Камчатка. Фундамент завтрашнего дня

Качество жизни и благосостояние жителей Камчатки, развитие ее территории напрямую определяются объемами инвестиций в экономику, поэтому формирование эффективной инвестиционной политики на региональном уровне является одним из ключевых вопросов сегодняшней повестки дня власти, а улучшение инвестиционного климата - приоритетная задача как для правительства Камчатского края, так и для созданного им весной 2013 года института привлечения инвестиций - акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края».

Корпорация развития

Говоря о роли Корпорации, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин отметил, что именно от эффективности работы этого института зависит улучшение делового климата в регионе, количество привлеченных в экономику финансовых и имущественных активов, в том числе и иностранных, увеличение количества новых рабочих мест и в итоге - экономический рост, поэтому ее роль велика как никогда. «Сегодня задача «Корпорации развития» - путем создания проектных команд, грамотной организацией взаимодействия участников инвестиционного процесса с органами власти, финансовыми институтами создавать условия, которые помогут инвестору или инициатору проекта», - сказал Владимир Илюхин.

Корпорация развития Камчатского края сегодня становится своеобразной точкой входа на территорию для потенциальных инвесторов и бизнеса. Мы пригласили к разговору руководителя акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края» Николая Пегина.

- В чем вы видите первоочередную задачу созданной структуры?

- Мы ускоряем и облегчаем процесс инвестирования, даем ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у инвестора. Мы знаем, что сегодня инвесторам нужны реальные проекты. Идей, конечно, много. Перспективы гигантские. А готовых, проработанных и обоснованных инвестпроектов - единицы. У Камчатского края есть порядка 300 перспективных инвестиционных идей, но, когда мы отфильтровали их по степени готовности к началу детальной проработки, их стало в три раза меньше. По самым востребованным и проработанным мы сформировали понятные инвестиционные предложения, которые вошли в наш первый инвестиционный портфель. С ним сейчас и работаем.

- Что же туда вошло?

- В первом инвестиционном портфеле, сформированном совместно с правительством Камчатского края, есть разные проекты: и стратегические, очень крупные с глобальной перспективой, и не очень. Всего около 30 проектов. Среди тех, которые имеют не слишком далекую перспективу, - создание агропромышленного парка «Нагорный», а также комплексный проект развития агропромышленного кластера Камчатского края, в который входят проекты создания комбикормового завода, мукомольного производства, модернизации птицефабрики «Пионерское». В инвестиционный портфель Корпорации также вошел ряд проектов минерально-сырьевого и лесопромышленного комплекса, энергетики и туризма, рыбопереработки. Уже сегодня мы создаем фундамент для завтрашнего дня.

- А какие существуют примеры глобальных, стратегических проектов?

Примером глобального проекта может служить предложение создать на Камчатке порт-хаб на Северном морском пути.

Динамика развития Северного морского пути характеризуется стремительным ежегодным увеличением объемов грузоперевозок. Являясь важнейшей стратегической коммуникационной артерией Российской Федерации, он способен уже в ближайшее время стать полноправной частью международных транспортных коммуникаций, перераспределяя значимую часть всех мировых перевозок. Таким образом, Россия становится центром глобальных торговых, производственных и транспортных потоков. И Северный морской путь может стать транспортной артерией - Северным транспортным коридором, создающим и определяющим новую геополитическую ситуацию в мире.

Петропавловский порт, в первую очередь в силу своего уникального географического положения и непосредственной близости к международным судоходным линиям, имеет все предпосылки к тому, чтобы стать крупнейшим российским транспортно-логистическим комплексом и важнейшим звеном международных транспортных потоков, а Камчатский край, за счет развития и модернизации портовых мощностей и создания транспортно-бункеровочного хаба, может выступить в качестве стратегически важного субъекта Российской Федерации, определяющего перспективные возможности государства в создании международной транспортной системы как один из ее опорных пунктов в северной части Тихого океана.

