Движение на восток нуждается в ускорении

Под особым контролем - регионы Дальнего Востока. Это, как отметил Президент в Послании Федеральному Собранию, наш национальный приоритет на весь XXI век. Социальная поддержка его жителей поможет стабилизировать демографическую обстановку, а современные дороги, тоннели, мосты облегчат доступ к богатствам недр, свяжут воедино промышленные, торговые центры Европы и Азии. Преобразования требуют немалых средств. Их, как правило, не хватает. В чем убеждают и состоявшиеся дискуссии по бюджету.

Парламент просил добавки

Совету Федерации на завершающем этапе обсуждения главного финансового документа удалось увеличить средства регионам. Дополнительно будут они выделены под социальные указы Президента. А для сбалансирования бюджетов к 13,5 миллиарда добавят еще 4,5 миллиарда рублей. Плюс 14 миллиардов - на предупреждение стихийных бедствий и борьбу с ними.

Однако до вполне благополучного финала были ожесточенные схватки в Госдуме.

Не в лучшем настроении поднимался на ее трибуну министр финансов Антон Силуанов. Позади - месяцы кропотливого труда над бюджетом, споры с оппонентами, мучительные попытки свести «дебет с кредитом». И предстоящее выступление триумфа не предвещало.

- Разговор будет достаточно жестким, - предупредил нас, журналистов, председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Тяжелая работа Правительства, Минфина, в частности, выразилась и в объеме потраченной бумаги. Проект занял 11 тысяч страниц вместо прежних 9,5 тысячи. Озвучил министр основные параметры. Доходы в будущем году должны составить около 13,6 триллиона рублей. Расходы - без малого 14 триллионов. Дефицит - почти 400 миллиардов рублей. ВВП - свыше 73 триллионов, цена барреля нефти - 94 доллара, среднегодовой курс его - 33,4 рубля, инфляция - в пределах 5 процентов.

Дефицит - мера вынужденная. В экономике тяжелая обстановка. Рост ВВП за минувшее полугодие составил около 1,5, к концу года дотянет от силы до 2 процентов. Это - «красный сигнал». Как включить «зеленый»? С 2014 года, поведал министр, страна переходит на «программно-целевое бюджетирование». В его основе - долгосрочная стратегия с упором на малый и средний бизнес, который способен быстро создавать новые объекты, рабочие места, поднять производительность труда. Еще - стабилизация тарифов естественных монополий для промышленности, ожидаемые приток инвестиций и оживление мировой экономики.

Так что рост ВВП в ближайшие три года может составить не менее 3 процентов. «А пока мы вынуждены принимать бюджет жесткий, консервативный. Расходы по всем статьям, кроме защищенных, сокращаются на 5 процентов. Повышать не будем, как бы того ни требовали лоббисты», - заранее предупредил А. Силуанов.

Напрасные ожидания. Борьба за «строчки» бюджета развернулась задолго до пленарного заседания. От комитетов Госдумы поступило на него 28 заключений, из них положительных было только 7. Два комитета - по науке и культуре - категорически его забраковали. Остальные выставили множество поправок.

- На 37 миллиардов рублей меньше получит ЖКХ, на 88 - образование, на 45 миллиардов - здравоохранение. Причем расходы на медицину, «коммуналку», СМИ сокращаются второй год подряд, - констатировала известный экономист и политик Оксана Дмитриева. - Не предусмотрены средства на финансирование детских садов, дошкольного и модернизации общего образования. Как можно утверждать, что социальные гарантии остаются неизменными? Это противоречит предвыборным обещаниям, Бюджетному посланию Президента.

- Село несет большие потери из-за паритета цен, вступления России в ВТО, стихийных бедствий, - посетовал министру депутат Владимир Кашин, - а вы сокращаете ему финансирование.

- Не сокращаем, - был ответ, - субсидируем в соответствии с госпрограммой развития АПК. Выделены средства на компенсацию потерь от стихийных бедствий, пролонгирован льготный налог на прибыль. Это означает, что у крестьян останется на руках около 30 миллиардов рублей.

Но если нет доходов, какова цена такой «льготе»?

На обновление сельхозтехники в бюджете заложено лишь около 2 миллиардов рублей. Колоссальные потери понесли в этом году крестьяне Дальнего Востока, но выделяемые средства явно недостаточны для восстановления порушенного хозяйства. Меньше прежнего получат денег на борьбу с лесными пожарами Восточная Сибирь, Якутия, Приамурье.

