В соответствии со здравым смыслом

Владимир Владимирович, как всегда, попал не в бровь, а в глаз! Именно означенные им в Послании наболевшие проблемы ровно месяц назад - 8 ноября 2013 года - волновали участников Всероссийского съезда муниципальных образований, на который вовсе не в дискуссионном плане, как прежде, а в исполнительном делегаты возлагали очень большие надежды. И потому подготовка к съезду велась тщательная как со стороны Всероссийского конгресса муниципальных образований, Всероссийского совета по местному самоуправлению, так и на местах. Еще в июне было проведено специальное совещание исполнительных директоров советов муниципальных образований субъектов Федерации. На нем рассматривались представленные с мест аналитические материалы, заключения и предложения, направленные прежде всего на то, чтобы продолжающаяся уже много лет реформа местного самоуправления закончилась наконец-то созданием работающей системы институтов местной власти.

К сожалению, все потом произошло вовсе не так, как планировалось: съезд предполагалось провести в Москве, с участием первых лиц страны, с массовым присутствием делегатов в 1300 человек и развернутой программой, но, как и многие планы местного самоуправления за десять реформенных лет, в самый последний момент по какой-то причине все изменилось. В Москву делегаты не попали, было их, кстати, почти в три раза меньше: от Приморья вместо 13 человек вызвали только троих. А съезд проходил… в Суздале.

Однако муниципалы о такой смене места не пожалели. Древний град Руси встретил нас чрезвычайно радушно. Именно Суздаль, еще с восстания волхвов 1024 года, а потом в ХII веке при Юрии Долгоруком был центром Ростово-Суздальского княжества. При Андрее Боголюбском безболезненно объединился с княжеством Владимирским в единое целое. А 1392 год стал временным рубежом его вхождения в состав Великого княжества Московского. Народ суздальский играл основополагающую роль как в становлении русской государственности, так и своей социальной стойкости. Суздаль представлял и опальную земщину, и отражал польско-литовских захватчиков, налеты крымских татар, переносил «черные дни» моровой язвы и поборы на жалованье московских стрельцов.

Славная история придала дискуссиям на Всероссийском съезде муниципальных образований нынешней России особый, остро критичный оттенок и при общении делегатов с трибун, и в работе секций, и в общении с заместителем Председателя Правительства России Дмитрием Козаком, министром регионального развития РФ Игорем Слюняевым, первым заместителем министра сельского хозяйства РФ Игорем Маныловым и другими чиновниками. В дискуссиях участвовали главы ряда регионов России, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы РФ, руководители органов местного самоуправления со всей страны. Тон задала хозяйка региона - губернатор Владимирской области наша землячка Светлана Орлова:

-Тема съезда архиважная, потому что каждый руководитель на местном уровне - будь то сельское или городское поселение, городской округ - ежедневно напрямую работает с людьми. Поэтому мы с вами должны честно и откровенно обсуждать все стоящие перед нами проблемы. За десять лет существования федерального закона об общих принципах местного самоуправления сделано немало. Но нельзя останавливаться на достигнутом, ведь за каждым решением, которое вы принимаете на местах, - судьбы людей, волнующие их проблемы, - сказала она со съездовской трибуны.

На пленарном заседании обсуждались наиболее проблемные вопросы, которые детально были проработаны на шести экспертно-тематических секциях. Уверены, говорили выступающие, что по итогам съезда будут приняты реальные решения как в законодательном аспекте, так и в сфере непосредственного управления территориями.

- Муниципальная власть - это важнейший уровень власти, во всем мире он пользуется наибольшим спросом. Если вы посмотрите на любую европейскую страну, то увидите, что именно на муниципальные выборы приходит больше всего избирателей. Это обусловлено тем, что люди интересуются деятельностью власти на местах. Именно поэтому мы должны создать в стране атмосферу для того, чтобы муниципальная власть отвечала на запросы, которые существуют в обществе. Проблема власти и денег всегда была, есть и будет. По всем прозвучавшим сегодня обращениям в ближайшее время будут приняты решения, которые позволят выработать законодательные ответы на те вызовы, которые сегодня существуют на муниципальном уровне власти, - итожил муниципальные дискуссии вице-премьер Дмитрий Козак.

