Дорога - женского рода

РОМАНТИК С ДЕТСТВА

В Магаданской области она практически с рождения. Хотя в паспорте обозначено село Чисмена Волоколамского района Московской области, родители привезли мою героиню в шесть месяцев в поселок Иультин Эгвекинотского района Магаданской области (ныне Чукотский автономный округ), где она жила до 1970 года. Затем вместе с семьей Наталья Сычева переехала в поселок Карамкен Хасынского района Магаданской области, так как ее отец по профессии был горняком, и его с Иультинского перевели на Карамкенский ГОК. Мама работала телеграфистом.

После окончания средней школы в 1976 году в п. Палатка Магаданской области Наталья поступила на факультет «автомобильные дороги» Хабаровского политехнического института. Специальность дорожника, признается, выбрала интуитивно. Вообще, в этом большую роль сыграла детская тяга к романтике. Наверное, поэтому после окончания института в 1982 году и распределение выбрала романтичное - на Север, в Магадан. Так она оказалась в Управлении шоссейных дорог СПО «Северовостокзолото» Минцветмета, у которого в то время в подчинении были почти все дороги Чукотки и Магадана, в том числе и федеральная дорога «Колыма», называвшаяся «Магадан - Усть-Нера».

Н. М. Сычева начала свою трудовую деятельность техником проектно-сметной группы и дослужилась до инженера 2-й категории производственно-технического отдела Управления шоссейных дорог СПО «Северовостокзолото». В 1994 году произошло слияние двух органов управления дорогами Магаданской области - Магаданавтодора и Управления шоссейных дорог СПО «Северовостокзолото» и создание Департамента «Магаданавтодортранс», куда Наталью Михайловну приняли инженером в отдел эксплуатации. В управлении федеральных дорог «Упрдор «Магадан» прошла долгий путь и с декабря 2012 года назначена заместителем начальника управления этого предприятия, курирует вопросы содержания дороги и дорожных сооружений.

Р-504

У моей героини двое сыновей. Старшему, Евгению, 33 года, он юрист, младшему, Роберту, 27 - инженер-автомеханик. Сегодня наша встреча с Натальей Сычевой приурочена вроде бы к светлому празднику - Международному женскому дню, но такого авторитетного специалиста все равно хочется спросить о насущном - дорогах.

- Наталья Михайловна, давайте начнем разговор с общего - что сегодня представляет собой автомобильная дорога федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан?

- В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Магадан» находится участок названной вами автомобильной дороги общей протяженностью 834 км. На этом участке расположены искусственные сооружения, такие как мосты, которых здесь 100, общей протяженностью 4272 п. м. Кстати, 20 из них в неудовлетворительном состоянии. Также 1093 водопропускных труб протяженностью 20184 п. м, из которых 137 - деревянные в аварийном и 412 - в неудовлетворительном состоянии. На автодороге имеются восемь участков концентрации дорожно-транспортных происшествий. Мы о них знаем, присвоили степень опасности от «очень опасный» до «малоопасный». Все эти участки находятся в пределах населенных пунктов. Там выполняются мероприятия по безопасности дорожного движения, однако требуются более существенные действия: капитальный ремонт отдельных участков, устройство освещения, дополнительных полос для движения грузового транспорт

- Расскажите, пожалуйста, что вообще планируется на Колыме в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России»?

- Вы имеете в виду «Развитие транспортной системы России (2013 - 2030 годы)»? Если честно, планы обширны. Например, это реконструкция 556 км дороги из 834 км, которая будет вестись маршрутно, начиная с 2017 года. Заказчиком работ является Дирекция ДСД «Дальний Восток» г. Хабаровска. На сегодняшний день ведется реконструкция участка 326 - 311 км от Магадана протяженностью 15 км - между населенными пунктами Атка и Ларюковое. Он выбран в связи с тем, что 311-й км является местом примыкания автомобильной дороги Герба - Омсукчан, которая будет началом новой строящейся федеральной дороги Омсукчан - Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь и свяжет Чукотку и дорожную сеть Дальнего Востока России. На территории Чукотки уже приступили к строительству первых 30 км, которые свяжут поселки Комсомольский и Билибино. На территории Магаданской области выбраны первые 15 км в сторону Якутии по причине того, что почти весь участок не отвечает нормативным требованиям, относится к пятой категории с шириной проезжей части 4,5 м, износ дорожной одежды составляет 100%, имеет очень много кривых в плане. Ввод участка в эксплуатацию запланирован на этот год.

ЧЕРНОЕ ОЗЕРО И ДЕДУШКИНА ЛЫСИНА

- Знаю, что на период 2013 - 2018 годы еще в ноябре 2012-го заключены долгосрочные контракты на оказание услуг по содержанию дороги сразу по шести лотам. Расскажите поподробнее.

