«Нас ждет сложная и интересная работа»

– Олег Валентинович, подводя итоги года, какие события вы бы отметили особо?

 

– Событий, существенно изменяющих условия работы Федерального дорожного агентства, в последнее время действительно много по всем направлениям. Они определены на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, состоявшемся год назад в Ярославле. По итогам заседания Президентом РФ были даны поручения, включающие в себя четыре пункта, которые касались практически всех сторон деятельности дорожного хозяйства. В соответствии с поручениями Президента России было необходимо:

• Обеспечить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта Федерального закона “Об автомобильных дорогах в Российской Федерации”.

• Утвердить нормативы денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения и план мероприятий по переходу начиная с 2008 года к финансированию автомобильных дорог федерального значения по утвержденным нормативам.

• Разработать и утвердить перечень работ и услуг со сроком производства от 3 до 12 лет, включив в него такой вид работ, как содержание, ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог.

• Обеспечить корректировку положений о Министерстве транспорта и Федеральном дорожном агентстве в части расширения их полномочий, обязанностей и функций, направленных на обеспечение качества оказания государственных услуг в сфере дорожного хозяйства всех уровней.

Сегодня эти поручения выполнены.

Рассмотрен и принят Государственной Думой во втором чтении проект Федерального закона “Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Правительством принято постановление от 23 августа 2007 г. № 539 “О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета”.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым введено трехлетнее бюджетное планирование. Эти изменения установили возможность и условия заключения государственных контрактов на весь срок строительства крупных объектов.

Расширены полномочия Федерального дорожного агентства в части функций по выкупу и резервированию земель для строительства объектов.

Наиболее важным результатом этой работы является принятие Государственной Думой во втором чтении проекта Федерального закона “Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Следующий этап его рассмотрения - третье чтение в Государственной Думе 18 октября и затем представление в Совет Федерации и Президенту. За период прохождения в Государственной Думе этот законопроект стал документом, охватывающим все стороны деятельности дорожного хозяйства, он содержит много важных новаций, которые должны вывести автомобильные дороги страны на современный уровень как по качеству, так и по уровню обслуживания пользователей.

– Какие изменения ожидают дорожное хозяйство в связи с утверждением нормативов затрат на содержание дорог?

 

– Прежде всего напомню, что постановление о нормативах предусматривает, что объем финансирования содержания и ремонта федеральных автомобильных дорог в 2011 году достигнет величин, предусмотренных нормативами. В соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов” предусмотрено, что на 2008 год будет выделено только около 50 % от объема финансирования, соответствующего нормативам, в 2009 году - 61 %.

Это означает, что в предстоящие три года необходимо сосредоточить внимание на том, как наиболее эффективно использовать выделенные средства. Нужно учитывать, что в соответствии с действующей сейчас редакцией Градостроительного кодекса значительная часть работ, которую мы привыкли выполнять при капитальном ремонте, отнесена к реконструкции. Проект нового Федерального закона “Об автомобильных дорогах…” предусматривает более четкий состав работ, входящих в понятие капитального ремонта. Он учитывает особенности автомобильных дорог. Для нас это означает, что следует изменить подходы к планированию дорожных работ, тесно увязывать программы работ по реконструкции дорог и капитальному ремонту.

Принятие Правительством Российской Федерации нормативов денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог означает для дорожников не только гарантированный уровень финансирования, но и резкое повышение ответственности за результат работы. Нельзя будет, как раньше, оправдать низкое качество дорог недостатком денег. Дорожникам понятно, что долгое недофинансирование эксплуатационных работ привело к огромному отставанию с ремонтом, к деградации многих дорог до уровня, когда уже без коренной реконструкции дела не поправить. Однако надо отдавать себе отчет в том, что с нас уже завтра будут требовать результатов по улучшению состояния дорог, а с 2012 года – выхода на стопроцентное соответствие нормативным требованиям.

Важнейшим условием для достижения на всей сети автомобильных дорог результатов перехода на финансирование дорожно-эксплуатационных работ по утвержденным нормативам затрат является поручение Президента Российской Федерации, отраженное в постановлении Правительства, рекомендовать субъектам Российской Федерации применять нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения на региональном уровне. Утвержденные Правительством нормативы денежных затрат представляют хорошую базу для обоснования необходимости увеличения объемов финансирования содержания и ремонта региональных дорог. Однако органам управления дорожным хозяйством, руководителям регионов, депутатам необходимо вести активную работу с законодательными собраниями по учету в бюджетах субъектов, в региональном законодательстве соответствующих положений.

