Стратегия развития республики – реализация мегапроектов

Сегодня в Республике Саха (Якутия) широкомасштабно идет реализация сразу нескольких мегапроектов. Один из них затрагивает интересы не только Якутии, но и всего Дальневосточного региона. Это проект нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан”. О научном сопровождении проекта, подготовке кадров для работы над строительством и обслуживанием нефтепровода рассказывает министр науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) Александр ПАХОМОВ.

 

– Научное сопровождение мегапроекта осуществляют несколько институтов Сибирского отделения Российской академии наук. Так, Институт физико-технических проблем Севера занимается вопросами комплексной оценки экономических, социальных и экологических последствий реализации объектов, анализа и экспертной оценки технических решений схем газо-, водо-, теплоснабжения населенных пунктов, расположенных по маршруту нефтепровода, изучает возможности снижения затрат на строительство этих объектов.

Институт проблем нефти и газа анализирует экономическую эффективность строительства газопровода в связи с газификацией населенных пунктов по трассе, возможность утилизацит попутного газа в процессе освоения нефтяных месторождений Западной Якутии, проводит поиск территорий перспективных в плане нефти и газа, разрабатывает рекомендации для работ по очистке территорий от нефтезагрязнения, контролирует очистные и рекультивационные работы.

Институт горного дела Севера занимается вопросами повышения эффективности инженерных изысканий и организации мониторинговых наблюдений за состоянием линейных сооружений, автомобильных и железных дорог, строящихся и эксплуатируемых в районах криолитозоны. В рамках научного сопровождения сотрудниками института будет разработан и внедрен в эксплуатацию комплекс геофизических методов для обеспечения технологии инженерно-геологических изысканий, что позволит оперативно следить за состоянием грунтов. Всесезонная эксплуатация подобной технологии может принципиально изменить работу службы мониторинговых наблюдений за состоянием дорог Якутии, а это положительно отразится на безопасности транспорта.

Институт региональной экономики разрабатывает методологию и методики кластерного подхода к решению народнохозяйственных задач и осуществлению мегапроектов в регионе и приоритетные направления развития отраслевых и межотраслевых комплексов.

Сотрудники Института мерзлотоведения создают базу данных геоэкологической информации по объектам. Разрабатывают комплекс мероприятий по уменьшению негативных последствий строительства, прогнозируют преобразования природной среды при создании и эксплуатации крупных геотехнических объектов.

– Несомненно, вопросы экологии, защиты окружающей среды выходят на первый план…

 

– Поэтому им уделяется такое внимание. Практически все институты так или иначе задействованы в решении экологических задач. Институт космофизических исследований и аэрономии займется мониторингом экологического состояния по спутниковым данным, на основе чего будет создана тематическая геоинформационная система экологического мониторинга природно-техногенных систем.

Институт прикладной экологии Севера также разрабатывает план мероприятий по прогнозу состояния природной среды в зоне разработки новых скважин.

– Кроме научных подразделений в работе участвует головной вуз республики – Якутский государственный университет.

 

– Он отвечает за создание трехмерной ГИС-модели по трассе нефтепровода ВСТО и планируемых нефтеперерабатывающих предприятий Южной Якутии, которые могут быть применены для решения задач прогнозирования, что позволяет принять меры по снижению риска и обеспечения безопасности населения и территорий. Кроме того, ЯГУ займется анализом структуры природопользования, его геоинформационным картографированием. Это будет способствовать принятию решений по оптимизации природопользования на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера. Полученные сведения можно использовать для прогнозирования развития социально-экономической и экологической ситуации в республике. Другая задача – разработка и внедрение кластерного подхода к размещению и развитию горнопромышленных, транспортных и топливно-энергетических комплексов Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года. Это позволит более полно учесть климатические факторы, строение моделируемых объектов, протекание совместных процессов в горных породах.

– Одним из положительных моментов недавно прошедшего традиционного осеннего педсовета министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко назвал участие в нем министерства науки и профессионального образования республики, руководителей образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования республики. При реализации мегапроектов и “Схемы комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года” проблемы совершенствования системы подготовки специалистов и рабочих кадров в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования выходят на первый план.

 

– Стратегия экономического развития нашей республики в ближайшее время строится на основе “Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года”. В ней в качестве основных направлений развития экономики республики выбраны развитие отраслей топливно-энергетического комплекса, опережающее развитие транспорта и энергетики, а также развитие существующих базовых отраслей (добычи алмазов, золота, лесопромышленного и агропромышленного комплекса). Основу Схемы составляет комплекс крупных инвестиционных проектов. Это и строительство нефтепровода, и строительство целого гидроэнергетического комплекса, и создание транспортной инфраструктуры, и освоение месторождений урана, угля, развитие перерабатывающей промышленности.

Мероприятия, принятые по реализации Схемы развития производительных сил, ставят перед системой науки Республики Саха (Якутия) очень серьезные задачи.

– Начата ли работа в этом направлении?

 

– Да. Научно-исследовательские учреждения республики уже приступили к работе по научному сопровождению мероприятий по Схеме. Ряд научных институтов Сибирского отделения РАН и Рособразования, такие как Институт биологических проблем криолитозоны, Институт прикладной экологии Севера, Институт проблем малочисленных народов Севера, Институт здоровья, Институт физико-технических проблем Севера и Институт мерзлотоведения, заключили договора по инженерно-экологическим изысканиям для подготовки раздела воздействия на окружающую среду строительства каскада ГЭС на реке Тимптон. Сегодня работа по привлечению научных учреждений республики к сопровождению мегапроектов продолжается.