- Один участок протяженностью 231 км полностью проходит по Сусуманскому району Магаданской области. Там имеется два перевала - Колымо-Индигирский и Аркагалинский. Максимальное плечо обслуживания, на всем протяжении которого нет населенных пунктов, - 208 км (от города Сусуман до границы с Республикой Саха (Якутия)). Подрядчик - ОАО «Сусуманская Дорожная Компания». Второй, протяженностью 159 км, проходит по Ягоднинскому району. Там один перевал - Бурхалинский. Участок заканчивается на самом большом по протяженности строящемся мостовом переходе через реку Колыму. Мостовой переход вводится в 2014 году. Подрядчик - ООО «Дорожно-Ремонтно-Строительная Компания». Третий, протяженностью 137 км, проходит по Ягоднинскому и Хасынскому районам, его содержит «Магаданская дорожная компания». Здесь расположен самый большой по протяженности перевал - Гербинский. Уже в этом году на участке вводится 15 км автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием, заказчиком работ по реконструкции является Дирекция ДСД «Дальний Восток» г. Хабаровска. Есть еще участок в 155 км, который также проходит по Хасынскому району и включает четыре перевала: Дедушкина Лысина, Болотный, Черное Озеро и Яблоневый. Его содержит ОАО «Аткинская Дорожная Компания». Еще 106 км, проходящих по Хасынскому району и Магадану, отданы подрядчику - ООО «КолымаДорСтрой». Здесь тип дорожного покрытия не гравийный, как на первых четырех участках, а асфальто- и цементобетонный, есть сложный перевал - Карамкенский. И, наконец, шестой участок протяженностью 46 км расположен в Магадане и отличается самой высокой интенсивностью движения, так как соединяет Магадан с морским торговым портом и аэропортом. Здесь тип дорожного покрытия - капитальный. На участке имеется один перевал - Хабля. Содержание участка осуществляет ООО «ПалаткаТрансСтрой». Отмечу, что из шести подрядных организаций четыре новые. Это ООО «ПалаткаТрансСтрой», ООО «КолымаДорСтрой», ООО «Дорожно-Ремонтно-Строительная Компания», ООО «Магаданская дорожная компания».

- Но вы ничего пока не сказали о не менее важной составляющей любых работ - финансировании. Каковы его объемы на содержание дороги в 2013 - 2018 годах?

- Сумма солидная: на пять с половиной лет выделено 3,547 млрд. рублей для достижения к 2018 году высокого уровня содержания. Стоимость на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги в 2013 году для обеспечения допустимого уровня составила 435,3 млн. рублей. В состав услуг включены мероприятия по безопасности и содержанию элементов обустройства: замена знаков, сигнальных столбиков, замена и выправка барьерного ограждения, восстановление горизонтальной разметки.

А КАК ЖЕ МОСТЫ?

- Но это мы пока только про дороги поговорили. Есть еще и мосты. Вы сами сказали, многие не отвечают никаким требованиям...

- Да. Вообще по нормативному содержанию искусственных сооружений, в том числе и мостов, заключены долгосрочные контракты также на период с 2013 по 2018 год с шестью подрядными организациями. Это ОАО «Сусуманская ДК» - 16 мостов, 313 водопропускных труб, дальше для удобства буду называть подрядчика и цифры в таком же порядке: ООО «ДРСК» - 19, 230; ООО «МДК» - 25, 190; ОАО «Аткинская ДК» - 21, 172; ООО «Хамелеон» - 12, 128 и ООО «ПалаткаТрансСтрой» - 7 мостов, 60 водопропускных труб. Объем финансирования на эти цели в указанный период составляет 262,1915 млрд. рублей. В прошлом году эта сумма составляла 31,7 млн. рублей.

- Наталья Михайловна, не могу не спросить о грустном, а именно о ликвидации последствий ЧС в результате паводка в августе прошлого года.

- Всего в период августовского паводка получили повреждения 4 моста, 22 участка протяженностью порядка 10 километров (размыв дорожного покрытия, обочин и земляного откоса) и 3 водопропускные трубы. Первый этап - аварийно-восстановительные работы для обеспечения бесперебойного безопасного проезда - полностью выполнен. Сумма затрат составила 28,7 млн. рублей. Определены объекты, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, на второй и третий этапы восстановления. В частности, разрушенный паводком мост через ручей Последний пока не восстановлен, но устроен временный объезд с укладкой 16 металлических труб. До 15 октября текущего года планируется устройство временного объезда с дополнительной укладкой металлических водопропускных труб. А в 2016 году должна начаться реконструкция мостового перехода через Последний.

45 КИЛОМЕТРОВ... КАПРЕМОНТА

- Ну вроде если не все, то многое уже обсудили, оставив напоследок самое значимое - Программу работ по ремонту на этот год.

