И никаких воздушных замков!

Александр ЗРАЖЕВСКИЙ родился в ГДР, где служил его отец, советский офицер.

- Потом, - рассказывает Александр Валерьевич, - мы переехали в Орджоникидзе (теперь этот город называется Владикавказ). Там я учился до 1991 года, окончил школу, затем общевойсковое командное училище. Прошел путь от командира взвода до командира пулеметно-артиллерийского полка под Партизанском. С 2007 года был военным комиссаром Партизанска. Затем реформы, которые в то время проводились в армии, коснулись и системы военных комиссариатов. Должность сделали гражданской. Это была и не военная, и не госслужба, даже непонятно, что… Мне не видны были перспективы, а главное – я не видел результатов работы. В итоге ушел. Тут как раз были объявлены выборы главы Новицкого сельского поселения. У меня сложились хорошие отношения с главой района Констанином Щербаковым, я посоветовался с ним и принял решение баллотироваться. Эта кампания и работа в должности главы сельского поселения (а избран я был в 2010 году) дали мне огромный опыт и большой задел на будущее. Для сельчан, конечно, я в каком-то смысле был чужак, поскольку жил не в селе, а в городе… Но мне и моим сотрудникам – а я сохранил практически всю команду, работавшую ранее, - удалось построить нашу деятельность так, чтобы завоевать не просто доверие сельчан (доверяли они мне, когда голосовали), а их веру, их уверенность в том, что мы работаем на совесть и честно, на благо сельского поселения.

Работа была непростой, но в итоге мы заняли первое место в конкурсе муниципальных комитетов сельских поселений, который проходил в крае, получили денежную премию, на которую сделали в селе детскую площадку, а также диплом от Законодательного собрания Приморского края. Участвовали мы и в конкурсе на лучший благоустроенный сельский пункт – и тоже победили. Это случилось потому, что все три года работы мы очень серьезно относились к вопросам благоустройства, старались заинтересовать жителей села, чтобы и они по мере сил участвовали в наведении порядка, в создании комфорта… Даже конкурс объявляли: лучшая придомовая территория частного сектора, многоквартирного дома, предприятия. И люди, которые приложили усилия, проявили фантазию и творчество, ярко и интересно оформили те же детские площадки, получили поощрение за свои труды. Планомерно асфальтировали дороги, 8,5 километра улиц осветили. И сельчане стали замечать, что жизнь меняется к лучшему.

Конечно, это случилось не сразу, постепенно, ведь на все нужно время. Народ готов ждать, но только в том случае, если его надежды будут оправдываться.

- Из чего складывается бюджет сельского поселения?

- Из доходов физических лиц, работающих на территории, налога на землю и налога на имущество, сдачи в аренду муниципального имущества… Кстати, за время работы в Новицком у нас и бюджет стал лучше наполняться: в 2010 году около 9 миллионов, в 2013-м – 21 миллион.

Бюджет мы использовали аккуратно и целенаправленно. Отремонтировали большой зал в доме культуры, который не функционировал десятка полтора лет… У людей появилось место, где можно собраться, приобщиться к культуре. Мы провели новогодний праздник, купили красивую ель, детские праздники проводили…

- Обычно главы поселений жалуются на малый бюджет…

- Денег много, как говорится, не бывает. Но надо уметь рационально их использовать – как в семье, когда зарплату рассчитываешь на все, по-хозяйски, радея за каждый рубль. Бюджетные деньги – это не с неба упавшие, а наши, заработанные живущими здесь людьми, распоряжаться ими надо с умом, и тогда все получится. Пришлось вникать во все тонкости, но моя позиция: глава должен знать, куда идут деньги. Это один из главных моих принципов и в каком-то смысле – секрет успеха.

- Вы пошли на выборы главы такого не самого успешного и процветающего города, как Партизанск… Не страшно было взвалить такой воз? Вам же достался город с массой проблем… Наверное, есть некие мысли о том, как все это решить, изменить в лучшую сторону?

- Безусловно, когда выдвигался на выборы, сомнения были. На предвыборных встречах избиратели часто спрашивали: вы осознаете, на какую должность идете?

Но у десантников есть такая присказка: кто, кроме нас?

Думать, что трудностей нигде нет, или что придет некто, но не ты, и все исправит по волшебству… Ну, это наивно и слишком потребительски. У любой территории есть свои проблемы. Конечно, после сокращения шахт – градообразующих предприятий – Партизанску пришлось сложно. Но люди здесь живут, город живет, и значит – надо работать, создавать благоприятные условия, такие, чтобы человек мог гордиться своей малой родиной.

Что касается мыслей о том, как все улучшить… Конечно, это теоретические пока выкладки, сейчас – исходя из реальных условий – мы готовим план социально-экономического развития. На днях встречался с губернатором Владимиром Миклушевским, он сориентировал меня на тесные контакты с департаментом экономического развития, чтобы наш план вписался в планы края, чтобы нам не строить воздушные замки. Надо реально смотреть на вещи. В городе есть потенциал. Есть ГРЭС – большое предприятие, есть железнодорожный узел, есть дороги, рядом идут хорошие стройки – тот же нефтеперерабатывающий завод, мы можем постараться влиться в это строительство и получить выгоды… Есть у нас завод «Ураган» и есть компании, в том числе японские, заинтересованные в его развитии и использовании. Это потенциальные инвесторы, и мы будем искать с ними точки соприкосновения, чтобы им было комфортно здесь работать.

