Для развития нефтегазового комплекса необходима развитая инфраструктура

- Василий Борисович, один из мегапроектов, курируемый лично вами – строительство нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан”. Свыше тысячи трехсот километров трассы пройдут по территории республики. Что выигрывает Якутия? 

– Развитию нефтегазового комплекса в нашей республике уделяется особое внимание, и, прежде всего, со стороны и при полной поддержке президента республики Вячеслава Штырова. Его поступательное и динамичное развитие принесет в казну республики дополнительные доходы, сравнимые с доходами акционерной компании “АЛРОСА”. Это самое главное, потому что “АЛРОСА”, как бюджетообразующее предприятие, все, что надо, республике отдала.

Но в развитии нефтегазового комплекса есть один сдерживающий фактор - отсутствие необходимой инфраструктуры на крупных якутских месторождениях, что в свою очередь, снижает их инвестиционную привлекательность.

Северный маршрут, по которому было принято решение строить нефтепровод, выгоден в первую очередь Республике Саха (Якутия) тем, что он значительно повышает привлекательность нефтяных месторождений для недропользователей. Труба приближается к самой нефтедобыче, а значит, убыстряется добыча и пуск нефти в трубопровод. Иначе тому же “Сургутнефтегазу” надо было идти до Усть-Кута. А сейчас труба практически рядом будет проходить. Кстати, в этом инфраструктурном проекте не только “Сургутнефтгаз”, от желающих участвовать в нем, нет отбоя.

Прохождение трассы нефтепровода по территории Якутии обеспечит в ближайшей перспективе магистральный транспорт нефти с Талаканского месторождения, извлекаемые запасы которого исчисляются 113-ю миллионами тонн, а геологические запасы составляют свыше 400 миллионов. А также со Среднеботубинского и Чаяндинского месторождений, извлекаемые запасы которых составляют 56,8 и 50 миллионов тонн соответственно. В среднесрочной перспективе сырьевая база нефтепровода увеличится за счет ресурсов Таас-Юряхского, Верхневилючанского, Алинского и других месторождений, суммарные прогнозные запасы которых составляют 463 миллиона тонн.

Строительство ВСТО позволит создать дополнительные рабочие места в регионах его пролегания, а для обслуживания и эксплуатации нефтепровода потребуется более восьми тысяч высококвалифицированного персонала.

Вопросы реализации инфраструктурных проектов в нашей республике являются приоритетными направлениями работы правительства. Строятся железная дорога до Якутска, автомобильные дороги. Предложения Якутии по расширению Единой национальной электрической сети на восток активно обсуждаются в РАО “ЕЭС России”. Эти факторы, безусловно, играют положительную роль и повышают инвестиционную привлекательность нефтегазовых проектов. Строительство трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан” - один из таких, направленный на усиление геополитического влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и начале трубопроводного углеводородного сырья на азиатские рынки.

Этот крупнейший инфраструктурный проект стимулирует скорейшее освоение и разработку месторождений, а субъекты Российской Федерации – к подготовке и оформлению новых лицензионных участков и проведению аукционов, ускорению реализации программ воспроизводства минерально-сырьевой базы и поиску новых крупных месторождений.

Стоит ли говорить, что реализация данного проекта ускорит ввод в эксплуатацию нефтяных месторождений Западной Якутии - локомотив для развития смежных отраслей реального сектора экономики республики.

– На каком этапе сегодня строительство нефтепровода: где и кем ведутся работы, сколько труб уже отгружено, доставлено на места назначений? Как справляются с заданиями речники и железнодорожники?

 

– Генеральным заказчиком объекта является дочернее предприятие ОАО “АК “Транснефть” - ООО “Востокнефтепровод”. Застройщик – ООО “ЦУП “ВСТО”. Генеральные проектировщики – ОАО ВНИИСТ, ЗАО “ПИРС” (г. Омск). Проектная организация - ОАО “Гипротрубопровод” (г. Москва).

Вы знаете, что, учитывая сжатые сроки строительства и для опережающей подачи нефти с Талаканского месторождения, проектирование нефтепровода осуществляется в три этапа: от Усть-Кута до Талакана, от Тынды до Алдана и от Талакана до Алдана.

Генеральный подрядчик первого этапа - ООО “Стройсистема” (Москва).

Второго – ЗАО “Краснодарстройтрансгаз”. Генподрядчик третьего этапа – Талакан-Алдан – пока не определен.

Объем работы на сегодняшний день выполнен большой. Прорублена просека протяженностью 170 километров, в нитку сварено 86 километров и уложено в траншею 50. Трубы выгружено на станциях разгрузки 840 километров.

