Нефтяной прыжок в перспективное будущее

- Владимир Петрович, в 2013 году началась реализация проекта по освоению Примагаданского шельфа. Насколько продвинулись работы за год? Что сделано? Каковы ближайшие планы?

- Действительно, в полевой сезон прошлого года на лицензионных участках «Магадан - 1 и 2» прошли экологические и рыбохозяйственные исследования. А поскольку наша территория относится к сейсмически активным зонам Земли, параллельно проводились магнито- и гравиметрические съемки. Геофизическим изучением шельфа занималось ОАО «Дальморнефтегеофизика» - компания, которую сегодня считают одним из лидеров российской морской сейсморазведки.

Летом 2014г. дочернее предприятие ОАО«НК «Роснефть» - ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток» продолжит сейсмо- и электроразведочные работы 3Д, инженерно-геологические изыскания на участках «Магадан – 1,2 и 3».

 - Столь грандиозные проекты осуществлять непросто. С какими сложностями приходилось, а может, и по-прежнему приходится сталкиваться во время работы?

- Вы правы, все гладко в жизни не бывает. И мы долго шли даже не к добыче углеводородов на шельфе Охотского моря, в первую очередь – к изучению Примагаданской зоны. В 2011 году ОАО «НК «Роснефть» получила лицензии на три участка «Магадан 1», «Магадан – 2» и «Магадан – 3». Привлекли к работе два научно-исследовательских судна, задействовали суда сопровождения для обеспечения безопасности. Но потребовалось время, чтобы провести требующиеся по протоколу общественные слушания, организовать необходимые согласования. И сегодня проект все еще находится на самой ранней стадии разработки.

По прогнозу независимого аудитора «ДеГольер и МакНоттон», суммарные ресурсы магаданских участков составляют 1 млрд. 414 млн. 477 тыс. т нефти и конденсата; и 1 триллион 757,619 млрд. м3 газа. Однако пока мы даже не подошли к подтверждению коммерческих перспектив.

 - Тем не менее, в СМИ постоянно обсуждается не только тема добычи нефти и газа на Примагаданском шельфе, но и ваше желание заниматься переработкой углеводородов. Слухи это? Реальная идея?

- Наше стремление превратить Крайний Северо-Восток России в интенсивно развивающийся перспективный регион, каким он по сути и является. Мы действительно изучаем сегодня возможности переработки углеводородов в Магадане. Ищем партнеров, инвесторов, изучаем спрос… Связываем перспективы территории с развитием инновационных производств, однако в облаках не витаем. Вполне реально оцениваем ситуацию, понимаем: прежде, чем приступить к воплощению подобной идеи, необходимо совершенствовать транспортно-энергетическую инфраструктуру региона, модернизировать промышленность, решить множество социальных проблем. Словом, произвести существенные преобразования во всех сферах жизнедеятельности. Если хотите, даже изменить собственное сознание.

 - Вы о неприятии разработки шельфа и экологически опасных производств «зелеными»? Кстати, что касается экологического аспекта: не будет ли в погоне за экономической выгодой нарушен экологический баланс?

- Такие опасения звучат. Они есть. Но мы, как никто, заинтересованы в сохранении уникальной и хрупкой природы Севера, ее первозданности. Поверьте, для северян это не красивые слова, Север – наш дом. Несмотря на то, что ОАО «НК «Роснефть» выполняет полевые работы в Охотском море с соблюдением всех требований природоохранного законодательства России, лицензионных условий и общепринятых мировых стандартов, обеспечен экологический контроль, внимательно следит за сейсморазведкой общественность. По нескольку дней продолжаются публичные слушания. Жителей региона интересуют меры по предотвращению вреда окружающей среде. Специалисты уделяют внимание охране морских млекопитающих. Биологи организовали постоянный мониторинг морзверя.

Предваряя любой комплекс геологоразведочных работ, детально оценивается их воздействие на природу.

 - Владимир Петрович, чуть подробнее о механизме контроля, пожалуйста.

-  Во-первых, предусмотрены определенные процедуры для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Сначала проектная документация обсуждается общественностью. Потом проходит ее согласование в регионе и на федеральном уровне, работают государственные эксперты.

Во-вторых, организуются природоохранные мероприятия. Прошлым летом-осенью на лицензионных участках обследовались подводные устья пробуренных в 80-е годы скважин «Хмитевская-2» и «Магаданская-1, 2». Контролировалось их состояние. Кстати, я выходил в море на одном из исследовательских судов, был непосредственным участником работ. Обследование не выявило каких-либо изменений.

