Все в пропорции – и новые суда, и новые маршруты

В перспективе до 2020 года Республика Саха (Якутия) думает реально увеличить инвестиции в основной капитал на 209% к уровню 2005 года. Объем работ по договорам строительного подряда должен быть увеличен на 253%, промышленной продукции – почти в 4 раза, реальные денежные доходы -в 5, 5 раза, настолько же увеличится реальная заработная плата.

Иными словами, Якутия находится на пороге масштабных инвестиционных проектов, предусмотренных схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации. Как считают сегодня специалисты всех уровней власти и промышленных структур, сдерживающим фактором при осуществлении столь амбициозных проектов все более заметно становится транспортный комплекс республики, а вслед за ним – слабо развитые или вовсе отсутствующие энергетические и промышленные структуры в районах месторождений полезных ископаемых, намеченных к освоению

Намеченные правительством республики стратегические направления в области развития транспортного комплекса касаются создания сети путей сообщения круглогодичного действия. Главным звеном в этой стратегии, естественно, остается железная дорога Беркакит -Томмот - Якутск с одновременным созданием и обустройством других транспортных, автодорожных, речных и авиационных, предприятий, который составит основу всесезонной опорной транспортной сети Якутии.

Воздушный транспорт, хоть и входил всегда составной частью во все программы такого рода, все же в силу своей специфики пользовался особым статусом и особым программным обеспечением.

В стратегии выделено пять географических транспортных зон, в которых предполагается реализация наиболее амбициозных инвестиционных проектов.

Первая проходит по местам будущей прокладки железной дороги АЯН – Хандыга – Магадан. Вторая, касается освоения железорудных, титановых, нефтегазовых месторождений западной Якутии, по которым пройдут рельсы линия Лена – Непа - Ленск. Три другие зоны расположены в Южной Якутии Это Томмот, Алдан, Нерюнгри. Это железные дороги Улак – Эльга и Хани – Олекминск.

Только одно это перечисление говорит о том, какое большое значение приобретут регулярные авиапассажирские перевозки в этих местах, которые будут интенсивно осваиваться и заселяться.

Сравнительный анализ показал, что только 16% населения республики сегодня проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения. Из 629 населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым покрытием. 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи со столицей республики городом Якутском и с близлежащими районными центрами.

Наиболее серьезные проблемы образовались в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики. Там традиционно все связи с центром республики и между селами и поселками осуществлялись и осуществляются только воздушным транспортом. Здесь самолет не имеет альтернативы.

Эти обстоятельства обуславливают то, что с приходом железной дороги в город Якутск территория, которая будет тяготеть к этому транспортному узлу, существенно расширится, и здесь начнет формироваться транспортный, логистический центр всего Северо-Востока России. Это, во-первых. А во-вторых, более доступным для населения станут поездки на дальние расстояния, и Якутский транспортный узел приобретет значение главного центра пассажирских перевозок всеми видами транспорта. Именно здесь будет происходить основной прирост пассажирского движения.

В этой связи воздушный транспорт укрепит свое значение как безальтернативный на дальние расстояния пассажирских сообщений. На долю его сегодня приходится более 65% пассажирооборота республики на дальних маршрутах как внутри Якутии, так и за ее пределами. А это все составляет обширное поле деятельности АК “Якутия”.

Последние данные говорят о том, что тенденция спада перевозок на местных авиалиниях и на магистральных маршрутах преодолена. В последние годы пассажиропоток ежегодно растет. За пятилетие он возрос ровно на треть. Через год-два в республике будет преодолен порог перевозок в один миллион пассажиров в год. Сегодня он составляет почти 700 000 человек

Деятельность ОАО “АК “Якутия” полностью прописана в принятой недавно программе развития на период 2007-2011 гг.

В эту программу вошли мероприятия по обновлению парка воздушных судов регионального и магистрального назначения, по поддержанию летной годности самолетов, по развитию маршрутной сети.