Да, действительно. Это наши ближайшие планы. Для улучшения потребительских свойств автомобильных дорог и приведения их в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние, в целях обеспечения безопасности движения разработана и направлена на рассмотрение в Федеральное дорожное агентство программа дорожных работ по капитальному ремонту и ремонту дорог на период 2014 - 2018 гг. На текущий год программа разрабатывалась маршрутно, с учетом приоритетности участков и обеспечения межремонтных сроков. Всего на эти цели для автомобильной дороги «Колыма» и искусственных сооружений на ней в Магаданской области планируется направить 1137 млн. рублей - это в три раза больше, чем освоено в 2013 году (напомню, 366,8 млн. рублей). Общая протяженность автомобильных дорог с планируемым вводом после капитального ремонта и ремонта в 2014 году составляет 45,23 км.

В рамках выполнения дорожных работ планируется внедрение новой технологии холодного рисайклинга. Суть этой новой для российской дорожной отрасли технологии состоит в том, что для повторного или дальнейшего использования лежащего в дороге, состарившегося и разрушенного материала изношенной и дефектной дорожной одежды необходимо определенное его укрепление (стабилизация) комплексными добавками органических (горячий битум, вспененный битум, битумная эмульсия) и минеральных (в основном цемент, реже известь) вяжущих.

Также планируется капремонт искусственных сооружений - 12 водопропускных труб общей протяженностью 247,61 п. м. Вообще в планах - ремонт искусственных сооружений на сумму 130,4 млн. рублей. В эти деньги включили устройство временного моста через ручей Последний, я о нем уже говорила, на 11,2 млн. рублей; ремонт 5 мостов с вводом уже в этом году - 119,2 млн. рублей - через реки и ручьи Тахсы, Порфировый, Заостровной, а также начало ремонта моста через Дебин.

ПОДАРОК МАГАДАНЦАМ ОТ ДОРОЖНИКОВ

- Расскажите, пожалуйста, для читателей о мемориале магаданским дорожникам, который видят все колымчане и гости, когда едут в аэропорт и обратно.

- Да, согласитесь, он красивый и служит не только местом, где можно почтить тех, кто отдал всю жизнь колымским дорогам, но и местом отдыха с лавочками, столиками, там же бьет ключ, где многие набирают питьевую воду. Комплекс открыли в августе 2007 года на Колымской трассе на 25-м км от Магадана. Инициаторами стали дорожники, объявившие сбор средств в фонд мемориала. Неожиданно идею поддержали все магаданцы. Деньги перечисляли и предприятия, и общественные организации, и даже частные лица. Памятник и с душой построенная площадка отдыха с мангалом и красивой беседкой сразу стали обязательным пунктом свадебных кортежей и экскурсионных маршрутов. Темный мрамор мемориала магаданским дорожникам зимой резко контрастирует с белым колымским снегом. В центре - барельеф знаменитого дорожника, ставшего сенатором, Вячеслава Ардавасовича Каликяна и надпись: «Памятью в веках об этих людях Колымы дорога пролегла». По бокам - названия предприятий, и под каждым - фамилии тех, кто долгие годы вкладывал в магаданские дороги силы и душу: прорабов, мастеров, механизаторов, водителей. Основанием для занесения фамилий было только одно - добрая память, которую оставили о себе эти люди. У подножия необычного памятника на снежном покрывале очень часто необычайно ярко пламенеют гвоздики, возложенные кем-то из проезжающих. Это дань памяти как ушедшим, так и живущим дорожникам, построившим жизненно важную для магаданцев дорогу. И кажется, что надпись над установленным у родника камнем-крестом: «Подарок магаданцам от дорожников» относится ко всей автодороге «Колыма».

- Вы так красиво и душевно об этом говорите, сразу видно, влюблены в профессию. Но какая вы дома с детьми, чем занимаетесь, что любите? Как вообще встречаете 8 Марта?

- Я очень люблю свою профессию и свою дорогу - «Колыму», с красивейшими местами, здесь даже есть два водопада. Вообще, колымская природа - это нечто удивительное! Кроме выездов на природу есть и увлечения: дома - готовить, особенно разную выпечку, а вообще - танцевать. Уже четыре года занимаюсь восточными танцами, даже ездила в составе группы как начинающая на фестиваль в Хабаровск. Я счастливая женщина, у меня прекрасные сыновья и теперь есть невестка Кристина, которая мне как родная дочь. Люблю три праздника в году: свой день рождения, Новый год и, конечно же, 8 Марта. Последний обожаю за то, что только в этот праздник дарят букетик мимозы.

От всей души поздравляю всех женщин-дорожниц с праздником, а женщинам на ответственных постах желаю удачи в достижении поставленной цели, терпения, мудрости и главное - чтобы окружал крепкий, сплоченный коллектив.

Татьяна ХРИПУН, Магадан.

Фото из личного архива Н. Сычевой.



← Назад в раздел