Туризм Бурятии: перспективы и ожидания

На современном туристском пространстве России Республика Бурятия становится все более заметной и востребованной. Подтверждение тому – статданные, показывающие стабильный ежегодный рост числа туристов, приезжающих на озеро Байкал, на целебные источники в районы республики и в Улан-Удэ.

О перспективах развития туризма в республике просим рассказать руководителя агентства по туризму Людмилу Максанову.

 

 

– Людмила Бато-Жаргаловна, расскажите, пожалуйста, как сегодня развивается туризм в Бурятии?

 

– Туризм в республике признан одним из стратегических направлений экономики. Сегодня мы позиционируем Бурятию как прекрасное место для отдыха и путешествий, а также оздоровления. Удачное географическое положение, Байкал, горы и чистые реки, эндемичная флора и фауна, обилие термальных источников, богатое историко-культурное наследие, тибетская медицина, мирное сосуществование буддизма, православия, шаманизма, старообрядчества – все это способствует развитию туризма. А с созданием особой экономической зоны он должен стать конкурентоспособным и успешным.

С 2002 года все основные показатели сферы туризма имеют положительную динамику. За 2004-2006 годы число посетивших республику туристов увеличилось на 13%. В 2006 году количество туристских прибытий в Бурятию составило 162,5 тыс. чел., доля иностранных туристов составила 11%. Республику посетили туристы из 60 стран мира. Более половины всех прибытий имеет рекреационный характер, существенную долю занимает деловой туризм (30,6%). За 2002-2006 гг. получили развитие культурно-познавательный, экологический, лечебно-оздоровительный, приключенческий туризм. Оборот предприятий сферы туризма возрос почти в 2 раза и составил в 2006 году 574,7 млн. рублей. Доля туризма в структуре ВРП Республики Бурятия составляет 0,64%. К 1 сентября т.г. в Единый федеральный реестр вошли 18 туроператоров республики. Строятся новые гостиницы, осуществляются реконструкция дорог, строительство мостов, реконструкция объектов культуры. Это осуществляется за счет бюджетных средств, прежде всего федеральных. Еще более крупные инвестиции планируются в связи с созданием ТР ОЭЗ “Байкал”.

– Проекты ТР ОЭЗ для страны – это большое нововведение, поэтому интересен опыт создания: от разработки концепции до ее воплощения в жизнь. Кто разрабатывал концепцию ТР ОЭЗ “Байкал”?

 

– Для выбора участка была приглашена канадская компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. В июне прошлого года ее представители совершили поездку в Бурятию с целью выбрать место, подходящее для строительства всесезонного горного курорта международного класса. Мы с самого начала сделали упор на развитие зимних видов туризма, ведь в условиях глобального потепления одним из главных преимуществ российского туризма должна стать сибирская зима. Горнолыжные курорты будут с настоящим, а не искусственным снегом, как сегодня происходит в других странах.

Специалисты Ecosign изучали картографический материал, проводили визуальную оценку с воздуха на вертолете. У них были жесткие требования к территории. Во-первых, территория должна принять большое количество туристских посещений – не менее 1 млн. человек в год. Во-вторых: компактность, комплексность, универсальность и всесезонность. Далее, должны быть представлены все виды отдыха и спорта (как зимние, так и летние). Немаловажным является близость к аэропорту и столице республики – Улан-Удэ, наличие уже существующей, относительно близко расположенной автодороги, связывающей планируемую туристско-рекреационную зону со столицей и аэропортом и основные объекты зоны между собой.

Специалисты отобрали 7 участков вдоль побережья Байкала и в итоге рекомендовали территорию, на которой в соответствии с постановлением Правительства России и будет создаваться ТР ОЭЗ “Байкал”. Этот участок включает 2 горные вершины, побережье Байкала с прекрасными пляжами, минеральные источники, горные реки, теплое озеро. Здесь может быть построен прекрасный парк отдыха и приключений.