Теперь каждое направление имеет отдельный, хорошо продуманный бизнес-план.

Объем финансирования на эти годы составит около 5 млрд. рублей. Из них за счет собственных и внебюджетных доходов – более 4 млрд. рублей. И только один процент составят средства республиканского и четыре процента федерального бюджетов.

Перед компанией поставлены следующие цели и задачи – безопасность полетов и эффективность развития. Пожалуй, это основа, на которой будут строиться вся дальнейшая политика и производственная деятельность.

Сегодня АК “Якутия” входит в двадцатку компаний крупнейших авиаперевозчиков России, обеспечивающих высокий уровень обслуживания пассажиров. Сохранить свои позиции без развития макроэкономических показателей региона в целом практически невозможно. Поэтому динамика пассажироперевозок планируется на уровне 4-5 процентов в год, как и само развитие республики по всем промышленным отраслям экономики.

Для удовлетворения потребности естественного роста таких перевозок у компании есть все. Она обладает достаточно убедительными факторами производства.

Учитывая дальнейший рост развития авиации в целом в ближайшие годы, станет насущной необходимостью серьезно заняться обновлением парка воздушных судов для прочного освоения и закрепления на внутрирегиональных и магистральных авиалиниях. Обновление это предполагает прежде всего переход на современные комфортабельные и топливно-эффективные самолеты.

В компании все ориентиры направлены на то, чтобы заменить устаревающий парк воздушных судов регионального типа Ан-24 и А-26 на новое поколение Ан-140. А Ту-154 на магистральных маршрутах на Боинг 757-200 и Ту-204/214.

Первая проба, как говорят, уже сделана. Приобретены первый самолет Ан-140 и первый Боинг.

Сегодня эксплуатационный парк компании составляет 19 самолетов. Это 6 магистральных Ту-154 и один Боинг-757, 10 Ан-24, один Ан-26 и один Ан-140 на региональных маршрутах. Краткая характеристика деятельности. компании на начало этого года весьма положительна и находится в динамике

По итоговой таблице работы видно, что все экономические показатели находятся на отметках значительно выше 100 процентов. Хороших результатов коллектив, который составляет сегодня 900 человек, добился в перевозке пассажиров, почты и грузов, в налете часов на всех воздушных судах, в производительности труда, получена неплохая операционная прибыль и чистая прибыль. Однако затраты на один рубль доходов все еще высоки.

Вот над снижением непроизводительных затрат коллектив сегодня усиленно работает. Вся надежда –на безусловное выполнение принятой программы, где предусмотрено немало мероприятий, увеличивающих доходы авиакомпании.

Необходимость обновления парка воздушных судов, продиктована самой жизнью.

Дело в том, что жизненный цикл, скажем, самолета Ан-24 ограничен ресурсными значениями: 70 тысячами летных часов, 47 тысячами посадок и 45 годами календарного срока службы.

Активный парк самолета Ан-24 в АК “Якутия” выпуска 1972 - 1976 годов. Они уже наработали по 43-53 тысячи часов и могут находиться в эксплуатации еще в течении пяти ближайших лет. Значит в ближайшие годы этот тип самолета уже не будет отвечать требованиям рынка по уровню комфорта, эффективности сжигания топлива. Его дальнейшая модернизация ни к чему не приведет. Просто он устареет не только физически, но и морально.

Следовательно, замена назрела, и делать ее надо не медля, сегодня, и не в одночасье, а постепенно, выводя из оборота машину за машиной, с вводом в строй новых современных типов воздушных судов высокого класса, отвечающим всем нормам ИКАО по уровню безопасности, эмиссии вредных веществ и шуму двигателей.

Этим требованиям сегодня отвечает самолет Ан-140 производства Самарского завода “Авиакор”. Поэтому в компании и было принято решение делать ставку именно на него.

