Совершенствование водного законодательства в России:

Прошедший год был отмечен рядом трагедий, причиной которых стала водная стихия. Обусловлено это не только изменением климата и естественными природными явлениями. В настоящее время в России в области управления водными ресурсами накопился ряд серьезных проблем. В частности, не полностью отвечает современным требованиям Водный кодекс, слабо прописано законодательное стимулирование к применению новейших технологий, имеется ряд внутренних противоречий в водном законодательстве, налицо раздробленность водной отрасли по ведомствам. В связи с этим необходимо гармонизировать внутреннее водное законодательство, выработать четкие и понятные правила для всех участников отрасли, создать условия для объединения функций управления и охраны водных ресурсов в рамках определенной структуры.

В 2013 году подкомитет по водным ресурсам участвовал в разработке и принятии законопроектов, направленных на совершенствование водного законодательства. Так, например, был принят очень важный закон «О внесении изменений в Водный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Как мы все наблюдаем в последнее время, водная стихия наносит значительный ущерб как хозяйственным объектам, так и имуществу граждан, нередки человеческие жертвы. А значит, необходимо более рационально использовать подтопляемые территории, своевременно проводить противопаводковые мероприятия, обеспечивать защиту водных объектов от загрязнения. Принятый законопроект позволяет это сделать.

Не теряет актуальности тема свободного доступа граждан к водным объектам. В связи с этим мы приняли поправки в Земельный кодекс РФ, обеспечивающие беспрепятственный доступ граждан к береговой полосе водных объектов. В настоящее время в соответствии с положениями Земельного кодекса, условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе включаются в договор аренды соответствующего земельного участка, расположенного у воды, в случае заключения такого договора только с пользователем водного объекта. Принятым законом указанное правило распространяется на все случаи заключения договора аренды такого земельного участка независимо от того, является арендатор водопользователем или нет. Принят закон об увеличении штрафных санкций за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

Сложная ситуация складывается в области очистки коммунальных сточных вод, на которые приходится больше половины всех сбросов: большинство очистных сооружений городской канализации были построены за счет государственных капитальных вложений в 70-х и 80-х годах прошлого века и к настоящему времени устарели морально и физически. На их доведение до европейского уровня требуется около 1 трлн. руб. Сейчас Правительство РФ выделяет на эти цели по программе «Чистая вода» (и это вместе с проблемами водоснабжения) 3 млрд. руб., а совокупные инвестиции собственных средств в развитие очистных сооружений, доступные сейчас водоканалам, не превышают 10 млрд. руб. в год.

Для эффективной охраны водных объектов необходимо принятие ряда законов прямого действия, которые должны вернуть государству активную роль в сфере охраны водных объектов и обеспечить выделение необходимых средств для коммунального сектора. Правительство должно обратить пристальное внимание на решение проблем коммунальных очистных сооружений прежде всего малых населенных пунктов. Необходима не только специальная программа, но и предоставление новых функций и полномочий структурам исполнительной власти.

Отдельный вопрос - совершенствование системы нормирования воздействия на водные объекты. На сегодняшний день загрязнение вод превратилось в глобальную проблему, в связи с чем повышается роль нормирования предельно допустимого воздействия на окружающую среду, гарантирующего экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда. Действующая система нормирования, основанная на предельно допустимых концентрациях, привела к тому, что практически все крупные предприятия превышают установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве компенсации за нанесенный ущерб окружающей среде.

Стоит сказать, что в конце прошлого года был внесен на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами, который также затрагивает сферу нормирования качества сточных вод. Однако данный законопроект выглядит достаточно неоднозначно и может нанести серьезный вред природе, если будет принят в таком виде. Наш комитет, будучи соисполнителем, указал на это авторам, предложив им исправить замечания до первого чтения.

Вода - это не только благо, но и опасность. Разрушительная сила воды колоссальна. Ряд трагедий, произошедших в нашей стране в недавнем прошлом, дали нам возможность не только понять, но и остро почувствовать важность обеспечения безопасности населения от воздействия водной стихии. Повышенную опасность, как показали печальные события в Крымске, Дербенте и на Дальнем Востоке, представляют гидротехнические сооружения. В России Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» был принят в 1997 году после аварий на Киселевской плотине в июне 1993 года (15 погибших, ущерб – 63,3 млрд. руб.) и Тирлянской плотине в августе 1994 года (22 погибших, ущерб – 40 млрд. руб.). В связи с этим был разработан и принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений».

На сегодняшний день в России отсутствует единая система управления водным хозяйством, которое, в силу его многогранности и масштабности, не умещается в круг интересов ни одного из действующих министерств. Оно раздроблено и управляется несколькими министерствами и ведомствами. При этом их количество чрезвычайно велико – Минрегион, министерство ЖКХ и строительства, Минэкономразвития, Минприроды, Минсельхоз, Минздрав, Минпром, Роснедра и др. Раздробление единой водной отрасли на ряд сегментов самым отрицательным образом повлияло на ее состояние. Отрасль лишилась основы для своего развития – наличия единого комплекса управления. В 1990-х - начале 2000-х годов были ликвидированы ведущие отраслевые научно-исследовательские и проектные институты. Страна фактически потеряла профессиональную инженерную школу. В результате передовая на рубеже 70-80-х годов по мировым меркам отрасль деградирует.

В рамках деятельности подкомитета по водным ресурсам работает экспертный совет, который занимается проблемами водной отрасли, готовит предложения по реформированию водного законодательства. В совет входят ученые, юристы, представители общественных организаций и профильных коммерческих структур. Могу без оговорок сказать, что это ведущие эксперты в своей области. К сожалению, в подавляющем большинстве это люди пенсионного возраста. Подготовка специалистов-водников у нас сейчас сильно отстает, поэтому таких людей мы должны беречь и прислушиваться к их мнению. Хочу отметить, что наш экспертный совет - это не закрытый клуб, а открытая площадка для обсуждения любых конструктивных предложений в законодательной сфере. Например, сейчас по предложению одного из регионов мы готовим совещание по проблеме подземных вод.

Сегодня данная сфера является предметом регулирования одновременно нескольких отраслей законодательства - о недрах, водного, природоохранного, санитарно-гигиенического. Но, например, само понятие «подземные воды» ни в одной из перечисленных отраслей не конкретизировано.

В настоящее время на рассмотрении Комитета по природопользованию, природным ресурсам и экологии Государственной Думы находится законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и в статью 55 Водного кодекса РФ», принятый в первом чтении. Целью данного законопроекта является повышение эффективности управления в области использования и охраны подземных вод. Законопроектом предусматривается упростить порядок предоставления права пользования недрами для добычи подземных вод одиночными скважинами, а также наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению правил охраны поверхностных водных объектов и подземных водных объектов.

По оценкам ведущих российских ученых, в ближайшей перспективе вода станет ресурсом, имеющим максимальный приоритет, ресурсом, способным даже провоцировать внешнеполитические конфликты. Подобный прогноз предполагает целенаправленные, многоплановые действия по обеспечению национальных интересов России в этой сфере. При этом важно не идти вслед за событиями, а работать на опережение. В противном случае потери будут слишком велики и порой необратимы.

Выдержки из выступления Георгия Карлова, председателя подкомитета по водным ресурсам Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы на V Международном форуме «Экология» (Санкт-Петербург, 2014 год).



← Назад в раздел