Пресс-конференция на морских причалах

Сергей Иванов: – Это далеко не первая Морская коллегия, рассматривающая ситуацию портов: совсем недавно в Мурманске проходило заседание президиума Госсовета и Морской коллегии, где практически был поставлен портовый вопрос в общероссийском масштабе. А сегодня коллегия рассматривала работу дальневосточного побережья, чтобы перейти от слов к делу: как развивать здесь выход в Мировой океан, где у нас нет никаких ограничений. Здесь, в Восточном порту, не имеющем ограничений ни по глубинам, ни по замерзанию (если нужно – тут можно использовать даже ледоколы), идеальное место для развития “глобального” порта. Хотя на Дальнем Востоке очень много накопилось проблем с портами, частично – до конца года – они будут разрешены принятием двух федеральных законов. И первый из них – “О портах”, где будет четко регламентирована земля транспорта и все земельные отношения урегулированы и, самое главное, наконец, появится единый хозяин – администрация порта, которая будет полностью отвечать за все, что будет происходить на территории и акватории порта. А не так, как сейчас зачастую происходит, когда у той или иной компании 10 метров береговой линии и больше ничего уже ее не интересует.

Второй закон “О свободных экономических зонах” тоже должен быть принят Государственной Думой до конца года, что позволит нам создать экономические условия хозяйствования в портах не менее привлекательные, чем у наших зарубежных соседей. Практически налоговые ставки будут “обнулены” в свободных портовых зонах и здесь можно тогда будет эффективно осуществлять экономическую деятельность.

Кроме этого, в законе предусматривается, чтобы не было разделений по типам портов – рыбный, лесной, навалочных грузов, нефтеналивных. Порт будет один: в нем можно осуществлять любую экономическую деятельность, связанную с перевалкой любых грузов. Конечно, есть и проблемы субъективного характера: в одних портах, как правильно недавно сказал председатель Правительства Виктор Зубков, сотни мелких стивидорных компаний действуют – ситуация мутная. В Восточном порту этого нет, но есть другая проблема: отсутствуют скоординированные действия таможенной службы, стивидорных и других компаний по быстрой обработке грузов. На Морской коллегии откровенно говорилось о том, что контейнеры задерживаются в порту до двух недель. Если это так, то это не порт. И вложение крупных федеральных бюджетных средств становится в развитии портов делом бессмысленным, если здесь нет порядка. И на это никаких денег не нужно. Просто надо грамотно организовать работу всех участников грузового процесса. И Морская коллегия уже Минтранса должна твердо и настойчиво следить за наведением порядка в портах.

– Каких результатов ждете от состоявшейся коллегии и что в первую очередь необходимо делать?

Игорь Левитин: – 20 сентября на заседании Правительства одобрен комплекс мер, которые были разработаны по поручению Президента России по развитию портовой инфраструктуры страны. Там рассматривались мероприятия, заложенные применительно к Дальневосточному региону. Здесь есть одна особенность – выполняется до 50% каботажных перевозок, которых нет ни на северо-западе, ни на юге страны. Учитывая эту специфику портов, мы заложили такие мероприятия, чтобы в полной мере осуществлять социально значимые перевозки.

Еще мы отрабатываем программу развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья. В рамках своих полномочий изучили проблемы ее финансирования.

Сергей Дарькин: – Мы ждем скорейшего принятия Закона о свободных экономических зонах портового типа для того, чтобы в этом месте – в порту Восточном – разместить не только переработку грузов, но и производство новых видов товаров и услуг для России и Азиатско-Тихоокеанского региона. Он очень нужен для того, чтобы в решении принципиальных вопросов мы равнялись с самыми передовыми свободными экономическими зонами, - такими, как в Шанхае, Объединенных Арабских Эмиратах. Экономика Приморья к этому готова давно. Важно теперь получить закон.

На коллегии мы сумели рассмотреть очень много тактических вопросов, необходимых для обеспечения качественной работы всего морского транспорта в целом, что позитивно скажется в ближайшее время на экономике Дальневосточного региона. Тем более, что будут сделаны льготы и дотации для жителей Дальнего Востока и не только на морском транспорте, но и на железнодорожном, авиационном.