Не сумев договориться с А. Силуановым и его представителями об увеличении ассигнований, депутаты-аграрники обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой признать одним из приоритетных направлений государственной политики техническую модернизацию АПК. Ибо около 70 процентов тракторов и 55 процентов комбайнов морально и физически устарели. Для возмещения затрат на обновление парка предлагают в 2014 году выделить из федерального бюджета 5 миллиардов рублей. При этом размер субсидии должен быть не менее 30 процентов цены машин и оборудования без учета НДС. Начиная с 2015 года сумму в бюджете довести до 20 миллиардов рублей.

- Без технической революции в АПК крестьянам трудно конкурировать на мировом рынке сельхозпродукции, - пояснила в беседе с журналистами заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина.

- Цели, обозначенные в бюджете, не подтверждаются расчетами. - Это - «хотелки», - жестко заметил председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

Правительство уверяет, например, что основные средства пойдут в медицину через фонд ОМС. Его объем определен из расчета трех процентов роста ВВП, но нет убедительных аргументов, что он достигнет этой величины, сомневались участники дискуссии. А больше половины инвестиций - это взносы в уставные капиталы акционерных обществ. Они в лучшем случае лежат на депозитах в банках либо используются в различных схемах скупки активов.

Растет кредитная нагрузка на субъекты Федерации. Их долги превысили триллион рублей. Между тем центр передает им все новые расходные обязательства, не подкрепленные финансами. Объяснение стандартное: федеральный бюджет, напряженный.

В самом ли деле скрупулезно учтены, обоснованы его «доходы-расходы»? Впервые в их основе так называемый программный принцип. Все госпрограммы, а их больше сорока, «оптимизированы с целью повышения эффективности, сокращения затрат». В том числе по таким важным направлениям, как упрощение доступа к энергоресурсам, ускорение таможенных процедур, поддержка экспорта, кредитование, субсидирование процентных ставок. Однако многие программы, заявила на этом заседании председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, не увязаны с достижением общегосударственных целей, носят ведомственный характер.

Начать хотя бы с исходного документа - «Стратегии-2020». Принятая больше пяти лет назад, она во многом устарела, требует корректировки. Или взять госпрограмму «Развитие промышленности…». По одним источникам предусматривается рост производительности труда в 1,5, по другим - в 1,36 раза. Иные кураторы программ заботятся прежде всего о том, чтобы «застолбить» свою строку в бюджете. А там, мол, будет видно. За первые шесть месяцев года текущего, констатирует Счетная палата, средства Федеральной целевой программы «Чистая вода» использованы лишь на 0,4 процента, «Информационное общество» - на 1, «Обеспечение безопасности полетов…» - на 1процент.

Между тем деньги хорошо помогли бы на других направлениях. По финансированию научно-исследовательских, конструкторских работ, сетовали депутаты, мы сопоставимы с такой страной, как Мозамбик. Зато на футбол в 2014 году бюджетных денег потратим втрое больше, чем на поддержку малого и среднего бизнеса, в шесть раз - чем на ведущие университеты страны, и в десять раз - чем на создание благоприятного инвестиционного климата.

Почти треть бюджета поглощают силовые структуры, куда же без них. При этом на 20 процентов был недовыполнен в прошлом году оборонный заказ, хотя деньги израсходованы полностью. Распоряжением премьера уволен глава Росграницы Дмитрий Безделов. «По собственному желанию, но за дело», - многозначительно прокомментировал отставку вице-премьер Дмитрий Рогозин. Конкретно - за нецелевое использование 150 миллиардов рублей, выделенных в рамках программы «Развитие государственной границы». При этом один миллиард оказался на счетах банка, где главный держатель акций - отец высокопоставленного чиновника.

В обсуждаемом проекте Минфин не обделил обласканные властями госкорпорации, структуры. Те же, к примеру, «Роснано», «Сколково». Последнее получит в 2014 году 26 миллиардов рублей. Между тем как раз эти «любимчики» вызывают у Счетной палаты сомнения, она не уверена, что средства принесут желаемую отдачу. Опасения небеспочвенны: так, «Роснано», пообещав на полученные деньги создать инновационные материалы и пополнить казну, принесло ей за прошлый год 20 миллиардов рублей убытка.

