ОАО «НОРФЕС» - 15 лет созидания

Компания “НОРФЕС” основана в июле 1992 года. Тогда крупнейшая судоходная компания России “Дальневосточное морское пароходство - FESCO” и норвежский концерн “NORCONTROL” в целях эксплуатации и развития систем управления движением судов (СУДС) в заливе Петра Великого создали совместное предприятие, которое в 1996 г. было преобразовано в ЗАО “Норфес”, а в 2003 г. - в открытое акционерное общество. В настоящее время ОАО “НОРФЕС” является полностью российским предприятием, единственным акционером которого стало Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В 2006 г. указом Президента Российской Федерации ОАО “НОРФЕС” внесено в перечень стратегических предприятий, не подлежащих приватизации.

Основной целью деятельности ОАО “НОРФЕС” является обеспечение безопасности мореплавания в пределах акваторий портов и на подходах к ним, содействие охране человеческой жизни на море и защите морской окружающей среды, информационное обеспечение государственного контроля над судоходством.

Первая и главная задача предприятия – создание, дальнейшая эксплуатация и развитие интегрированной системы безопасности мореплавания в заливе Петра Великого и прилегающей части Японского моря. Концепция, генеральная схема и проект такой системы были разработаны в середине 90-х годов специалистами “НОРФЕС” совместно с Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ).

Основу интегрированной системы безопасности мореплавания составляет региональная система управления движением судов (СУДС), район действия региональной СУДС распространяется на всю акваторию залива Петра Великого и прилегающее территориальное море России.

Региональная СУДС обеспечивает контроль, организацию и регулирование движения судов в портах Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино, Славянка и на подходах к ним.

Региональная СУДС, поэтапно создаваемая ОАО “НОРФЕС” по распоряжению Министерства транспорта РФ с 1998 г., включила в свой состав действующие СУДС порта Владивосток и залива Находка и начала свою работу в 2006 г.

Следует отметить, что региональная СУДС такого масштаба создана впервые в отечественной практике на Дальнем Востоке, с опережением Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов.

Созданию региональной СУДС предшествовала технологическая модерниза-ция СУДС, действующих в заливе Находка и в порту Владивосток, осуществленная в период с 1994 по 1999 г. и включающая строительство нового центра СУДС на мысе Назимова.

После модернизации СУДС Находка и Владивосток были сертифицированы на высшую категорию качества и наряду с СУДС в порту Санкт-Петербург признаны лучшими в России. Это позволило впоследствии распространить высшую категорию и на региональную СУДС.

СУДС Находка ежегодно обслуживает около 6000 судов, посещающих порты залива, в том числе до 3000 судов под иностранными флагами, а также свыше 35 тысяч перемещений судов по заливу Находка. Значительную часть заходящих судов составляют крупнотоннажные танкеры и балкеры водоизмещением 100 000 – 150 000 т.

СУДС Владивосток ежегодно обслуживает более 8000 судов, посещающих порт, в том числе около 2000 судов под иностранными флагами, а также свыше 40 тысяч перемещений судов по акватории порта.

Деятельность СУДС Владивосток, так же как и СУДС Находка, обеспечивается высококвалифицированным персоналом. Операторы СУДС, являющиеся капитанами дальнего плавания или старшими помощниками с-ходят дополнительную специальную, тренажерную и языковую подготовку, а также периодическую аттестацию. Современные технические средства эксплуатируются инженерно-техническим персоналом, прошедшим специальную подготовку при учебных центрах производителей оборудования.

С 2001 г. в компании действует система менеджмента качества, аудит которой обеспечивает Российский морской регистр судоходства. Сертификат соответствия качества услуг СУДС требованиям международных стандартов серии ISO 9000 впервые был получен компанией в 2002 г. и с тех пор регулярно подтверждается.

На завершающем этапе создания региональной СУДС “НОРФЕС” в 2000 – 2005 г. осуществил проектирование и строительство пяти новых радиотехнических постов, расположенных на побережье залива Петра Великого.

Дальнейшее развитие региональной СУДС связано со строительством в бухте Козьмино крупного нефтеналивного терминала – конечной точки магистрального нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан”. Проектируемый нефтеналивной терминал будет обрабатывать крупнотоннажные танкеры дедвейтом до 300000 тонн. Технологические и организационные решения, принятые при создании региональной СУДС, вполне адекватны для обеспечения безопасности плавания таких танкеров – потребуются лишь минимально необходимые дополнительные меры.

Второй составляющей интегрированной системы безопасности море-плавания в заливе Петра Великого и в прилегающей части Японского моря является береговая инфраструктура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). В 1997 - 2000 г. по поручению Министерства транспорта РФ ОАО “НОРФЕС” выполнило проектирование и строительство морских районов А1 и А2 ГМССБ в заливе Петра Великого, а в настоящее время обеспечивает техническую эксплуатацию соответствующих объектов и оборудования.

