Комплексное развитие производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я)

– Стратегической целью развития республики является повышение уровня благосостояния ее населения на базе устойчивого функционирования хозяйственного комплекса. Для достижения этой цели в Схеме предусматривается развитие экономики по трем главным направлениям. Первое направление предусматривает стабилизацию работы существующих базовых отраслей, второе – создание новых бюджетообразующих отраслей. Третьим направлением станет создание транспортной и энергетической инфраструктуры. Необходимая сумма инвестиций по наиболее крупным проектам оценивается в 2,5 трлн. руб., основная часть которых будет привлекаться за счет средств частных инвесторов – 1,9 трлн. руб. (76%). На сегодня две трети этих проектов либо имеют недропользователей, которые реализуют эти проекты, либо находятся в стадии разработки ТЭО и готовятся к аукционам на месторождения.

– Алексей Александрович, каким образом будут достигнуты поставленные задачи? Где будут сформированы основные “эпицентры роста” экономики?

 

– Одной из особенностей Схемы является то, что она разработана не только в отраслевом аспекте, но и в территориальном. Ключевые проекты развития производственного потенциала республики сосредоточены в трех регионах - южном, западном и северо-восточном.

В Южной Якутии на принципах государственно-частного партнерства будет создан новый крупный промышленной район на основе четырех кластеров промышленных производств – энергетического, химического, атомного и угольно-металлургического. При этом речь идет не столько о добыче полезных ископаемых, сколько о создании и развитии перерабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью.

Развитие западного региона республики связано с переходом на подземную разработку алмазных месторождений, вводом нефтепровода “Восточная Сибирь - Тихий океан” и промышленным освоением нефтегазовых месторождений, строительством объектов энергетики в рамках создания “Единой энергетической системы востока России”.

Ключевыми проектами Северо-Востока являются золоторудные месторождения Нежданинское и Кючус, месторождения олова Чурпуньа, Тирехтях и Депутатский. Расширение производства триоксида сурьмы из руд месторождений “Сарылах” и “Сентачан”. Для реализации этих проектов будут созданы объекты транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах государственного частного партнерства.

– На заседании Инвестиционной комиссии в рамках XI Петербургского международного экономического форума для софинансирования из Инвестиционного фонда Российской Федерации был одобрен проект Республики Саха (Якутия) “Комплексное развитие Южной Якутии”. Не могли бы Вы рассказать о нем подробнее?

 

– Этот крупнейший проект государственно-частного партнерства направлен на обеспечение опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока через интенсивное развитие инфраструктуры и индустрии, связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых. Реализация проекта позволит решить огромный комплекс задач, поставленных в действующей Среднесрочной программе развития России, Транспортной стратегии, Энергетической стратегии, Восточной газовой программе, Генеральной схеме развития электроэнергетики, Программе развития атомной отрасли, соответствующих решениях Совета Безопасности и Правительства России.

В настоящее время наши представления о будущем этой территории базируеюся на инвестиционных планах и стратегиях компаний – участников инвестиционного проекта “Комплексное развитие Южной Якутии”. В единую финансовую модель заявки и сводный бизнес-план проекта были включены бизнес-планы компаний, таких как ГидроОГК, Техснабэкспорт, ИГ Алроса, Газпром, “Якутские угли – новые технологии”.

Проект будет реализован в два этапа. На первом - в 2008 - 2009 гг. - за счет средств Инвестфонда будет подготовлена проектно-сметная документация строительства Тимптонской ГЭС и Эльконского горно-металлургического комбината, создания в регионе необходимой электросетевой, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры.

За счет средств инвесторов будет осуществлена подготовка проектно-сметной документации строительства Якутского газо-химического комплекса, Алданского завода синтетических моторных топлив, Селигдарского горно-химического комбината, Таежного и Тыраннахского горно-обогатительных комбинатов, а также Инаглинского угольного комплекса.

На втором этапе - в 2010 - 2019 гг. предполагается осуществить строительство всех объектов. На этапе строительства государственного финансирования потребуют только объекты автодорожной, железнодорожной и электросетевой инфраструктуры, а также плотина Канкунской ГЭС. Таким образом, на данном этапе государство финансирует 25% капзатрат проекта, бизнес – 75%.

Реализация проекта позволит создать более 30 тысяч новых рабочих мест, повысит уровень и качество жизни населения. По предварительным прогнозам, ежегодные отчисления в бюджеты всех уровней после выхода проекта на полную мощность составят 49 млрд. руб. Прирост ВРП возрастет в 2,5 раза.