Россия мучительно долго добивалась членства в ВТО. Как же использует ее возможности? Пошлины на ввозимые к нам товары, в том числе птицу, молоко, лекарства, обувь, текстиль, ниже согласованных с этой организацией. За первое полугодие, по сравнению с соответствующим периодом года минувшего, импорт порошкового молока увеличился на 47,7, мяса - на 13, кукурузы - на 66 процентов.

Наши переговорщики ценою немалых усилий отстояли для села финансовую поддержку выше предусмотренной ВТО. И что же? На 2013 год она запланирована в размере 42 процентов, согласованных с этой организацией. В 2014-м составит соответственно 47, и только в 2018-м - более 90 процентов.

- Зачем же было копья ломать? - недоумевали выступавшие. - Не лучше ли добиться уступок по другим направлениям? На момент вступления в ВТО по отношению к России действовало 94 ограничительных меры. Сегодня отменено лишь пять из них. Опять же, большие финансовые потери для бюджета.

Давно покинул Минфин Алексей Кудрин, но жива его традиция, создавать «заначку», чтобы потом покрывать ошибки, просчеты ведомства. В обсуждаемом проекте она, по мнению экспертов, тянет примерно на триллион рублей. Та же О. Дмитриева считает, что намеренно занижен прогноз стоимости «черного золота». Вероятная цена нефти - 110 долларов за баррель. Значит, доходы от нее могут быть выше минимум на 400 миллиардов рублей. За рамками бюджета остались поступления от акцизов на горючее.

В условиях затянувшегося кризиса Президент призывает экономить, «затягивать пояса». Премьер в свою очередь заявил: граждане должны нести социальную ответственность за положение в стране. Похоже, это не относится к представителям высших эшелонов власти. Согласно недавнему указу главы государства резко возрастает их зарплата. Например, до сентября у министра она была около 33 тысяч рублей. Теперь 52 тысячи. Сумма вроде скромная, но ее умножают на некий коэффициент. Плюс ежемесячные, ежеквартальные премии, страховки. В итоге получалось минимум 160 тысяч, а стало около 260 тысяч рублей. Это лишь начало. В будущем году Президент сулит им очередную прибавку. Тогда месячный заработок повысится почти до полумиллиона.

Доходы высших чиновников, полают аналитики, должны быть привязаны к экономике. Растет она - растет и оплата. Падает - снижается их вознаграждение.

- Это проект катастрофы, - заявил с думской трибуны лидер коммунистов Геннадий Зюганов. - Остаются за бортом социальные программы, образование, культура, медицина.

- Правительство переводит деньги в акции, ценные бумаги других стран, продолжая финансировать чужую экономику вместо своей. Такой бюджет нам не нужен, - сказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

Главный либерал-демократ Владимир Жириновский посоветовал уделять больше внимания пополнению доходов, борьбе с коррупцией.

Бюджет тем не менее Госдума одобрила. Ко второму чтению были внесены некоторые из поправок оппонентов. Так что в окончательном виде, как сказано выше, он претерпел изменения. «Статьями приоритетными» остались армия, силовые структуры. Еще - пенсионное обеспечение, которое также стало предметом острых дискуссий.

Где дорога, там жизнь

Более миллиона километров - такова протяженность российских дорог, сообщил министр. Из них половина - региональные, 450 тысяч - муниципальные, 50 тысяч - федеральные. Вклад транспорта в ВВП страны составляет около 7 процентов, а на территориях Дальнего Востока - от 15 до 20 процентов. За последнее двадцатилетие накопилось немало проблем: перегруженность магистралей, износ основных фондов, аварийность. Виною отчасти просчеты в приватизации таких комплексов, как, например, РЖД. Итогом стали дезорганизация вагонного парка, всего железнодорожного сообщения. Снижением безопасности, эффективности перевозок обернулась она и в Аэрофлоте.

- Деятельность министерства, - поведал далее М. Соколов с трибуны Совета Федерации, - концентрируется на следующих важнейших направлениях: безопасность, качество, доступность услуг, расширение внутренних и международных коридоров. За год грузооборот вырос почти на 5, пассажирских перевозок - на 6, экспорт транспортных услуг - на 14 процентов. Общий объем инвестиций в отрасль составил 1,3 триллиона рублей. Пятьсот миллиардов рублей поступило от нее в федеральный бюджет. До 34 с лишним тысяч рублей выросла среднемесячная зарплата.