Третья и последняя составляющая интегрированной системы безопасности мореплавания – дифференциальная станция Глобальных спутниковых навигационных систем – была построена и введена ОАО “НОРФЕС” в опытную эксплуатацию в 2006 – 2007 г.г. Этот объект обеспечивает высокоточной навигацией (погрешность определения местоположения нн превышает несколько метров) суда на акваториях всех портов залива Петра Великого и на подходах к ним в радиусе до 150 морских миль.

Деятельность ОАО “НОРФЕС” не ограничивается акваторией залива Петра Великого с расположенными там портами. Знания и опыт, приобретенные специалистами “НОРФЕС” при работе в родном Приморье, позволили принять участие в разработке и реализации проектов создания систем безопасности мореплавания в других регионах Дальнего Востока. Главными предпосылками для такой работы явились проекты освоения нефтяных и газовых месторождений на шельфе Сахалина.

ОАО “НОРФЕС” завершает разработку рабочего проекта создания СУДС и морского района А1 ГМССБ в порту Де-Кастри, где в рамках проекта “Сахалин-1” уже начал работу терминал по отгрузке нефти производительностью 12 млн. тонн в год, обслуживающий танкеры дедвейтом свыше 100 000 тонн.

Для залива Анива, где в рамках проекта “Сахалин-2” завершается строительство терминала по отгрузке нефти производительностью свыше 10 млн. тонн в год, завода по производству сжиженного природного газа и терминала по его отгрузке производительностью до 10 млн. тонн в год, ОАО “НОРФЕС” выполняет разработку рабочего проекта создания СУДС. Буквально на днях (7 сентября 2007 г.) ОАО “НОРФЕС” признано победителем в конкурсе по строительству и вводу в эксплуатацию СУДС, обслуживающей действующий порт Корсаков и строящийся специализированный нефтегазовый порт в п. Пригородное, откуда транспортировка нефти и газа будет производиться крупнотоннажными танкерами и газовозами в страны Восточной Азии и другие регионы.

ОАО “НОРФЕС” также выполняет рабочий проект модернизации СУДС в портах Ванино и Советская Гавань, связанный с дальнейшим развитием этих портов, в частности – со строительством современного угольного терминала с производительностью несколько миллионов тонн угля в год.

Среди других работ ОАО “НОРФЕС”, выполненных для морской отрасли Дальневосточного региона, следует отметить разработку проектной документации для СУДС и морского района А1 ГМССБ в порту Петропавловск-Камчатский, участие в вводе в эксплуатацию СУДС порта Магадан, разработку проекта создания береговой инфраструктуры ГМССБ в Анадырском заливе, проектирование морского района А2 ГМССБ в приморском порту Пластун.

Современной тенденцией в развитии береговых систем обеспечения безопасности мореплавания является переход от отдельных систем, действующих на аква-ториях портов с ближайшими подходами к ним, к интегрированным региональным системам, охватывающим более обширные акватории, такие как внутренние и тер-риториальные морские воды, международные проливы или даже прибрежные моря в целом (такие как Балтийское). Особое внимание при этом уделяется безопасности морской транспортировки сырой нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа и других опасных грузов.

В Западной Европе и других регионах с высокой степенью освоения побережья и интенсивным судоходством подобные системы обычно строятся на основе международного сотрудничества с использованием уже апробированных организационно-технических решений.

Дальневосточный бассейн России отличается такими специфическими чертами, как огромная протяженность, слабое хозяйственное освоение побережья, особенно его северной части, наличие обширной экономической зоны и значительные запасы углеводородного сырья на шельфе. Тем не менее в связи с реализуемыми и перспективными проектами освоения шельфа, начавшимся строительством магист-рального нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” в ближайшие годы ожидается резкое увеличение объемов морской перевозки углеводородов, что требует адекватных мер по обеспечению безопасности мореплавания и защиты окружающей среды в масштабах бассейна.

В этих целях в 2004 - 2005 гг. ОАО “НОРФЕС” выполнило по заданию Федерального агентства морского и речного транспорта (“Росморречфлот”) научно-исследовательскую работу “Разработка интегрированной региональной системы управления движением судов Дальневосточного бассейна”. В данной работе сформулированы основные направления по созданию береговых систем безопасности мореплавания в бассейне и принципы их интеграции в единую систему в масштабах бассейна. В 2007 г. эта работа по инициативе “Росморречфлота” возобновлена с учетом уточнений перспектив развития российского Дальнего Востока, современного состояния аналогичных систем за рубежом и последних решений Международной морской организации (ИМО)

Таким образом, ОАО “НОРФЕС”, недавно отметившее свой 15-летний юбилей, свои дальнейшие планы связывает с проектами обеспечения безопасности мореплавания в масштабах всего Дальневосточного бассейна России, не забывая при этом и родной Приморский край.

Виктор ВАНЮКОВ,генеральный директор ОАО“Норфес”.



← Назад в раздел