– То есть денег на дороги будет выделяться больше. Известно ли, о каких конкретно суммах идет речь?

 

– В целом в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов” объем финансирования дорожного хозяйства будет существенно увеличен. Так, объем расходов на реализацию подпрограммы “Автомобильные дороги” в 2009 году составит 223,5 млрд. рублей при 160,5 млрд. рублей в текущем году и 111,3 млрд. рублей - в 2005 году.

Одновременно изменилась и структура направлений поступления средств на дорожное хозяйство из федерального бюджета. Если в 2005 году 94 % средств выделялось в рамках подпрограммы “Автомобильные дороги”, то в текущем году эта доля составляет только 72 %. Еще 28 % средств поступает в рамках выделяемых по Посланию Президента Российской Федерации субсидий на строительство, реконструкцию и модернизацию территориальных и местных дорог, а также на развитие улично-дорожной сети городов, по федеральным целевым программам развития Дальнего Востока и Забайкалья, Калининградской области, Курильских островов Сахалинской области, восстановления экономики Чеченской республики, “Повышение безопасности дорожного движения”, “ГЛОНАСС”, по непрограммной части ФАИП.

В последующий период эта доля федеральных средств, выделяемых дополнительно к подпрограмме “Автомобильные дороги”, может еще вырасти. Так, в настоящее время в завершающей стадии утверждения находится новая версия ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом ее продления до 2014 года. В соответствии с проектом этой программы на автомобильные дороги предполагается выделить в 2008 году 5,1 млрд. рублей и в 2009 году - 8,9 млрд. рублей.

Названные цифры в сумме намного превышают объемы финансирования дорожного хозяйства, выделявшиеся ранее, особенно в 2004 и 2005 годах. Столь быстрый рост ставит перед отраслью новые задачи, связанные с необходимостью четкого планирования работ, отбора подрядчиков (в рамках действующего законодательства о закупках), которые смогут выполнить поставленные задачи качественно и в срок, эффективной приемки работ заказчиками, не допускающей оплаты “впопыхах” невыполненных или выполненных некачественно работ.

– Будут ли выделяться какие- либо средства на реализацию платных проектов?

 

– Да, существенные средства намечено выделить на строительство и реконструкцию автомобильных дорог за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Так, только утвержденными на сегодняшний день паспортами инвестиционных проектов головного участка новой платной дороги Москва - Санкт-Петербург, нового входа в Москву дороги М-1, Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге, автодорог в рамках проекта развития Нижнего Приангарья на период по 2010 год включительно предусмотрено выделение 60 млрд. рублей.

Готовы к внесению на утверждение в Правительство паспорта инвестиционных проектов на строительство автомобильных дорог Краснодар - Абинск - Кабардинка и реконструкцию автомобильной дороги М-4 “Дон”. Одобрен экспертным советом Министерства транспорта Российской Федерации паспорт инвестиционного проекта строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области.

– Помимо нового строительства ваше ведомство уделяет большое внимание и эксплуатации дорог. Каковы результаты работы по этому направлению?

 

– Да, в области эксплуатации дорог перед нами стоят чрезвычайно важные задачи. Они связаны прежде всего с переходом на финансирование ремонта и содержания дорог по утвержденным нормативам затрат. Проект постановления Правительства об утверждении нормативов и методики их определения получили заключения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Имеющиеся разногласия обсуждены на согласительном совещании в Правительстве. Хотя нормативы еще не утверждены, фактически переход на финансирование по ним уже начался. Законом о федеральном бюджете на 2008-2010 годы предусмотрено существенное повышение объемов финансирования эксплуатационных расходов на федеральных дорогах. Так, по сравнению с 2006 годом объем финансирования ремонта и содержания федеральных дорог будет увеличен: в 2008 году - в 1,57 раза (составит 67,3 млрд. рублей), в 2009 году - в 2,03 раза (составит 86,8 млрд. рублей). При корректировке подпрограммы в рамках дополнительно выделенных средств будут в первую очередь увеличены объемы финансирования ремонта дорог и искусственных сооружений (в 2,24 раза по сравнению с 2006 годом), на содержание дорог и искусственных сооружений - в 2,06 раза, на капитальный ремонт - в 1,9 раза. Рост объема финансирования капитального ремонта предусмотрен более медленным, чем по остальным составляющим эксплуатации дорог. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации значительная часть работ, которая сейчас выполняется в рамках капитального ремонта, в том числе строительство пешеходных переходов, линий освещения, установка дорогостоящих ограждений и т.д., должна перейти в разряд реконструкции. Поэтому общий темп совершенствования дорог не должен быть потерян.