Конечно, надо заниматься благоустройством города. Совсем рядом у нас Находка, жители сравнивают состояние городов… И пока не в нашу пользу. Пока у нас мало мест для публичного отдыха, для массовых мероприятий. Но эта проблема решаема, думаю, у нас найдутся деловые люди, заинтересованные в создании таких мест. Недавно была у меня встреча с депутатами, у них тоже есть и идеи, и интересные предложения – и не из разряда воздушных замков.

- Как известно, сейчас в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этому закону уже десять лет. Как вы относитесь к планируемым нововведениям?

- Закон работает, но не было концепции дальнейшего развития местного самоуправления, хотя этот вопрос постоянно поднимался. Нам нужно двигаться дальше. Президент Путин говорит о том, что нужно приблизить власть к народу. Думаю, это не очень актуально для малых городов, скорее важно для больших, где попасть на прием к мэру весьма затруднительно. Мы, конечно, не такой уж маленький город, но у нас есть прилегающие сельские территории, которые требуют внимания. Там есть начальники сельских отделов, которые как бы представляют главу города на местах. На днях я проводил встречу с населением – прием граждан. Записалось 21, но принял я около 30 человек. Вопросы задавали разные, многоплановые, требующие не столько затрат, сколько внимания. И мы сегодня разрабатываем тактику и стратегию в этом отношении. Мы подготовили постановлением главы о наказе избирателей, есть план работы. Все это, конечно, пока в стадии становления. Нам нужно решать как глобальные проблемы – к примеру, переселения из ветхого жилья, так и мелкие, которые тоже очень волнуют жителей.

Что касается других обсуждаемых изменений в законе, я считаю, что система в целом жизнеспособная, хотя и требующая развития.

Мне как бывшему главе сельского поселения и как главе небольшого города кажутся, к примеру, важными такие предложения, как передача части полномочий на районный уровень. Вот у главы поселения, например, есть полномочия в области МЧС, решения чрезвычайных ситуаций, но сил и средств на это нет. Приходится идти с протянутой рукой. Делегирование полномочий на районный уровень было бы правильным. В общем, будем следить за тем, какие будут внесены изменения и выполнять затем принятые решения.

Конечно, надо прислушиваться к пожеланиям тех, кто работает непосредственно с населением, тех, кто прошел горнило власти, как говорит Владимир Путин, то есть к нашим пожеланиям. Мы – практики, нам виднее.

Люди сегодня очень серьезно следят за работой власти, за тем, как тратится бюджет. И депутаты, и население отслеживают исполнение, куда идут деньги, на что. Это очень правильно. Думаю, что надо и отчитываться перед людьми в доступной форме, не как по Бюджетному кодексу, а так, чтобы всем было понятно, куда пошел этот миллион, а куда этот. Понятным языком и простыми словами. Так стараюсь и делать, стараюсь быть понятным и близким к тем, кто доверил мне власть.

- Во многих городах есть глава и есть сити-менеджер. Как вы к этому относитесь?

- На себе лично я этого не испытал, из опыта, о котором читал и слышал, скажу, что получается не очень хорошо. Глава избран народом, а сити-менеджер отчитывается только перед администрацией. И нужно очень тщательно подбирать таких людей. Не торопиться с нововведениями. Однажды на митинге мне крикнули из толпы: «Нахапаете и уедете!». Так вот я работаю в том числе для того, чтобы доказать: оправдаю доверие людей! Будет ли тем же руководствоваться сити-менеджер – это вопрос…

Я считаю, что работать нужно честно. И все. А для этого нужно быть честным человеком. На самом деле это просто…

КСТАТИ. 14 апреля Комитет Государственной Думы провел слушания по вопросам совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации. В обсуждении приняли участие депутаты Госдумы, представители профильного министерства и ведомств, а также главы и руководители региональных и муниципальных органов власти, мэры городов - миллионников, представители научного и экспертного сообщества, СМИ.

В течение последних лет государством принимаются активные меры по совершенствованию местного самоуправления в нашей стране, начиная с принятой 20 лет назад Конституции и до принятого 10 лет назад закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который председатель Комитета назвал «первым наиболее крупным национальным проектом, начатым Президентом России В.В.Путиным».

Несмотря на масштаб проделанной работы, сообщает пресс-служба Госудмы, процесс совершенствования системы местного самоуправления в стране нельзя считать завершенным. Поэтому был разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором уточняется целый ряд общих принципов организации местного самоуправления.

Нормами законопроекта предлагается двухуровневую модель организации местного самоуправления распространить на крупные городские округа. Преобразование городских округов в городские округа с внутригородским делением будет осуществляться законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Глава муниципального района будет избираться представительным органом данного муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации – назначаться на должность по контракту. В сельских поселениях предлагается сохранить возможность избрания глав муниципальных образований на выборах. Кроме того, в законопроекте уточняется перечень вопросов местного значения поселений, причем определяется раздельно для сельских и городских поселений.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ,

г. Партизанск



← Назад в раздел