Ради «Алеко» и «Паяцев»…

Связать голос и игру

- Когда ко мне обратился с предложением Антон Лубченко, художественный руководитель театра оперы и балета, - говорит Ефим Семенович, - у нас состоялся обстоятельный разговор о проекте «Алеко» и «Паяцы». Согласился я с удовольствием: я видел все постановки и концерты оперного театра, так что мне было и лестно, и интересно поработать с этим коллективом. Сложность была только одна: как мне соединить невозможное - выпуск собственного спектакля, репетиции которого сегодня уже идут, - «Парижская жизнь» Оффенбаха - и работу в театре оперы и балета?

Я решил этот вопрос - отодвинул на месяц премьеру в собственном театре.

- Что повлияло на ваше решение?

- Я ведь не впервые берусь за оперу. В моей жизни были постановки «Травиаты» и «Риголетто» на сцене родного театра, а также в Хабаровске. Конечно, мне было интересно снова вернуться к работе над оперой.

Хотя сразу должен сказать - та, давешняя, работа над постановкой опер была совсем другой. Тогда во Владивостоке оперу ставили, что называется, всем миром: хор - из института искусств и ансамбля песни и пляски, оркестр - радио и телевидения.

Нынешняя работа в театре оперы и балета совсем другая: есть и оркестр, и хор, это единый коллектив, у которого одна задача.

- Но почему обратились к вам, драматическому режиссеру?

- А сегодня вообще это тренд: в ведущих оперных театрах постановки делают именно драматические режиссеры. Ведь опера и драма - это жанры, идущие навстречу друг другу.

В «Алеко» и «Паяцах» чрезвычайно насыщенная драматическая коллизия. Их можно даже назвать трагическими, поскольку в сюжетах на кону стоит жизнь человека. А музыка какая! Замечу, что эти оперы не так часто идут на сценах, тем более - в связке. Но, несмотря на всю разницу в либретто, эти оперы во многом схожи, в них кипят похожие страсти, в них живут сильные порочные женщины…

- Есть ли сложности в работе драматического режиссера, который ставит оперу?

- Конечно. То, чего недостает оперным певцам (мастерство актера, умение двигаться на сцене), они компенсируют тем, что по-настоящему важно в опере, - голосом, музыкой. Они голосом передают все переживания героя.

Драматический актер, конечно, совсем другое дело. Ему нужно жить в образе своего героя, ощущать его в себе. И это совершенно другой подход.

На мой взгляд, самые лучшие оперные актеры умеют соединить в себе и силу актерской игры, и владение голосом. И свою задачу как режиссера в данном случае я вижу так: помочь актерам соединить драматическую интонацию и вокальное изложение. И тогда получится хороший оперный спектакль с драматическим настроением. Время для постановок спрессовано, я обычно репетирую по полгода спектакли, и работа в таком плотном режиме мне тоже будет интересной.

Сегодня я с нетерпением жду встречи с художником Жанной Усачевой из Мариинского театра, которая будет работать над оформлением спектаклей. Мне очень понравилась ее работа над оформлением балета «Четырнадцатая». Мы с нею уже поговорили по телефону и, как мне кажется, нашли общий язык. Думаю, ее эскизы меня впечатлят.

Что касается подбора актеров, то они уже были мне предложены, они специально приглашены для постановки. Одного - Владимира Галузина - я слышал на «Евгении Онегине», прекрасный голос.

И приплывут «Крейсера»...

- Ваша работа с театром оперы и балета отнюдь не значит, что в вашем родном театре жизнь замирает, верно?

- Разумеется! Идут репетиции «Парижской жизни» Оффенбаха. Каждый день. Хор, балет, солисты. Мы закончили с Владимиром Колтуновым работу над оформлением сцены. Около ста эскизов костюмов сделал Андрей Климов. Виктор Либерский, прекрасный композитор, занимается окончательной аранжировкой. Премьеру мы назначили - после переноса - на 17 мая.

В качестве музыкального руководителя я пригласил замечательного режиссера «Геликон-опера» Вячеслава Стародубцева. У него есть свой театр оперы и драмы, где он делает великолепные постановки. Его знание музыки и вокала для меня первостепенны, над этим он и будет работать, а я займусь драматической стороной дела - режиссура, решение, трактовка…

Вместе с Вячеславом мы почти закончили либретто. Дело в том, что идея поставить «Парижскую жизнь» зрела у меня давно, еще с тех пор, когда Юлий Гриншпун - лучший музыкальный режиссер на Дальнем Востоке - ставил ее у себя в Хабаровске. Но с тех пор прошло время, когда я взял пьесу, то увидел, что многое там созвучно 90-м годам, началу века, но не современности. Поэтому решил вернуться к классической трактовке оперетты, а их оказалось немало, вот и пришлось сесть и заняться написанием собственной версии на основе всех имеющихся.

- Почему вы решили поставить оперетту на сцене драматического театра?

- Раньше у нас было шоу. Актеры танцевали, пели. И это была такая школа для них! У нас целое поколение актеров выросло, которые обладали не только драматическим талантом, но и вокальными и хореографическими данными. Наталья Овчинникова, Ирина Кулешова, Михаил Марченко, Жанна Стрелкова, Александр Белоконь, Александр Славский… Шоу было своего рода тренингом для артистов, им было тоже это интересно - попробовать себя в такой ипостаси. Кстати, поставить оперетту предложили мне именно они.

Должен сказать, что для них эта постановка - неимоверный труд. Они с утра до вечера в танцевальном и вокальном классе.

- До 17 мая будут ли на сцене театра имени Горького еще премьеры?

- В скором времени - 14 и 15 марта - зритель увидит постановку режиссера Вадима Паршукова «Соло для часов с боем». Там вы увидите весь цвет старшего поколения театра.

Известный некогда во Владивостоке режиссер Юрий Чернышов приглашен мною во Владивосток, чтобы осуществить постановку «Крейсера» по роману Валентина Пикуля. Я не ставлю «датских» спектаклей, но 110-летие Русско-японской войны меня взволновало. Ее мало кто помнит сегодня, наше невежество историческое - это ужасно. Трагическая страница той войны, описанная в романе Пикуля, мне кажется, должна появиться на театральной сцене. Мы уже три месяца вместе с Юрием Чернышовым пишем пьесу по роману - это дело очень непростое, но очень интересное. Потом нас ожидает сложный пошив костюмов для этого спектакля, думаю, буду обращаться за консультацией к историкам флота, к музею…

Конечно, постановка «Крейсеров» - это пока что дело далекого будущего (премьеру планируем на конец декабря 2014 года), а меж тем, не отрываясь от работы над нею, Юрий Чернышов уже этой весной осуществит на сцене театра еще один спектакль - по пьесе Робера Тома «Фредди». Все знают его другое произведение - «Восемь любящих женщин», но на его фоне все как-то подзабыли про «Фредди», а меж тем это очень интересная вещь. Премьера будет в июне.

Скажу также, что в конце мая - начале июня мы повезем несколько спектаклей в Москву и Санкт-Петербург. И сами будем принимать гастролеров. К примеру, таких как академический театр комедии имени Акимова из Санкт-Петербурга. Они еще никогда не приезжали в наш город. А кроме того - к нам приедет МХТ Чехова и привезет «Белую гвардию». Спектакли 25 и 26 июня. Приедет и театр Виктюка с недельными гастролями - с 5 по 10 апреля. Покажут «Маркиза де Сада» и «Саломею».

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Карины ПОЗДНЯК



← Назад в раздел