По такому же принципу получит развитие Томпонский горнопромышленный район, участниками в котором выступают Правительство республики, компания “Полюс Золото”, “Корпорация Металлы Восточной Сибири” и Эй-И-Эс Силк Роуд Инк. (AES Silk Road Inc.), США.

Широкую презентацию данного проекта мы планируем провести на Кубанском экономическом форуме в городе Сочи.

– Государственно-частное партнерство – сравнительно новый для России инструмент управления и привлечения инвестиций. Насколько оправдан и эффективен механизм его применения в условиях республики?

– Инвестиционные проекты, входящие в состав данной заявки, – сколь инвестиционно привлекательные, столь и непростые в реализации с точки зрения инвесторов. Все они капиталоемкие, почти все имеют довольно длительные сроки строительства, чувствительны к вопросу о развитии инфраструктуры за государственный счет. Поэтому для инвесторов именно с точки зрения организации рыночного финансирования своих проектов крайне важна декларация государства о поддержке проекта освоения Южной Якутии, выраженная в инвестициях в проектирование части объектов. Это не только создаст определенную политическую стабильность проекта, но и позволит существенно снизить для инвесторов цену привлекаемых денег, облегчить организацию финансирования. В рамках указанного проекта каждый рубль государственных инвестиций в инфраструктуру генерирует более 3 рублей инвестиций бизнеса в объекты промышленности.

С точки зрения количественных критериев оценки проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда, проект “Комплексное развитие Южной Якутии” можно назвать одним из образцовых. Его внутренняя норма доходности для государства составляет 17,4%, что превышает средневзвешенный показатель на 12,1%. Вклад проекта в рост ВВП страны рассчитан как 0,37%, что в 37 раз выше минимального для Инвестиционного фонда уровня.

При этом мы совершенно уверены, что к 2009 году активно ведущаяся в регионе геологоразведка, а также наша работа с отраслевыми инвесторами, позволит нам включить в заявку не только эти, но и другие инвестиционные проекты.

– Большая часть нефтепровода ВСТО пройдет по территории Якутии. Какие перспективы в топливно-энергетическом комплексе Якутии открываются по завершении его строительства? Какой экономический эффект планирует получить республика от строительства на ее территории нефтепровода ВСТО?

 

– Отсутствие развитой инфраструктуры является основным сдерживающим фактором на пути освоения и дальнейшего сбыта огромного потенциала месторождений УВС. Сейчас в республике добывается всего 342 тыс. тонн нефти. Ввод в 2008 году нефтепровода ВСТО позволит нарастить объемы добычи нефти, которые к 2020 году возрастут до 12,7 млн. тонн в год.

В газовой отрасли планируется освоение Чаяндинско-Ботуобинской группы месторождений газа в рамках программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможности экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. Добыча газа должна увеличиться с сегодняшних 1,6 млрд. куб. м до 30 млрд. куб. м к 2020 году.

После того, как внутренняя транспортная инфраструктура республики достигнет необходимого уровня и надежности, основной задачей станет создание новых мощностей по переработке нефти и газа.

Планируется вариант строительства Якутского газоперерабатывающего и газохимического комплексов в г. Ленске мощностью до 20 млрд. куб. м газа в год на базе Чаяндинского месторождения. В районе г. Алдан предполагается расположение завода синтетических моторных топлив по технологии GTL (“gas to liquid”), который позволит обеспечивать моторными топливами Южный, а с учетом завершения строительства к 2012 году железнодорожной линии Томмот – Якутск и Центральный район республики.

Экономический эффект от реализации проекта ВСТО возникает как в период строительства, так и в период его эксплуатации. Осуществление проекта обеспечит прирост поступлений в бюджеты всех уровней, включая и консолидированный бюджет РС (Я). Общий объем поступлений в местные бюджеты субъектов Федерации в период эксплуатации при выходе системы на максимальную мощность (80 млн. т) оценивается в 400 млн. долл., в том числе на долю РС (Я) – порядка 3 млрд. руб.

Основной доход бюджета, конечно же, будет получен от увеличения объемов добычи нефти и газа. Нефтегазовый комплекс республики к 2020 году обеспечит более чем 60%-й прирост ВРП к существующему уровню.

– Реализация мегапроектов требует значительного количества высококвалифицированных кадров. Какие меры предпринимаются для их привлечения и подготовки?

 

– Для удовлетворения потребностей новых производств необходимы специальности инженерно-технического профиля, как высшего, так и в особенности среднеспециального образования.