В-третьих, «Магадан-НИРО» работает в тесном контакте с дочерней компанией «Роснефти» - ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток». И негативного воздействия геофизических исследований на окружающую среду не выявило. Магаданские ученые будут принимать активное участие в проводимых мониторингах экологического состояния лицензионных участков и побережья.

- Скажется ли на ваших планах по освоению шельфа признание комиссией ООН в марте 2014-го права России на все Охотское море? Увеличивает ли данное решение нефтегазовый потенциал Магаданской области?

- Давайте по порядку. Программа освоения континентального шельфа любого моря, и Охотского в том числе, - прерогатива Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Распоряжение участками недр федерального значения - в компетенции Правительства России. А мы сегодня связываем повышение нефтегазового потенциала Магаданской области с лицензированием участка «Магадан-4» и продолжением работ на остальных.

 - Допускает ли проект разведки и добычи углеводородов на шельфе Охотского моря сотрудничество с иностранными компаниями?

- Безусловно. В геологическом изучении участка «Магадан-1» партнером «Роснефти» выступает норвежская компания Statoil ASA. Соглашение о сотрудничестве на участках «Магадан – 2 и 3» подписано с японской компанией INPEX. Взаимодействие с ведущими мировыми нефтегазовыми компаниями в освоении шельфа Охотского моря знаменует для нас переход на новый уровень деловых отношений. Готовность зарубежных партнеров осваивать российские месторождения говорит как об открытости нашего рынка, так и о благоприятных условиях для инвесторов

 - Иностранным партнерам принадлежит треть доли в совместных проектах. В чем, на Ваш взгляд, причины интереса иностранцев к российским проектам?

- Японская компания INPEX, которая финансирует геологические работы, чрезвычайно заинтересована в успешности проекта на Примагаданском шельфе. Страна Восходящего солнца стремится к диверсификации источников энергии. У нефти и газа Охотского моря явные преимущества: минимальное транспортное плечо, в сравнении с ближневосточными сырьевыми ресурсами. А норвежцам ценен опыт промышленного освоения северных территорий. Соглашение с «Роснефтью» предусматривает сотрудничество не только в Охотском море, но и в Северном, Баренцевом морях, причем на участках норвежской части. Можно говорить о беспрецедентной степени доверия партнеров. Согласитесь, это дорого стоит. И все мы заинтересованы в глобальной энергетической безопасности.

- Владимир Петрович, какова роль освоения месторождений нефти и газа на шельфе Охотского моря в долгосрочной перспективе Магаданской области? Место нефтедобычи в социально-экономическом развитии региона?

- Развитие нефтегазовой отрасли я бы назвал локомотивом роста и развития Крайнего Северо-Востока. Правда, пока идет поиск углеводородов, т.е., затратная стадия проекта для компании-недропользователя, трудно приводить конкретные примеры. Но давайте обратимся к Сахалинскому опыту. Сегодня более 70% доходов областного бюджета формируются за счет поступлений от реализации нефтегазовых проектов. За 15 лет остров стал центром нефтегазовой индустрии международного масштаба, где представлены самые крупные нефтегазовые компании: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром», «Эксон Мобил», группа японских компаний «Содеко», британско-нидерландская Royal Dutch Shell, китайская «Синопек», индийская «ОНГК Видеш»... В регион пришли авторитетные сервисные компании, известный во всем мире поставщики оборудования, крупные строительные компании, финансовые организации. Плюс ко всему сработал эффект мультипликации: одно рабочее место в нефтегазовой отрасли создало 10-15 мест в смежных отраслях - строительстве, сервисе, обслуживании, транспорте.

Что уже сегодня имеем мы? С июня 2013 года в рамках благотворительности ОАО «НК «Роснефть»» перечислила немалые суммы для муниципальных и общественных организаций. Поддержку получили детский сад «Золотой ключик», детско-юношеская спортивная школа, общественная организация коренных малочисленных народов Севера. Высоко ценю социально ответственный бизнес, который с первых шагов вносит вклад в развитие региона, улучшение качества и условий жизни северян.

А в будущем мы выходим на мировой энергетический рынок. Колыма становится территорией устойчивого развития, привлекательной для инвесторов, открытой для инноваций и комфортной жизни. Сформировав систему управления рисками, Магаданская область успешно интегрируется в макроэкономику.

Магаданская область.



← Назад в раздел