В марте прошлого года между ОАО “АК “Якутия” и ОАО “Финансовая лизинговая компания” заключены договоры финансовой аренды на один самолет Ан-140 и два самолета Ан-140-100 сроком на 15 лет. Всего планируется приобрести по этой лизинговой схеме 5 таких самолетов.

Определение количества этой марки “анов” на региональном рынке определялся реальным экономическим анализом. Если за последние три года налет на один самолет Ан-24 составил в среднем 10 000 часов, то налет Ан-140, который по вместимости больше и по скорости быстрее, в тот же срок будет в эксплуатации эффективней. Экономисты компании посчитали, что вполне хватит 5 машин Ан-140

Они будут эксплуатироваться на маршрутах центрального направления и внутри республики. Якутск получит надежные воздушные сообщения с Хабаровском, Магаданом, Петропавловском-на-Камчатке, Иркутском, Сочи, Краснодаром, Волгоградом Ростовом на Дону, Киевом, Баку, Красноярском, Анадырем и другими городами субъектов Российской Федерации.

На магистральных авиалиниях компания выбрала тип и модификацию Боинга, потому, что по своим летно-техническим характеристикам этот самолет обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с Ту-154.

Это и вместимость – больше пассажирских кресел, и более высокая коммерческая загрузка при полетах в Москву и Санкт-Петербург. Он превосходит многие отечественные аналоги по уровню шума, эмиссии, безопасности, аэронавигационной оснащенности и по топливной эффективности, что очень существенно.

Боинг свяжет столицу Якутии не только с Москвой и Санкт-Петербургом, но и с Владивостоком, Харбином, Сеулом, Благовещенском, Певеком, Анадырем. Пока есть хороший задел налета часов для четырех таких воздушных судов. По мере расширения зоны полетов и освоения заграничных маршрутов будут приобретаться новые воздушные суда.

В течении 2007-2011 годов компания намерена продолжить работу по выбору новых типов магистральных самолетов. Сегодня предложения российских производителей воздушных судов и финансовые схемы их приобретения не удовлетворяют требованиям экономической целесообразности. Поэтому на долгосрочную перспективу планируются варианты приобретения российского самолета Ту-204-300 по лизингу.

Таким образом, к 2011 году обновление парта самолетов компании новыми, современными воздушными судами составит более половины по всем типам и моделям.

За счет этого планируется значительно расширить маршрутную сеть. На межрегиональных воздушных линиях будут открыты 7 новых маршрутов из аэропортов базирования Внуково, связывающих с центрами дальневосточной части России.

Всего до 2011 года поэтапно планируется открыть 20 новых маршрутов из городов Иркутск, Магадан, Краснодар, Якутск.

Компания рассчитывает получить от реализации новой программы значительный экономический эффект в виде прибыли от производственной деятельности. Эксплуатация новых маршрутов оценочно увеличит показатель перевозок пассажиров в 2 раза и рост производства полетов тоже в 2 раза.

В этом году АК “Якутия” ввела автоматизированный программный продукт системы связи СИТА, позволяющий производить расчет топлива, коммерческую загрузку, определять запасные аэродромы и оптимальный экономический маршрут движения воздушного судна.

И в этом же году планируется начать подготовку к внедрению системы “Электронный билет” и проведение аудита IOSA в соответствии с требованиями Международной ассоциации воздушного транспорта - ИАТА для вступления “Якутии” членом в эту ассоциацию. Это позволит привести деятельность авиакомпании к уровню международных стандартов и предоставить пассажирам обширную географию полетов в зоне деятельности ИАТА.

Для АК “Якутия” сегодня это весьма актуально. Самолеты компании летают уже более чем в 20 стран мира.

Совсем недавно в конце июля этого года была открыта новая международная авиалиния Якутск –Шайханьгуань (КНР), а 28 октября начнутся регулярные полеты по маршруту Якутск – Сеул (Южная Корея).

Артем Гарский.г. Якутск



← Назад в раздел