Рыбаки - за альтернативу

Вот как прокомментировал перспективы развития поставок рыбы Северным морским путем в одном из интервью Сергей Тарусов - председатель одного из старейших и крупных рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока - Рыболовецкого колхоза имени Ленина:

- Экономически этот вариант более эффективен, чем транспортировка через Приморье. Морским путем до Владивостока, потом - рефконтейнерами по железной дороге за пределы Дальнего Востока - понятно, как это сказывается на цене и качестве продукции. Так что Северный морской путь, на мой взгляд, в этом плане может стать хорошей альтернативой. Очень многое в вопросах морской доставки зависит от гидрологической обстановки. Но, если она будет позволять, однозначно нужно более широко использовать Северный морской путь. И, кстати, для доставки не только лосося, но и всех видов рыбопродукции, в том числе консервной группы. К тому же это позволит создать здоровую конкуренцию железнодорожникам, которых сегодня мало что сдерживает в ценовой политике.

Северный шелковый

28 августа 2011 года в порту Санкт-Петербурга пришвартовалось судно «Коммунары Николаева», на борту которого было пять тысяч тонн дальневосточной красной рыбы. Следом за ним в Северную столицу прибыл рефрижератор «Капитан Пряха». Оба судна вышли из Владивостока и менее чем за месяц прошли по Северному морскому пути под контролем ледоколов Росатомфлота.

Всего в 2011 году по Севморпути прошло 34 транзитных судна, которые перевезли более 800 тысяч тонн груза. В 2012 году уже 46 судов перевезли более 1,2 миллиона тонн транзитных грузов, а в 2013-м было совершено около 64 проходов по Севморпути с 1,3 миллиона тонн транзита.

В августе 2013 года сухогруз «Инженер Трубин» (порт приписки Архангельск) прошел Северным морским путем и сделал промежуточную остановку в порту Петропавловска-Камчатского. Теплоход Северного морского пароходства - участник коммерческой экспедиции Тюмень - Сабетта - Камчатка - Китай, главная цель которой - доставка продукции отечественных предприятий по СМП в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На Камчатку теплоход доставил груз для местных сельхозпроизводителей.

- Движение груза морским путем - это всегда дешевле. Сейчас к нам пришел ячмень. Специалисты посмотрят, и если все устраивает, то можно будет наращивать объемы поставок с территории Ямала, Урала, - сказал заместитель председателя правительства Камчатского края Сергей Пахомов. - Предприятия, которым это интересно, посмотрят логистику, себестоимость, которая складывается при движении этого груза, и сделают выводы.

Для субъектов Уральского федерального округа это первый практический опыт по доставке грузов Севморпутем, когда был задействован строящийся на Ямале порт Сабетта.

- Порт Сабетта уже сегодня рассматривается не просто как монопорт для транспортировки углеводородного сырья, но и как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Севморпути в Азию, Европу и Америку, - сказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. - При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему и безопасному пути.

В свою очередь, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин выразил уверенность, что Петропавловск-Камчатский может и должен стать портом-хабом на Севморпути как для российских, так и для иностранных судов. По мнению губернатора, на Камчатке можно делать межрейсовый ремонт, производить бункеровку, смену экипажа.

- Петропавловск-Камчатский на СМП - единственный незамерзающий порт в северной части Тихоокеанского побережья. Сегодня представители судоходных компаний Азиатско-Тихоокеанского региона достаточно активно пытаются использовать этот путь, поэтому для нас эта работа, учитывая активное освоение арктического шельфа, приобретает государственное значение, - сказал Владимир Илюхин. - Приход «Инженера Трубина» - своего рода точка отсчета новой серьезной работы, которая нам предстоит в части освоения Северного морского пути. Мы уже имели опыт отправки рыбопродукции из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. Опыт удачный, и нам этот успех необходимо закрепить.

От берегов Камчатки «Инженер Трубин» взял курс на Шанхай. В сентябре он проследовал обратным курсом через Камчатку на Ямал.

Камчатка имеет уникальные ресурсы для развития самых разных сфер экономики. Это - горнорудная и рыбная отрасли, транспорт и жилищно-коммунальная сфера, туризм, аква- и агропром. Все эти направления дают краю хорошую возможность развиваться, привлекать инвесторов и уверенно двигаться вперед. И Дальний Восток, Камчатский край, как его важнейшая часть, могут стать экспериментальной площадкой по созданию новой геополитической ситуации в мире.

Светлана ПОГОЖЕВА,

Петропавловск-Камчатский.



← Назад в раздел