Становятся шире и морские наши ворота. Почти на 6 процентов вырос грузооборот портов. Сдано в эксплуатацию семь пассажирских терминалов, продолжается строительство контейнерных, в том числе на полуострове Ямал. Флот пополнился 40 новыми судами, еще 22 сойдут со стапелей до конца года. Всего же под российским флагом бороздят голубые просторы 1100 судов, в том числе и на Северном морском пути. За год на этой водной трассе перевозится уже около 4 миллионов тонн грузов, из них 1,2 миллиона - транзитных.

«Обручем», скрепляющим необъятную нашу страну, по праву называют авиацию. За год путешествие по воздуху совершили свыше 70 миллионов человек. Особое внимание - обслуживанию отдаленных районов. К 2015 году согласно «дорожной карте» объем перевозок там увеличится на треть.

Взамен убыточных местных аэропортов, на их базе, создано семь федеральных. В Иркутской области, например, 17 лет бездействовали аэропорты Мама, Киренск, Усть-Кут, Бодайбо. Сейчас здесь идут восстановительные, ремонтные работы. Завершено строительство ряда новых аэропортов, в том числе во Владивостоке, на Курилах, а также вертодрома на острове Русском. Сорок самолетов передано в лизинг авиакомпаниям только в этом году.

Острой, напомнили сенаторы министру, остается проблема дороговизны авиабилетов. Это усложняет, затрудняет хозяйственные, родственные связи. Как все же сделать Дальний Восток ближе к центру России? Задача непростая, ответил высокий гость, но постепенно решается. За 2012 год с Дальнего Востока, из Сибири на льготных условиях было перевезено 450 тысяч авиапассажиров. Сейчас дополнительно открыто еще девять субсидированных маршрутов. А всего их стало 42, количество льготников превысило полмиллиона человек.

Свыше миллиарда пассажиров ежегодно перемещаются по железной дороге, из них 940 миллионов - на пригородных линиях. Здесь тоже особое внимание «краю далекому, нашенскому». Так, в рамках подготовки к саммиту АТЭС многое сделано в повышении качества этой услуги для жителей Владивостока, его окрестностей. Вообще же, отмечали министр, выступавшие, мы плохо используем транзитный путь Западная Европа - Тихий океан, подаренный природой, стараниями, героическими усилиями предшественников.

Правительство одобрило обновленную Стратегию развития транспортного комплекса до 2030 года. Она, сообщил министр, постепенно реализуется. Завершение строительства Кузнецовского тоннеля на БАМе значительно ускорило доставку грузов по этой трассе к портам Охотского моря. На реконструкцию БАМа и Транссиба до 2018 года планируется выделить около 560 миллиардов рублей. Сооружение мостового перехода через Лену в районе Якутска значительно расширит экономические возможности, перспективы региона.

Параллельно идут сооружение, реконструкция автомобильных магистралей, сельских дорог. Последних сдано только в этом году 526 километров. Они соединили, в том числе и на востоке страны, около 500 населенных пунктов, где проживает 150 тысяч человек. Транспорт, дорожное хозяйство, напомнили М. Соколову, забирает из федерального бюджета не менее трети средств по разделу «Национальная экономика». Между тем распределяются они в отрасли далеко не равномерно. На содержание километра дорог федеральных тратится денег в 11 раз больше, чем на содержание региональных, оттого многие из них в плачевном состоянии. И чем дальше на восток, тем хуже.

Сравнение некорректное, ответил министр. Разные функции, задачи, нагрузки. Но проблема, согласился он, есть. С 2014 года создаются муниципальные дорожные фонды. Определены источники их наполнения. Это поможет более эффективно, адресно использовать средства на сооружение, обслуживание местных путей сообщения.

Аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин обнаружил неиспользованные резервы отрасли. Десять миллиардов бюджетных рублей было потрачено неэффективно, а 9 процентов средств не востребовано вообще. Почти на 2 процента выросло количество транспортных происшествий. У всех на слуху авиакатастрофы в Казани, на Камчатке, в Подольске, других городах. Только за последние два года на федеральной автотрассе Тюмень - Омск произошло более 200 аварий. В итоге - свыше 100 погибших, свыше 300 раненых, не говоря о потерях материальных.