Опыт республики интересен тем, что в процессе подготовки заявки по ТР ОЭЗ была отработана процедура разработки крупномасштабных проектов, включая все этапы и технологии создания и управления проектом. Ведь особая зона – это не конкретный отель или горнолыжный комплекс, это территория с высокоразвитой инфраструктурой (инженерной, транспортной, энергетической, туристской и пр.). В ТР ОЭЗ многое зависит не от туризма как такового, а от степени проработанности вопросов развития транспорта, социально-культурной сферы, здравоохранения, службы безопасности, общественного питания и пр. Важно максимально четко сфокусировать, какой пакет услуг будет лежать в основе туристского предложения.

– Как сегодня продвигается работа по созданию туристской зоны?

 

– Все подготовительные и организационные работы выполняются в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, в котором определены обязательства, порядок финансирования и ответственность сторон при создании ОЭЗ. Оно подписано 2 марта 2007 г. между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Правительством Республики Бурятия и администрацией муниципального образования “Прибайкальский район”.

В настоящее время Международным центром социально-экономических исследований “Леонтьевский центр”, компанией Deloitte Corporate Finance (Австрия) и “Horwath Consulting” (Хорватия) по заказу РосОЭЗ разрабатывается концепция создания и развития ТР ОЭЗ, которая должна содержать архитектурно-строительные, объемно-планировочные, конструктивные и технологические решения по объектам и их составным частям, а также по инженерному и информационно-телекоммуникационному обеспечению, транспортной  инфраструктуре ОЭЗ. В республике создан рабочий штаб, приняты законы о предоставлении льгот резидентам особой экономической зоны и о внесении изменений в республиканский бюджет на 2007 год в части финансирования проектно-изыскательских работ по объектам электроснабжения, дорожного строительства, водоснабжения и отходам, ведется работа с резидентами, проводятся общественные слушания и соответствующие PR-кампании.

Мы позиционируем ТР ОЭЗ “Байкал” как всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой, крупнейший горнолыжный курорт и центр SPA-терапии, бальнеологии и тибетской медицины, ключевое туристическое направление и главный объект трансграничного маршрута “Восточное кольцо” для стран Северо-Восточной Азии.

– Не могли бы Вы подробнее рассказать о трансграничном маршруте “Восточное кольцо”?

 

– В современном мире развитие трансграничных обменов имеет огромное значение, в первую очередь они содействуют продвижению регионального туризма. Особенно это интересно для приграничных регионов. На 3-м туристическом форуме в Ниигате (Япония) в августе 2006 г. говорилось о важности расширения туристических обменов между странами Северо-Восточной Азии (Китай, Корея, Монголия, Россия, Япония). При этом в трансграничные обмены могут вовлекаться как минимум две страны. Уже сегодня мы наблюдаем увеличение таких потоков, например, из Европы через Россию в Монголию и далее – Китай. В таком маршруте может принимать участие, например, такой триумвират стран: Япония, Монголия и Россия. О подготовке концепции туристического маршрута “Восточное кольцо России” говорилось на первом Дальневосточном экономическом форуме в 2006 году. Кстати, это было записано и в рекомендациях “круглого стола” по развитию туризма на Востоке России.

Понимание перспективы побудило туристские администрации Приморского края, Хабаровского края, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Иркутской области выступить с инициативой расширения и продвижения регионального туризма совместными усилиями. Инициатива поддержана Монголией, а также обсуждалась с вице-консулом Генерального консульства Японии в г. Хабаровске Ханда Такахиро во время его пребывания в республике в мае 2007 года.

Этот маршрут будет интересен и российским, и иностранным туристам, ведь Сибирь и Дальний Восток, обладая богатейшими ресурсами, являются неизвестными даже жителям своей страны. Что значит быть патриотом России, живя всю жизнь только в одном городе и ни разу не увидев живописнейшие места в разных регионах страны? Мы должны сами знакомиться с собственной страной, с ее богатой многонациональной культурой, природой и историей. Например, в Якутске при поддержке правительства Японии будет построен Всемирный музей мамонта. Там уже существует “Парк периода плейстоцен”. При оптимальной маркетинговой стратегии туда могут приезжать тысячи российских школьников именно в познавательных целях.