С учетом реализации мегапроектов разработан проект “Программы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006 -2010 гг. и основные направления до 2015 г.”. Кроме этого утвержден Комплексный план развития рынка труда Западной Якутии на 2007 – 2011 гг., для разработки Комплексного плана развития рынка труда Южной Якутии на 2007 – 2011 гг. создана рабочая группа.

В настоящее время по линии Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте РС(Я) за пределами республики обучается более 4 тысяч человек, из общего объема которых в среднем 70% обучаются по техническим и технологическим специальностям.

В Якутском государственном университете и его филиалах в городах Мирный, Нерюнгри будут открыты новые специальности для нефтегазового комплекса, транспорта, энергетики и горнодобывающей промышленности. В прошлом году в п. Светлый открылся Мирнинский индустриальный техникум, который готовит специалистов по электро- и теплотехническим специальностям.

Помимо этого – все большее распространение находит практика целевого обучения за счет средств инвесторов. К примеру, за 2005 - 2006 гг. за счет средств ОАО “Сургутнефтегаз” в вузы РФ и РС(Я) было направлено 30 выпускников школ с гарантией их дальнейшего трудоустройства в структурных подразделениях данной компании.

Все крупные инвестиционные проекты требуют нескольких лет для своей реализации, и за это время в регионе можно будет организовать все необходимые образовательные программы как в высших учебных заведениях, так и в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

– Задача опережающего развития транспортной инфраструктуры была определена Президентом Российской Федерации в качестве одного из основных стратегических приоритетов развития страны. Каковы перспективы развития в республике транспортного комплекса?

 

– Развитие транспортной инфраструктуры будет осуществляться на основе федеральных целевых программ “Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)”, “Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года” и республиканской - “Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления до 2015 года”. Ключевым проектом развития транспортного комплекса республики является строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск с мостовым переходом через реку Лена, который создаст в районе г. Якутска мощный транспортно-логистический центр. Все объекты этого узла составят ключевой комплекс будущих транспортных технологий и эффективного взаимодействия различных видов транспорта. Поставлена стратегическая задача - к 2010 г. весь этот комплекс должен будет обеспечивать прием, перевалку грузов и распределение грузопотоков назначением в Центральную, Арктическую, Вилюйскую и Восточную группы районов.

Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта в республике связывается с сооружением транспортных подходов к объектам освоения природных ресурсов, в частности к Эльгинскому угольному, Таежнинскому железорудному и другим месторождениям Южной Якутии (строительство “пионерных” железнодорожных линий Усть-Кут – Непа – Ленск, Хани – Олекминск, Улак – Эльга), строительством железнодорожной линии Якутск – Хандыга – Магадан.

В дорожном комплексе будет произведено строительство и реконструкция автодорог “Лена”, “Колыма”, “Вилюй”, “Амга” и “Кобяй”. Большое значение также придается надежному функционированию речного и воздушного транспорта. Кроме того, программными мероприятиями предусмотрена государственная политика сдерживания роста авиатарифов на внутриулусных направлениях.

В результате реализации этих мероприятий будет сформирована круглогодичная транспортная связь 22 районов и городов с охватом 91,5% населения и 47,5% территории. Это должно обеспечить благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы Республики, снижение транспортных издержек, создание необходимых предпосылок для интеграции Якутии в единое экономическое пространство страны и в Азиатско-Тихоокеанский регион.

– Алексей Александрович, как Вы в целом оцениваете межрегиональный эффект от реализации крупных инвестиционных проектов в республике?

 

– Результаты реализации инвестиционных проектов дадут импульс не только для Якутии, но и для развития в большинстве регионов Дальневосточного округа как инфраструктуры, так и в освоении минерально-сырьевой базы.

Социальным эффектом от разработки газовых месторождений станет газификация населенных пунктов Якутии, Амурской области, Приморского, Хабаровского края и Еврейской автономной области. Получит развитие нефтеперерабатывающее и нефтехимическое производство в Приморье и Хабаровском крае. С вводом крупных гидроэнергетических мощностей снизятся тарифы на электроэнергию, возникнет конкуренция между генерирующими предприятиями.

Освоение крупных месторождений обеспечит загрузку Байкало-Амурской магистрали, послужит развитию портов Приморского края. Масштабное строительство железных и автомобильных дорог позволит создать устойчивое наземное сообщение с самыми крайними восточными территориями России.

Помимо этого Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года, в основу которой положены инвестпроекты, будетявляться важным документом для взаимодействия на федеральном уровне при разработке отраслевых и территориальных федеральных программ.

– Спасибо за интервью.

Антон АРГУНОВ.

г. Якутск



← Назад в раздел