Неиспользованные деньги, пояснил министр, поступили из Минфина лишь в декабре. Само собой, освоить их за несколько дней года уходящего невозможно. С аварийностью активно боремся. Вступает в строй система экстренного реагирования «ЭРА - ГЛОНАСС». Она обеспечит автоматический вызов служб к месту аварии. Базовыми станциями слежения из космоса оснащены аэропорты, аппаратурой ГЛОНАСС оборудовано 120 тысяч автобусов, 14 тысяч грузовиков, предприятия автотранспорта 50 регионов. Особая роль отводится кадрам. Восемнадцать образовательных учреждений при транспортных вузах готовят специалистов различной квалификации, при этом почти все они остаются работать в отрасли.

Многое из сказанного министром сенаторы, депутаты воспринимали как заявление о намерениях. Но в целом оценка деятельности была положительной. Не забыли поинтересоваться участием Минтранса в ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке.

- Размыто около 600 километров дорог. Какие меры принимаются, чтобы восстановительные работы не попали в руки корыстолюбивых подрядчиков, опекаемых влиятельными чиновниками? - спросила Светлана Горячева.

- Росавтодор сразу же сформировал тогда свои рабочие группы. Вместе с представителями регионов обследованы поврежденные объекты, определены объемы средств на их восстановление в Приморском и Хабаровском краях, Республике Саха (Якутия), в Амурской, Еврейской автономной областях. Большинство объектов подготовлено к временной эксплуатации. Капитальная реконструкция - задача на будущий год, когда полотно дорог окончательно осядет, просохнет.

Скоро ли «осядет», успокоится обширный регион после доселе невиданного разгула стихии? На эти, другие вопросы депутатам, сенаторам ответил глава МЧС Владимир Пучков.

Вода ушла, проблемы остались

Но прежде он рассказал о боевой мощи, успехах своей службы: «Динамично развиваемся, снижаем потери от природных катаклизмов, пожаров. В два раза снижены людские жертвы». Оперативные силы МЧС насчитывают свыше 50 тысяч человек, вооруженных современными техническими средствами. По сравнению с 2012 годом уменьшено количеств о всевозможных ЧП. Сокращено и время прибытия к месту катастрофы, а за каждой секундой - человеческие жизни.

Год уходящий отмечен крупномасштабными стихийными бедствиями. Прежде всего - наводнение на Дальнем Востоке. С 7 августа, напомнил В. Пучков, тут был введен режим чрезвычайной ситуации. В кратчайшие сроки создана группировка численностью 46 тысяч человек и 7,5 тысяч единиц техники, развернута сеть мобильных госпиталей, сформированы медицинские, ветеринарные бригады. Более ста тысяч жителей, оказавшихся в зоне стихийных бедствий, получили своевременную врачебную помощь.

Одновременно решались задачи материальной поддержки пострадавших. Практически все - а это 170 тысяч человек - получили компенсацию за утерю имущества в размере 110 тысяч рублей каждый. Частным подворьям возмещаются потери урожая. Оказывается финансовая поддержка пенсионерам, социально незащищенным группам населения, идут восстановление, капитальный ремонт жилья, инфраструктуры.

- МЧС, пожалуй, единственное министерство, где большинство сотрудников работают самоотверженно, слаженно, эффективно, проявляют мужество и высокий профессионализм, - согласился с докладчиком депутат Госдумы Денис Вороненков. - Но если во всем всегда видеть только хорошее, к лучшему ничего не изменишь.

Между тем, несмотря на активность спасающего министерства, работы у него прибавляется, а чрезвычайные происшествия, ситуации происходят в России с пугающей неизбежностью. Наводнения, пожары, обрушения. Нет ли за ними упущений в анализе ситуаций, прогнозировании? У нас, напомнил депутат, немало учреждений, призванных отслеживать ситуации климатические, техногенные. В самом МЧС - институт противопожарной обороны, центр мониторинга и прогнозирования «Антистихия», центр стратегических исследований гражданской защиты, научные подразделения в составе вузов министерства. Каков же результат?