– Чем завершился спор речников с ЦУП ВСТО по поводу тарифов на якобы завышенные речные перевозки?

 

– Эта тема на сегодня закрыта. В связи с тем, что ЦУП ВСТО на тридцать процентов профинансировал речные перевозки, по сути, сделал предоплату речникам, они на пять процентов снизили свои тарифы.

– Василий Борисович, все равно складывается впечатление, что у республики со строителями нефтепровода есть определенные разногласия, или скорее несогласованность в действиях. Причины?

 

– С самого начала реализации проекта основным вопросом по взаимодействию правительства Республики Саха (Якутия) с ОАО “АК Транснефть” являлось то, что созданные на территории республики структуры штабов “Транснефти” и их полномочия фактически не имели информационной поддержки со стороны генерального заказчика и проектантов. Этот вопрос поднимался еще на стадии проведения общественных слушаний по всем трем этапам участка расширения.

Я бы не сказал, что в нашем взаимодействии есть разногласия. Это, скорее, рабочие моменты. Да, в республику пришла солидная компания. Естественно также то, что не во всем она правильно организовала работу, поэтому и возникают различные вопросы. А с другой стороны, само строительство непростое. Представьте себе, что такое в тайге за два года организовать производство. Это довольно сложно. Поэтому возникли вопросы по размещению рабочих, организации завоза труб и другие. Заказчик не успевает своевременно получать разрешения на лесоотвод, проведение строительных работ.

Президент республики Вячеслав Штыров и президент “Транснефти” Семен Вайншток договорились, что у нас, в Республике Саха (Якутия), будет работать заместитель генерального директора “Востокнефтепровода” Василий Ярцев. Представительство компании обосновалось в Якутске. Мы договорились, что я, как координатор строительства от республики, и он будем встречаться еженедельно на планерках и вести доклад по вопросам, требующим необходимого вмешательства и оперативных решений.

Хочу заметить, что у нас сложилось очень хорошее взаимодействие с Безверховым Анатолием Александровичем, генеральным директором ЦУП ВСТО.

А кто не работает, у того никогда не бывает разногласий.

По большому счету, должны быть соответствующая организация работы, согласование с главами администраций, взаимодействие с министерствами и т.д. Потому что как только возникают вопросы, противники проекта это дело подхватывают, и начинается политика. Как, например, наши общественные организации, подавшие в суд. На сегодняшний день есть решение Верховного суда республики Саха (Якутия), в котором вопрос с повестки дня снят.

– Тем не менее, вопрос остается. Идет громадная стройка и всегда ли уследишь за строителями, которые могут допускать нарушения с точки зрения вреда окружающей среде?

 

– Я был в Нерюнгри, видел, как там укладывается труба. Все делается достойно, траншея засыпана, я не увидел поваленных деревьев. Но я абсолютно с вами согласен в том, что иногда строители на самом деле допускают нарушения – трассу прочистили, деревья завалили на растущий молодняк и все так оставили. Много говорят про оленя, дескать, не одолеть ему трассу. Так она не поднята, любой зверь спокойно может пройти ее.

А насчет нарушений – так строящийся нефтепровод будет сдаваться рабочей и государственной комиссии, и все контролирующие органы, будь то “Ростехнадзор”, Госпожнадзор, Роспотребнадзор и другие - каждое ведомство поставит свою подпись. Так что здесь, я считаю, все будет подконтрольно. Ну, и в процессе производства работ, естественно, все эти контролирующие организации будут проверять. Особенно рьяно лесхоз следит за этим делом.

По крайней мере, на сегодняшний день, не считая вспышку гепатита, грубых нарушений со стороны ВСТО нет.

– Каким образом на стройку и после, в процессе эксплуатации, будут привлекаться специалисты из местного населения?

 

– На стройку из республики уже привлечено свыше четырехсот человек. К сожалению, в Якутии просто нет достаточного числа квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения работ данного вида. Там же нужны не только люди, умеющие держать лопату. Почему компания “Транснефть” вынуждена привлекать тех же китайцев? Если бы не они, так ВСТО все равно бы строили рабочие из других регионов России и СНГ.

Сегодня на выполнении работ задействованы специалисты российских строительно-монтажных подрядных организаций в количестве 1172 человек. Для выполнения сварочно-монтажных и изоляционно-укладочных работ “Транснефть” планирует привлечь специалистов Китайской народной республики в количестве 1200 человек.

Ирина ЛИХАУ.г. Якутск



← Назад в раздел