной академии управления за успешную деятельность и стабильность и компания получила “Золотой слиток” в номинации “Эффективно развивающееся предприятие”, я отнес заслуги на счет тысячного коллектива.

Валентина БРАТЧИКОВА.

Приморский край



← Назад в раздел