Нужен геополитический подход!

Перед поездкой делегации Законодательного Собрания Приморского края в Якутию на общее собрание Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» председатель ЗСПК Виктор ГОРЧАКОВ провел во Владивостоке семинар на тему «О путях ускоренного развития Дальнего Востока России».

В дискуссии приняли участие известные дальневосточные ученые, экономисты, руководители крупных организаций. С научным докладом перед собравшимися выступил директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин. «Владение Тихоокеанской Россией сегодня рассматривается как непременное условие пребывания нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, - подчеркнул он. – Во-первых, Дальний Восток имеет огромное стратегическое значение для России. Во-вторых, регион имеет большое значение для социально-экономического развития всей страны. При этом в Тихоокеанской России существуют в большом количестве экономические, социальные и культурные проблемы. Кроме того, остается угроза потерять эту значительную территорию. В то же время, чтобы развивать Дальний Восток, нужны огромные средства. И это становится серьезной обузой для бюджета страны».

По словам Виктора Ларина, необходимо обеспечить комплексное развитие региона, увеличить население и более тесно «привязать» Дальний Восток к европейской части России. Уже предпринят целый ряд мер для развития региона: увеличены объемы внешней торговли со странами АТР, проведен саммит АТЭС, создается инфраструктура Владивостока, проложен газопровод с Сахалина в Приморье, строится нефтепровод ВСТО-2. В то же время сохраняется экономическое отставание Дальнего Востока от соседних стран и европейской части России, продолжается отток населения.

- Развитие Тихоокеанской России – не экономический, а стратегический проект, - отметил Виктор Ларин. – И он должен быть основан не на экономических, а на геополитических подходах и решениях. Нужно признать, что расходы государства на содержание региона могут быть компенсированы лишь частично. Необходимо зональное развитие Дальнего Востока. В будущем регион должен превратиться в конкурентоспособную экономическую территорию. При этом стоит признать, что Тихоокеанская Россия – это часть азиатского, а не европейского пространства.

Как считает Виктор Ларин, главная задача государства – обеспечить комфортные условия для проживания людей на Дальнем Востоке России.

Начальник правового управления Законодательного Собрания Ирина Володина сообщила о проекте федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», который разрабатывается в Совете Федерации. «Разработчики законопроекта предполагают, что государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется с помощью особого налогового режима», - отметила Ирина Володина. Также предполагается установить особые бюджетные отношения, создать особые экономические зоны. Для развития Дальнего Востока необходимо государственно-частное партнерство в инвестиционной сфере. Предполагается регулирование тарифной и ценовой политики в регионе, создание развитого промышленного комплекса, транспортной инфраструктуры.

Ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец рассказал о своем взгляде на развитие региона. «Разве капитализация интеллектуальных ресурсов не может быть точкой роста? – задал он вопрос. - Мне кажется, что ДВФУ – самая активная точка роста, опережающая в развитии многие другие проекты на Дальнем Востоке. Это даже лучше, чем строительство любого завода, куда можно набрать две тысячи профессионалов, и все. А к нам в университет каждый год приходят несколько тысяч человек. ДВФУ – это точка роста, через которую проходят молодые перспективные люди. При этом университет имеет большой потенциал для дальнейшего развития».

О возможностях Транссиба - главной связующей магистрали между Дальним Востоком и европейской частью России - рассказал заместитель гендиректора «Востокцемента» по железнодорожному транспорту Валерий Тарабаров: «Сейчас на развитие Транссиба и БАМа выделены значительные средства. Главная железнодорожная магистраль в первую очередь дает возможность доставлять грузы к морским портам Дальнего Востока. Это в основном сырье: уголь, металл, лес. Сейчас предложений больше, чем возможностей доставить эти грузы, то есть спрос превышает возможности железной дороги. Транссиб необходимо развивать! Сегодня не хватает транспортного потенциала для удовлетворения потребностей в грузоперевозках».

Профессор ДВФУ Виктор Белкин считает, что главным препятствием на пути развития Дальнего Востока России стали административные барьеры. «Пока мы их не сломим, быстрого развития экономики ожидать не приходится, - сказал он. – Это позволит ускоренно развивать малый и средний бизнес. На Дальнем Востоке могут развиваться, по моему мнению, в первую очередь сырьевые секторы экономики. В ближайшие годы мы от этого не уйдем – это главный источник накопления и потребления. Помимо этого необходимо развивать транспорт, энергетику, оборонную промышленность, судоремонт и судостроение, аэрокосмический и строительный комплексы. Из новых производств имеет перспективу сборка автомобилей. Важно, чтобы к производству был плановый государственный подход, тогда и будет развитие».

- В последние годы власть очень много делает для развития российского Дальнего Востока, - сказал директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. – Главное - создается инфраструктура. В то же время нужно отметить незавидное состояние дальневосточной экономики: у нас есть устаревшие фонды и нет квалифицированных кадров. На предприятиях много заказов, но их некому делать! А в новом федеральном законе о развитии Дальнего Востока, на мой взгляд, должен быть отражен главный измеритель – качество жизни населения. Сейчас он ниже, чем в среднем по России. Нужно сделать так, чтобы налогов мы платили меньше, а качество жизни было выше.

- Для развития Дальнего Востока в ближайший период основную роль будут играть геополитические факторы, а не экономические, - отметил директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Бакланов. – Мы на Востоке контактируем с крупнейшими странами мира: здесь граница с Соединенными Штатами, с Китаем, с Японией, с двумя Кореями. Поэтому, преследуя геополитические интересы, государству нужно делать в регион очень большие вложения. Есть фактор, который может стать миной замедленного действия: разность социально-экономических параметров между Тихоокеанской Россией и соседними странами, в том числе численность населения, которую нам необходимо увеличивать. Это элементы геополитических контрастов, и они могут негативно сказаться в будущем.

Председатель краевого парламента Виктор Горчаков поблагодарил тех, кто принял участие в семинаре, за большую заинтересованность, проявленную к обсуждаемому вопросу. По его словам, все мнения ученых и представителей крупных организаций Приморья будут обобщены и учтены в дальнейшей работе. «В прошлом году Президент России и премьер-министр провели ряд совещаний, на которых шла речь о путях развития Дальнего Востока. Хотел бы отметить большое значение, которое имеет заявление Владимира Путина о том, что развитие региона становится национальной идеей, - сказал Виктор Горчаков. - Сегодня мне было интересно услышать оценку от людей, которые непосредственно занимаются различными аспектами этой деятельности. От нас ждут новых идей о том, что нужно делать и как это реализовывать».



← Назад в раздел