При этом считаем крайне важным уделить особое внимание изучению экологического состояния Южной Якутии. Экстремальные климатические условия республики усугубляют остроту экологических проблем. Соответственно, особое значение для республики в период взрывного осуществления крупных инвестиционных проектов приобретает организация системы постоянно действующего экологического мониторинга и прогноза.

В связи с этим считаем необходимой разработку стратегии экологически сбалансированного природопользования в Южной Якутии и схемы эколого-природоохранных и природовосстановительных мер в период до 2020 г.

Второе, на что хотел бы обратить внимание, — в республике при реализации комплекса мегапроектов резко возросла потребность в квалифицированньих специалистах и особенно в квалифицированных рабочих кадрах.

В соответствии с поставленными Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) задачами по реализации Схемы, Министерством науки и профессионального образования совместно с Министерством экономического развития разработан и согласован со всеми министерствами и ведомствами республики проект Государственной программы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2007 - 2010 гг. и основные направления до 2015 г., который будет внесен на утверждение правительства республики. В ней рассчитана прогнозная потребность республики в кадрах с учетом реализации Схемы развития производительных сил до 2020 г.

– Что делается для решения этой задачи?

 

– Наше министерство целенаправленно ведет работу по открытию в учебных заведениях профессионального образования всех уровней новых специальностей технического профиля и особенно специальностей рабочих профессий.

Сейчас в подчинении Министерства науки и профессионального образования РС (Я) находятся 48 образовательных учреждений. План приема, утвержденный постановлением правительства, составляет по среднему специальному образованию 2465 мест и по начальному – 3795 мест.

С 1 сентября открыты 43 новые специальности, в том числе 32 технического профиля.

В Якутском государственном университете открыты 9 новых специальностей.

В соответствии со Схемой развития производительных сил ЯГУ планирует и в последующие годы получить лицензии на подготовку специалистов по специальностям: бурение нефтяных и газовых скважин, геология нефти и газа, обогащение полезных ископаемых, шахтное и подземное строительство, мосты и транспортные тоннели, проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ.

Другой вуз технического профиля, Якутский государственный инженерно-технический институт в этом учебном году открыл шесть новых специальностей. В этом учебном году по программе среднего и начального профессионального образования открыты 28 новых специальностей. В образовательных учреждениях среднего и начального уровня подготовки с этого учебного года введены программы дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации в ускоренном режиме со сроком обучения от 3до 6 месяцев.

– Насколько учебные заведения готовы к повышенной нагрузке?

 

– Действительно, учебно-материальная база некоторых образовательных учреждений среднего и начального профобразования не отвечает современным требованиям. Нужны материальные ресурсы для обеспечения учебного процесса, финансовая поддержка со стороны крупных промышленных предприятий – заказчиков рабочих кадров и специалистов, для обеспечения учебных заведений необходимым оборудованием, сырьем, расходными материалами, техникой и строительства новых учебных корпусов, мастерских, общежитий и жилья для преподавателей.

Для выполнения этих задач, а также обеспечения прохождения производственной практики студентами и учащимися, а самое важное – для трудоустройства выпускников, между Министерством науки и профессионального образования РС (Я) и АК “АЛРОСА” подписано соглашение о сотрудничестве.

Такие же соглашения подписали Якутский государственный университет и Якутская государственная сельскохозяйственная академия.

В настоящее время министерство науки и профессионального образования проводит работу по подписанию соглашений с акционерными обществами “Сургутнефтегаз”, “Якутуголь” и “Якутскэнерго”.

Президентом республики принято решение о строительстве политехнического лицея, нефтегазового техникума, водно-транспортного техникума и горно-геологического техникума. Планируется строительство транспортного техникума. В нескольких районах в рамках Инвестиционного бюджета республики намечено строительство объектов профессионального образования.

– Как вы можете определить первоочередные задачи, стоящие перед министерством?

 

– Во-первых, предстоит совершенствовать нормативно-правовую базу организациигосударственного заказа на научные и опытно-конструкторские работы по заявкам министерств и ведомств. Нами разработана Концепция формирования государственного заказа на научную продукцию.

Во-вторых, необходимо дальнейшее совершенствование системы управления научными учреждениями республики в области обеспечения интеграции академической, вузовской и отраслевой науки, единой научно-технической и инновационной политики.

В-третьих, необходимо разработать комплексную программу научного сопровождения Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и конкретизировать проекты научных и опытно-конструкторских работ применительно к тем хозяйствующим субъектам, которые будут выполнять мегапроекты.

В-четвертых, нам необходимо подготовить межведомственную научно-инновационную программу по развитию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

Что касается профессионального образования, то нам предстоит провести оптимизацию учреждений начального и среднего профессионального образования, решить задачу обеспечения образовательных учреждения молодым квалифицированным научно-преподавательским составом из выпускников вузов республики и тех, кто учился за ее пределами по линии Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров.

Необходимо разработать ведомственную программу по укреплению материально-технической базы и продолжить профориентационную работу среди учащихся и молодежи республики.

Марина АКИЕВА.г. Якутск



← Назад в раздел