По итогам пленарного заседания участники съезда приняли резолюцию, согласно которой решено систематизировать представленные материалы и практики, а также поднятые вопросы и направить их в адрес Президента России В.В. Путина с просьбой дать поручения соответствующим министерствам и ведомствам по решению озвученных муниципалитетами проблем.

Очевидно, слово съездовское дошло до Владимира Владимировича:

«Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района - в регион, с поселения - на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы.

Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы».

Откровеннее нельзя сказать! В процессе административно-бюджетной и муниципальной реформы нам не удалось решить проблемы в сфере финансового обеспечения муниципалитетов. Собственных доходов местных бюджетов повсеместно не хватает даже на текущую деятельность, не говоря уже о перспективном развитии соответствующих территорий. Хотя в Федеральном законе № 131-ФЗ нет прямой формулировки принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным им полномочиям, этот принцип заложен в идеологии закона. Кстати, отмечая его положительный вклад в становление российского местного самоуправления, многие делегаты высказывали мнение не латать его поправками дальше как Тришкин кафтан, а на основе принятой идеологии утвердить новый закон, в котором должна найти отображение стратегия пространственного развития Российской Федерации для создания условий комплексного подхода к организации территорий, в том числе сельских, ведь разработка документов территориального планирования и субъектов, и муниципальных образований ведется сегодня в отсутствие документов территориального планирования Российской Федерации.

В то же время в течение ряда лет сохраняется тенденция значительной централизации в федеральном бюджете доходов бюджетной системы Российской Федерации с последующим перераспределением их части в бюджеты субъектов, а оттуда далее в местные бюджеты. При этом консолидированный объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП сокращается. Если на момент принятия 131-ФЗ он составлял более 8%, то сейчас он составляет только 5%. Да и здесь, по данным Минфина, картина остается неоднородной. В бюджетах городских округов аккумулируется 65%, муниципальных районов - 26% и лишь 9% - в бюджетах поселений. Получается, что выстроенная таким образом налоговая политика приводит к деградации отечественной провинции.

В этой части позиция делегатов съезда была однозначной: каждое поселение должно иметь в соответствии с законом как минимум школу, учреждение здравоохранения, информационно-культурно-досуговый центр, почту, отделение банка, участкового полицейского.

Нельзя сказать, что в последние годы не предпринимаются попытки исправить ситуацию. В этой части в унисон было и выступление на секции заместителя министра сельского хозяйства о проведении финансирования государственной программы развития сельских территорий в экономических и социальных вопросах через Минсельхоз, в связи с чем даже поступило предложение переименовать его в Министерство сельского хозяйства и социального развития сельской местности.

Предполагаемые изменения, направленные на увеличение поступлений в местные бюджеты в связи с принятием Государственной Думой 244-ФЗ от 3 декабря 2012 года вряд ли изменят ситуацию, так как надо опираться не только на изменение нормативов отчисления налогов, но и прежде всего на заинтересованность самих муниципалитетов в обеспечении комплексного развития экономики территории, дав им в руки соответствующие рычаги. Например, уже не раз поднимается в этой части вопрос о предоставлении права сельским поселениям распоряжаться землей, государственная собственность на которую не разграничена, общераспространенными полезными ископаемыми как дополнительными источниками доходов. Ставится вопрос об отмене нормы, позволяющей органам государственной власти субъекта РФ изымать у городов - административных центров этих субъектов полномочия по распоряжению участками, государственная собственность на которые не разграничена, и так далее. Здесь я должен сказать, что предложение о полезных ископаемых, о наделении советов и Конгресса муниципальных образований правом законодательной инициативы, исключение двойной передачи государственных полномочий (с федеральной на региональный, а затем с регионального на местный уровень) попали в итоговый документ по предложению Совета муниципальных образований Приморского края.


Николай ЛИТВИНОВ,

исполнительный директор Совета глав муниципальных образований Приморского края.



← Назад в раздел