Сергей Иванов: – К этому я хочу еще добавить: в последнее время Правительство действительно обратило серьезное внимание на проблемы развития Дальневосточного региона и Забайкалья в целом, в том числе, конечно, и транспортной инфраструктуры. И в федеральной целевой программе развития транспортной стратегии России предусматривается выделение сотен миллиардов рублей именно на развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока: это как раз и аэропорты, и морские порты и дороги. Причем, обращаю внимание на то, что порт – это не просто “урез воды”, пирс, причал, портальный кран, буксир, в понятие современного порта включаются подходы к нему – железнодорожные, автомобильные, логистические центры. Понятие порта куда шире, чем место, где судно причаливает к берегу, чтобы осуществить какие-то действия. Кроме этого, мы должны думать о стратегии: российский опыт показывает, что порты, построенные в прошлые годы и расположенные в крупных городах, в том числе во Владивостоке и Находке, уже не имеют свободных территорий для расширения. Именно поэтому планами развития транспортной стратегии России предусматривается создание новых портов вне крупных населенных пунктов – в Восточном, например, где решаются проблемы экологии, шума. Слава Богу, в России территорий еще хватает для того, чтобы строить современные крупные порты, не причиняя неудобств жителям городов.

– Какие шаги предпринимает федеральный центр к подготовке АТЭС 2012 года во Владивостоке?

Сергей Ушаков: – Для того, чтобы придать этой работе плановый характер, подписан Указ Президента об организации оргкомитета “АТЭС-2012”. И на меня возложены функции руководства этим комитетом. Сегодня, воспользовавшись возможностью прибыть в Приморье, провел встречу с губернатором края Сергеем Дарькиным, с которым мы и раньше встречались, обозначая основные “вехи” сотрудничества. Работа теперь приобретает более конкретный характер, поскольку федеральные ведомства, вовлеченные в реализацию крупного международного проекта, выходят с предложениями о своем участии – в рамках оргкомитета разработан объединенный план нашей работы на весь период до 2012 года.

В задачу входит масса локальных проектов, которые будут осуществляться здесь, в Приморье, поскольку центром заседания АТЭС обозначен Владивосток. Они в себя включают различные мероприятия: это и инфраструктурный проект, социальные, по реконструкции и строительству важных объектов – гостиничных комплексов, деловых центров, театрально-развлекательных учреждений – всего того, что необходимо для качественного проведения этого крупнейшего международного форума. И вместе с руководством края мы видим задачу в том, чтобы синхронизировать работу всех заинтересованных ведомств и администрации Приморья, организовать координацию предприятий и лиц, занятых в реализации проектов для того, чтобы планомерная и последовательная работа без сбоев привела к положительным результатам и обеспечила в полной мере председательство Российской Федерации в рамках АТЭС 2012 года.

Сергей Дарькин: – Приморье полностью готово к началу всех мероприятий: кадровому обеспечению, проведению строительных работ, по обслуживанию. В университетах открываем новые специальности – перспективные особенно для молодежи. Мы во всеоружии готовы!

– Не расширился ли круг, Сергей Борисович, Ваших обязанностей в связи с назначением нового Правительства?

Сергей Иванов: – Он остался прежним: я буду заниматься всеми теми вопросами, что раньше возлагались на меня. Что касается изменений в составе Правительства, я думаю, были даны исчерпывающие объяснения: Правительство должно особенно успешно работать в атмосфере политических событий страны – выборов в Государственную Думу, подготовке последующих президентских выборов в марте 2008 года. Сделано это для того, чтобы простые люди не почувствовали каких-то отрицательных влияний этих событий на повседневную жизнь, чтобы исполнительная власть работала четко. Перефразирую известное изречение о том, как “сборная России по баскетболу играла до последних секунд!” И деятельность Правительства, всех исполнительных ветвей власти только положительно отражалась на политических событиях, и простые люди не ощущали каких-либо негативных влияний на уровень своей жизни, особенно тех стратегических решений, направленных на развитие страны по всем направлениям, чтобы поступательное движение России продолжалось вперед.



← Назад в раздел