– В последнее время претерпело значительное изменение законодательство в области государственного заказа, как работается дорожникам в новых условиях?

 

– Да, действительно, в последнее время принят целый ряд важных для нас законодательных документов. Так, например, с 25 апреля 2007 года введены в действие изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, в которых существенно изменены условия заключения государственных контрактов. Введено применение твердых цен в государственных контрактах на строительство, ремонт и капитальный ремонт, а также определение при размещении заказов начальной (максимальной) цены государственного контракта на весь период строительства в ценах соответствующих лет. Это приводит к необходимости внесения коренных изменений в конкурсную документацию, к необходимости переутверждения проектов в цены соответствующих лет. В то же время методика определения этой начальной (максимальной) цены контракта отсутствует, разработка методической базы в области проектирования, которая Градостроительным кодексом возложена на Минрегион России, запаздывает. Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 “О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий” требовалось до 1 мая 2007 г. представить на утверждение в Правительство России проект постановления, регламентирующего порядок проверки достоверности определения в проектной документации сметной стоимости объектов капитального строительства. По сути, это должны быть новые правила разработки смет. Однако этот документ еще не разработан.

Не выполнено и поручение о представлении на утверждение до 1 июня 2007 г. проекта постановления Правительства России о составе и требованиях к содержанию проектной документации по линейным объектам, то есть к нашим объектам в том числе.

Росавтодор сейчас ведет активные переговоры с Минрегионом России об ускорении разработки этих крайне нужных документов. Эти вопросы ставились на заседании Правительства Российской Федерации 14 июня, на специальном совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова.

Еще одной новацией законодательства, которая существенно влияет на решение задачи повышения качества работ, является введение в Федеральный закон № 94-ФЗ положения об аукционной форме размещения заказов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов. Конечно, сведение к простому снижению цены контракта требований к подрядчикам на строительство дорог, которые Градостроительным кодексом отнесены к особо опасным и технически сложным объектам, представляется крайне рискованным и чреватым снижением безопасности объектов. “Росавтодор” ведет активную работу, направленную на внесение необходимых поправок в законодательство о закупках для отмены аукционной формы торгов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт федеральных дорог, мостов и других технически сложных дорожных сооружений.

В любом случае перечисленные проблемы нормативной базы не должны привести к срыву сложнейших задач, которые поставлены перед отраслью.

– Расскажите, пожалуйста, о важнейших объектах дорожного строительства.

 

– Федеральное дорожное агентство работает над целым рядом объектов, имеющих большое значение как для социально-экономического развития России, так и для обеспечения потребностей в автомобильных дорогах широких слоев населения.

Чрезвычайно важная и сложная задача, поставленная в Послании Президента 2007 года: приведение в соответствие с потребностями движения автомобильной дороги федерального значения М-4 “Дон”. По своей сути эта задача представляет пилотный проект по маршрутной реконструкции федеральных дорог. Опыт такой реконструкции в последующем может служить эталоном для других крупных магистральных дорог.

В начале мая был проведен выезд на маршрут “Дон” руководителей Минтранса России и “Росавтодора” с участием руководителей регионов и органов управления дорожным хозяйством. Разработана программа ускоренного развития автомагистрали на 2007-2009 годы, предусматривающая разделение движения по отдельным проезжим частям на всем маршруте от Москвы до Горячего Ключа в Краснодарском крае. Для решения задачи необходимо ввести в эксплуатацию 430 км автодороги и почти 14 тысяч метров искусственных сооружений.

Существенные меры предусмотрены для развития дорожной сети на Дальнем Востоке и в Сибири, в частности по завершению реконструкции федеральной дороги “Уссури”, достройке федеральной дороги “Восток”, обеспечению подъездами морских портов.

Ускоренным темпом ведется строительство автодороги “Амур” (Чита-Хабаровск), транспортного обхода Санкт-Петербурга, трассы Джубга-Сочи, дороги “Колыма” от Якутска до Магадана. Проводится значительный объем работ по реконструкции дорог М-8 “Холмогоры”, М-5 “Урал”.

Как видите, объектов у нас много, в разных регионах России.

– Олег Валентинович, в заключение разговора разрешите поздравить вас и ваших коллег с профессиональным праздником!

Тимофей НОВИКОВ.Специально для “Парламентской газеты на Дальнем Востоке”. г. Москва



← Назад в раздел