Если говорить про географическую сегментацию целевой аудитории потребителей отечественных турпродуктов среди иностранных туристов, то особое внимание стоит обратить на соседний Китай. По прогнозам экспертов, через 10 лет Китай станет абсолютным лидером как по количеству въездов иностранных гостей в их страну, так и по выезду самих китайцев за рубеж в качестве туристов.

Как бы мы ни хотели иметь у себя европейского туриста, но значительная доля стоимости их турпакета приходится на транспортные расходы, что часто является сдерживающим фактором. Им намного экономнее посетить те же австрийские или французские горнолыжные курорты. Сейчас это одна из главных проблем, которая касается всех федеральных и региональных туроператоров. Для ее решения правительства и представители турбизнеса регионов должны совместно обратиться к Министерству транспорта России по вопросам необходимости снижения тарифов на перевозки внутри страны.

Создание международного туристского маршрута будет содействовать не только развитию международного туризма между странами СВА и регионами Сибири и Дальнего Востока. Но самое главное – активизирует предпринимательскую и инвестиционную деятельность в этих регионах, позволит создать современную инфраструктуру и конкурентоспособные предприятия туриндустрии. Все это работает на повышение качества жизни и отдыха населения на восточных территориях страны.

Надо добавить, что у нас в планах стоит задача привлечь иностранных инвесторов из Японии и Кореи. Зарубежные компании могут построить туристические объекты, которые будут отвечать стандартам качества обслуживания своих стран. То есть это будет отвечать современным потребностям туристов – их соотечественников, привыкших к комфорту и сервису высокого уровня. На это инвестиционное сотрудничество как раз направлено одно из положений резолюции упомянутого форума в Японии.

Необходимость привлечения инвесторов и брендовых компаний в сфере гостиничного хозяйства требует внедрения новых механизмов привлечения зарубежного бизнеса. Это заключение соглашений с самыми известными мировыми представителями гостиничного бизнеса, таким как “Hilton”. Компаниям-пионерам предлагается создать максимально благоприятные условия в виде налоговых преференций, отсутствия административных барьеров и выгодных контрактов. Впоследствии за ними потянутся уже другие бизнес-проекты. В итоге иностранный турист, привыкший к отличному качеству сервиса, приезжает на горнолыжный курорт в ТР ОЭЗ “Байкал” и видит уже знакомые бренды мирового уровня. Это значительно повысит статус нашей турзоны.

– А какая работа сейчас проводится для формирования фундамента проекта “Восточное кольцо”?

 

– Весь год мы (региональные администрации) вели переписку, обсуждали содержание проекта, решили провести ознакомительный тур для туроператоров и представителей деловых кругов Японии, Монголии и России с туристскими ресурсами и объектами перспективного маршрута “Восточное кольцо”. Далее были подготовлены программа маршрута, условия участия, ведь каждая администрация расходы по пребыванию участников тура брала на себя. Вся информация о проекте размещается у нас на сайте www.baikaltravel.ru В связи с пожеланиями администраций регионов (участников проекта) ознакомительный тур проводится частями. Так, во время республиканской выставки-ярмарки “Туризм и отдых в Бурятии” в г. Улан-Удэ в мае 2007 г. Бурятия, Иркутская область и Монголия договорились провести часть тура по своим территориям в преддверии Дня Байкала (26 августа), т.е. Байкало-Монгольская часть проекта “Восточное кольцо” состоялась с 23 по 31 августа 2007 г. В ознакомительном туре приняла участие делегация из Монголии во главе с начальником Департамента по туризму Министерства дорог, транспорта и туризма Монголии г-ном Г. Ендонгомбо, директором Монгольской туристической ассоциации г-ном Б. Эрдэнэбат, представителями туристских компаний “Golden flower”, “BGB”.

