Историческая миссия

– Валентин Константинович, накануне профессионального праздника у вас есть возможность поздравить огромную армию дорожных строителей и рассказать о трудовых успехах межрегиональной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном регионе федерального дорожного агентства.

 

– Однажды один из руководителей правительства страны сказал: автодороги - локомотив, который вытащит экономику России. Он был прав. Без них жизнь в регионах замирает. Мы гордимся, что способствуем социально-экономическому развитию Дальневосточного региона. Для нас нет лучшего подарка, чем возможность трудиться на благо страны. Транспортная составляющая в экономике Дальнего Востока достигает 60 процентов. Интенсивность движения по дорогам выросла в среднем до 3000 автомашин в сутки, а через пару лет превысит пятитысячный рубеж. Развивается бизнес и международное сотрудничество. Мы помним, что одно рабочее место в строительстве дает девять рабочих мест в смежных отраслях, еще 30 мест в социальной сфере. Потому, где бы ни строились дороги, появляются новые города и поселки. С утверждением программы развития Дальнего Востока и Забайкалья коллектив ФГУ ДСД “Дальний Восток” получил заказ на строительство и реконструкцию новых объектов и задание завершить стройку века - федеральную трассу “Амур”. Хотелось бы пожелать всем дорожным строителям осуществить намеченные планы и поздравить их с наступающим праздником.

– Коллективы дорожников трудятся в экстремальных условиях, создают базу строительной индустрии и осваивают передовые технологии. Как вам удается достичь высокого качества работ и обеспечить безопасность движения на дорогах региона?

 

– Структура организации сложная, что касается межрегиональной дирекции, то в ее составе всего 136 человек. Во многом успех зависит от деятельности подрядчиков и смежников, которые перерабатывают до 18 миллионов тонн грунтовых пород в год. Благодаря успехам надежных партнеров удается выполнять объемы на сумму в 8,5 миллиарда рублей в год. На федеральных трассах “Амур”, “Колыма”, “Лена”, “Восток” и других трудятся тысячи дорожных строителей, выполняя целевую программу “Модернизация транспортной системы России до 2010 года”. Общий объем капитальных вложений в строительство, реконструкцию дорог и искусственных сооружений на 2007 - 2009 годы составляет более 51 миллиарда рублей с вводом в эксплуатацию почти 600 километров дорожного полотна. ФГУ ДСД “Дальний Восток” разработало свой проект программы со сроками реализации до 2015 года и объемом вложений более 100 миллиардов рублей с вводом в эксплуатацию 1530 километров дорог. Фактически из общего объема капитальных вложений по программе развития Дальнего Востока и Забайкалья в 420 миллиардов рублей треть суммы необходимо будет осваивать дорожным строителям. Отдельное направление программы - обеспечение безопасности на дорогах. Так, программой предусмотрено искусственное освещение на участках трассы Чита - Хабаровск, значительные средства выделены на барьерные ограждения опасных зон и экологические мероприятия. Коллективы дорожников “обросли” за последнее время самой современной техникой.

– Исходя из задач развития дорожного комплекса, какие организационные и законотворческие проблемы возникают в процессе реализации программ?

 

– В связи с принятием на федеральном уровне трехлетнего бюджета мы должны провести торги по определению на конкурсной основе подрядчиков. Получить объемы на несколько лет вперед - их заветная мечта. До окончания строительства важно иметь твердую цену подрядных работ, чтобы рассчитать стоимость по годам, но, к сожалению, сразу не получили ни методики расчетов, ни коэффициента дефлятора. Закон принят в апреле, а необходимая документация поступила в сентябре. Из программы 2007 год фактически вычеркнут, а по плану уже к концу 2009 года нам необходимо сдать федеральную трассу Чита - Хабаровск в асфальте. Очевидно, что это сделать теперь будет сложно. Не проведены торги по 15 основным важным объектам, не определен подрядчик, не выполнены подготовительные работы по созданию битумной базы и тупиков по приемке щебня. До конца года мы сможем сдать в асфальте около 100 километров полотна, но в последующие два года придется укладывать более чем по 600 километров. Это реально, однако впереди зимний сезон, а активные работы в 2008 году начнутся не раньше мая. Немало проблем и законотворческого характера. Так, до сих пор отсутствует схема территориального развития, без которой невозможно выполнить землеотводы и получить своевременное финансирование. На создание самой схемы требуется 250 миллионов рублей и значительное время. Можно начать работу под кредиты банков, но это снизит общий финансовый результат. Ведь мало разработать закон, его надо увязать с существующей законодательной базой, в противном случае эффективность труда дорожных строителей будет невысокой. Нельзя забывать, что одно дело – новое строительство, другое – ремонт имеющейся сети, где проблем еще больше.

– Из всех объектов строительства трасса Чита - Хабаровск имеет приоритетное значение. Какими темпами ведутся работы на федеральной дороге “Амур”?