По данным начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Владимира Степанова, еще в июле было известно об осложнениях паводковой обстановки на Дальнем Востоке, но сделано ничего не было. В начале августа руководитель Дальневосточного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Вячеслав Паршин характеризует обстановку в регионе как несложную. Спустя неделю - как нетревожную. Спустя еще неделю - как некритическую. А уже 22 августа заявляет: «В этом году на Амуре сложилась уникальная, катастрофическая ситуация. Такой не было 120 лет!» Директор департамента гражданской защиты МЧС генерал-лейтенант Сергей Диденко заявлял: «Половодье пройдет спокойно». «Обстановка под контролем, - вторил ему первый заместитель начальника Главного управления МЧС по Хабаровскому краю Денис Ильинов. - Хабаровск не Крымск, Амур не горная река».

Немало случаев, когда представители МЧС, других контролирующих органов знали о нарушениях, но вовремя их не пресекли. «Хромая лошадь» в Перми, теплоход «Булгария», пожары в социальных учреждениях. В пример законодатели приводили экс-главу Роспотребнадзора Онищенко. Никто в России не отравился молдавскими винами, грузинским «Боржоми», литовским сыром, белорусским молоком. Но при любых подозрениях на плохое качество Онищенко запрещал их импорт. У Роспотребнадзора такие функции есть, у МЧС их якобы нет.

Выходит, сотрудники министерства героически борются с пожарами, наводнениями, обвалами, но не предупреждают их. Да и на предотвращение ЧП бюджет выделяет крохи. Зато на ликвидацию последствий приходится тратить в десятки раз больше.

Министру замечания, опасения понятны, но он категорически не согласен с критикой своих коллег и соратников. Генералы Степанов, Диденко самоотверженно выполняли свой долг. Диденко, например, в течение тридцати самых критических суток находился в городе Зея, принимал меры к защите населения, объектов и успешно справился с этой трудной задачей. Изменить природу, климат невозможно. Надо, согласился В. Пучков, к ним приспосабливаться. МЧС продолжает оптимизировать свои структуры, делая упор на сокращение аппарата в пользу боевых подразделений, занятых ликвидацией ЧП.

Особо отметил стойкость, мужество и выдержку дальневосточников, выразил благодарность добровольцам, волонтерам за отзывчивость, помощь, высокое понимание гражданского долга. Последствия стихии до конца не устранены. Медленно идет восстановление жилья, мостов, дорог. Между чиновниками и населением часты конфликты интересов. Прежде всего - по вопросам признания прав на компенсацию. Власти Амурской области пытались ограничить их только суммами, выделенными из госбюджета. Никаких изъятий тут быть не должно. Все получат и часть федеральную, и региональную, заверил министр.

В Бурятии, напомнили ему сенаторы, ликвидированы многие пункты наблюдения за погодой. А тут Байкал, с которым шутки плохи. Говорят, упразднили из-за недостатка средств. В то же время МЧС закупает самолеты «Бе-200» по цене миллиард рублей за штуку. Единица наземной техники стоит в среднем 4 миллиона. Может, сделать ставку на нее? Нужно и то и другое, ответил В. Пучков. Авиация незаменима при тушении лесных пожаров, спасении людей из отдаленных, труднодоступных мест. Что же касается Байкала, там есть поисково-спасательный отряд МЧС, оснащенный судами, измерительной аппаратурой, прочими техническими средствами. Восемь его филиалов круглосуточно контролируют обстановку на озере.

Министра спросили, в чем основные трудности, проблемы спасательных операций. Готовит ли МЧС предложения, как в будущем при строительстве промышленных, прочих сооружений минимизировать ущерб от стихии. Прежде всего, ответил он, на местах не всегда заблаговременно и грамотно выполняли мероприятия по защите объектов энергетики, ЖКХ. Социальные службы, особенно на первых порах, не обеспечивали должный контроль временных пунктов содержания, питания людей. У некоторых не оказалось документов. Это затрудняло оформление финансовой помощи.

МЧС продолжает совершенствовать наблюдение, прогнозирование процессов природных, техногенных. Модернизирована дальневосточная сейсмическая служба. По сути, с нуля создана и успешно работает система предупреждения о цунами на Сахалине и Камчатке. Повсеместно работают региональные центры управления кризисными ситуациями. Осваивается вызов экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Сейчас под особым контролем рыбаки, ледовые переправы, федеральные трассы.

Парламентарии, со своей стороны, обещали министерству правовую поддержку. Готовится законопроект, который предполагает бесплатную юридическую помощь гражданам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Александр ПЛАТОШКИН,

спец. корр. «Парламентской газеты на Дальнем Востоке».

Москва. Госдума РФ.



← Назад в раздел