С российской стороны в рекламном туре приняли участие президент Российского союза туриндустрии С. П. Шпилько, представители туристских администраций Иркутской области, Республики Бурятия, ведущие туроператоры Байкальского региона, представители турфирм Москвы, Российской международной академии туризма, телеоператоры.

В Иркутской области участники рекламного тура ознакомились с услугами лучших отелей Иркутска и п. Листвянка, совершили экскурсии в архитектурно-этнографический музей “Тальцы”, поднялись на канатной дороге до “Камешка Черского”. Совершили водную прогулку по Байкалу до бухты Песчаной, где посетили базу отдыха “Байкальские дюны”.

В Бурятии участникам тура была представлена широкая культурная программа с бурятским фольклором, посещением деревень староверов. Гости посетили центр буддизма России – Иволгинский дацан, где совершили экскурсию и поклонились Драгоценному нетленному телу Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. В столице Бурятии Улан-Удэ состоялось расширенное совещание по вопросам сотрудничества в рамках создания трансграничных маршрутов “Восточное кольцо”, “Байкал - Хубсугул”, “Чайный путь”. Также гости посетили Музей истории Бурятии, новые гостиницы и рестораны, совершили поездку на Байкал, где ознакомились с развивающимся туристско-рекреационным комплексом в поселках Энхалук и Сухая.

В Монголии, с её динамично развивающейся индустрией туризма участников тура ознакомили с работой туристского информационного центра, департамента по туризму. Участники тура посетили ряд современных отелей, ресторанов, концерт “Звезды монгольской культуры”, Музей природы Монголии, национальный парк Тэрэлж, строящийся памятник Чингисхану высотой 40 метров, историко-культурный комплекс, посвященный жизни монголов XIII века. Участники тура жили в монгольской степи в юртах.

– Людмила Бато-Жаргаловна, немного о международном проекте “Чайный путь”.

 

– Проект разрабатывается на протяжении нескольких лет, в течение которых изучались история пути и его современное состояние, опыт развития аналогичных международных туристских проектов на маршрутах “Великого шелкового пути”, “Винного пути”, “Пути невольников” и других успешных проектов.“Чайный путь” - это проект сотрудничества, целью которого является использование богатого культурно-исторического наследия обширной территории Евразии, связанного с эпохой великого торгового пути. В перспективе “Чайный путь” станет самым длинным туристским маршрутом. Центральным звеном этого маршрута должна стать Кяхта, город, слава о котором как главном центре купеческой торговли простиралась далеко за ее пределами. Это исторический город России, который за красоту песчаных ландшафтов называют Песчаной Венецией.

В начале июля этого года в г.ороде Кяхта прошел Первый международный фестиваль “Чайный путь – путь этнокультурных контактов”. В мероприятиях фестиваля приняла участие делегация из Китая, которая крайне заинтересована в реализации этого проекта и представила проекты воссоздания исторической части г. Хух-Хото для проведения съемок многосерийного сериала и спектакля “Да Шэн Куй” - “Чайный путь”. Запланировано проведение съемок на территории России.

В настоящее время практически все сибирские регионы, по территории которых проходил Чайный путь, подтвердили участие в этом проекте, Агентство по туризму Бурятии координирует работу по формированию оргкомитета и проведению мероприятий в 2008 году.

Этот проект, как и “Восточное кольцо”, направлен на укрепление связей между туристическими компаниями регионов, на их совместные действия для продвижения регионального туризма и повышение конкурентоспособности российского турпродукта.

Такого рода проекты могут стать движущей силой международных обменов, и представляется, что именно такие масштабные проекты, как “Восточное кольцо”, “Чайный путь”, должны стать основой формирования федеральной целевой программы по развитию туризма на восточных территориях России.

Климентий ФЕДОРОВ.Республика Бурятия



← Назад в раздел