 

– Трасса имеет стратегическое, оборонное и социально-экономическое значение. Это один из долгостроев советского времени. Строительство начато еще в 1966 году. Длина трассы 2165 километров из общей протяженности федеральных дорог Дальневосточного региона 7427 километров. Из-за недостатка финансирования до 1994 года темпы строительства были низкими, а иногда речь велась о закрытии проекта, но в 2000 году по решению Президента РФ ресурсы сконцентрированы. Министерству транспорта поручено обеспечить ввод в эксплуатацию федеральной трассы к 2010 году. Сейчас из 2165 километров дороги 693 в щебеночном покрытии, а 550 в асфальтобетоне. В 2004 году состоялось открытие сквозного проезда из Читы в Хабаровск, но с использованием территориальной сети дорог. Наступает долгожданный и исторический момент – в ноябре 2007 года мы готовимся заложить в трассу последний кубометр бетона, исключить сеть территориальных дорог и открыть прямой проезд из Москвы во Владивосток. Правда, кроме укладки асфальта в ближайшие два года потребуется вести большой объем ремонтных работ, ведь с 80-х годов накопилось 350 километров полотна, требующего огромных объемов капитальных вложений. Кстати, в процессе работы нам удалось сократить длину трассы “Амур” на 40 километров, а, учитывая, что стоимость одного километра дорог на Дальнем Востоке может достигать 80 миллионов рублей, экономия пойдет нам в плюс. К 2010 году вся трасса “Амур” покроется асфальтом, и тогда можно будет с уверенностью сказать – дорожные строители выполнили возложенную на них историческую миссию.

– Отталкиваясь от стройки века, связывающей Дальний Восток с центром России, хотелось бы взглянуть в разрезе существующих программ на проблемы строительства и других трасс, соединяющих дальневосточные регионы.

 

– Приоритетами дорожного строительства округа по подпрограмме “Автомобильные дороги” ФЦП “Модернизация транспортной системы” являются: реконструкция федеральной трассы “Уссури” от Хабаровска до Владивостока, ввод к 2010 году в эксплуатацию дороги Хабаровск – Лидога – Ванино, ликвидация грунтовых разрывов на дороге “Колыма” от Якутска до Магадана. Также реконструкция федеральной трассы “Лена” - это выход Республики Саха (Якутия) на маршруты Транссиба. Предполагается возобновление строительства дороги “Восток” от Хабаровска до Находки с ответвлением в 240 километров до Лучегорска в Приморье. Президентом РФ обозначена необходимость развития транспортного коридора Томмот – Якутск, связанного со строительством железной дороги. В планах – подъезд к Китаю от населенного пункта Джалинда от автодороги “Лена” – 73 километра, от Южно-Сахалинска до Холмска – 81 километр и до Корсакова – 31 километр. Подъезды к аэропортам в Петропавловске-Камчатском, Анадыре, Палане. По уровню развития сети дорог с твердым покрытием ДФО отстает от средних показателей по России. По стране средний показатель – 31,7 километра на 1000 квадратных километров, на Дальнем Востоке – 5,3 километра. Наша цель – сокращать этот разрыв.

– Какая задача стоит перед дорожниками в плане подготовки к саммиту 2012 года во Владивостоке?

 

– Первоочередная задача – ликвидация незавершенного строительства и реконструкция федеральной трассы “Уссури”. Программой на 2007 – 2009 годы предусмотрена реконструкция на участках протяженностью 58 километров. Это строительство участка 639 – 664 километр на обходе Уссурийска, начало работ на участках от 672 до 687 километра, а так же от 733 до 750 километра. Из общей протяженности дороги “Уссури” в 756 километров 453 требуют реконструкции и 141 километр – перестройки по новому направлению. Объем незавершенного строительства составляет 112 километров. Капитальные вложения на 2007 – 2009 годы составляют 8,3 миллиарда рублей, а значит, около 10 процентов средств, отпущенных на подготовку к саммиту 2012 года, подлежат освоению дорожными строителями. К предстоящему событию предстоит ввести в эксплуатацию почти 110 километров дорог.

– Как вы относитесь к политике взаимодействия инвестиций государства и частного капитала?

 

– Удачные примеры такого взаимодействия можно привести на строительстве трассы “Колыма”. Частные инвестиции там растут, потому что бизнес интересуют подъезды к месторождениям полезных ископаемых. Так, на одном из участков в 100 километров согласованы крупные вложения бизнес-структур. Речь о сотнях миллионов рублей, и, скорее всего, такой пример будет не единичным.

– Долгожданный проект Федерального закона “Об автомобильной деятельности в РФ” принят в Госдуме России во втором чтении. Что строители ждут от внедрения его в жизнь и станет ли он катализатором выполнения дорожных программ?

 

– Закон позволит конкретизировать программы дорожного строительства, разобраться с территориальной принадлежностью дорожной сети. С принятием закона станет легче корректировать объемы финансирования из федерального бюджета и увязывать между собой нормативные акты, что позволит ускорить строительство и реконструкцию дорог на востоке России. В целом в совокупности с программой развития Дальнего Востока и Забайкалья закон действительно станет катализатором наших будущих трудовых побед.

Андрей СМИРНОВ.г. Хабаровск



← Назад в раздел